Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Его можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год).



ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Одной из задач государства является стабилизация экономики. Стабилизация отчасти реализуется средствами фискальной (налогово-бюджетной) политики, то есть манипулированием государственного бюджета.

Совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов называется фискальной политикой.

Fiscalis – казенный с лат.

Можно также сказать, что фискальная политика – это система мер регулирования рынка через правительственные расходы и налоги.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мероприятий, который включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования – правительственные расходы.

Государственные расходы оказывают влияние на занятость и создаваемый объем производства. Они делятся на закупки товаров и услуг для собственного потребления и закупки для регулирования рынка.

Средствами государственного бюджета финансируются:
а) затраты на расширенное воспроизводство
б) непроизводительные расходы государства
в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.д.
г) проведение структурной политики
д) содержание военно-промышленного комплекса.

С помощью косвенных методов (через систему налогообложения и политику ускоренной амортизации) государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.

Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

Ускоренная амортизация с одной стороны, расширяет финансовые возможности предпринимателей, с другой – ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательскую способность населения.

Для того, чтобы выяснить суть налогово-бюджетной политики, нужно рассмотреть, что представляет собой государственный бюджет.

Его можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год).

Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых расходов.

Особый интерес представляет собой анализ исполнения госбюджета, в котором может наглядно проявиться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

Помимо федерального госбюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в РФ к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд медицинского страхования.

В странах с федеративным государственным устройством, таких, как США, Россия, Германия и др., принято различать федеральный бюджет и бюджеты штатов (республик), а также местные бюджеты (городские, муниципальные). Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня называется налогово-бюджетным федерализмом.

В российской статистике принято рассматривать государственные финансы с использованием следующей терминологии:

· Консолидированный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;

· Расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») – федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.

Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расходной статей федерального бюджета на примере России.

 

Исполнение федерального бюджета РФ, % ВВП

Доходы На 1.12.98 Расходы На 1.12.97
Налог на прибыль 1,3 1,2 Государственное управление 0,4 0,3
Подоходный налог 0,1 0,0 Национальная оборона и правоохранительная деятельность 4,8 3,0
НДС, акцизы 6,6 5,4 Фундаментальные исследования 0,4 0,2
Налог на внешнюю торговлю 1,1 1,2 Услуги народному хозяйству 2,0 0,8
Прочие налоги, сборы, платежи 0,4 0,3 Социальные услуги 0,9 1,9
Итого налогов и платежей 9,4 8,2 Обслуживание государственного долга 4,6 4,0
Неналоговые доходы 3,1 1,8 Прочие расходы 4,7 2,4
Всего доходы 12,5 10,0 Итого расходов 17,8 12,6
           
Ссуды за вычетом погашений 0,7 0,6      
Дефицит бюджета -6,1 -3,2      
Внутреннее финансирование 4,0 -0,3      
Внешнее финансирование 2,1 3,5      
ВВП с начала года (млрд.руб.)      

 

· Неналоговые доходы – доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от государственной собственности и от внешнеэкономической деятельности.

· Ссуды за вычетом погашений. Из бюджета РФ выдаются ссуды государствам СНГ.

Важно отметить, что бюджет – это всегда компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе избранными политиками. Ведь утверждение конкретных цифр бюджета – это не абстрактные математические упражнения, за ними стоят конкретные «бюджетополучатели».

Что же такое налоги?

НАЛОГИ – это обязательные платежи физических лиц (населения) и юридических лиц (предприятий, организаций), взимаемые государством.

Налоги выполняют функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную.

Фискальная функция налогов позволяет формировать государственные денежные фонды, необходимые для выполнения государством хозяйственно-политических функций.

С фискальной функцией налогов связано происхождение известного афоризма: «деньги не пахнут». Этой старой истине мы обязаны древнеримскому императору Веспасиану, который ввел налоги на отхожие места.

Экзотические виды налогов рождаются и в наше время: правящая партия Гвинеи ввела в своей стране налог «на мир», оценив каждый год без войны в сумму, эквивалентную 700 бельгийским франкам.

В Австрии горнолыжники обязаны при каждом спуске с горы платить социальный «гипсовый налог», средства которого передаются австрийским клиникам. По самым скромным подсчетам в Австрийских Альпах ежегодно около 150 тыс. лыжников получают травмы, а на лечение тратится примерно один миллиард шиллингов в год.

Используя регулирующуюфункцию, государство изменяет условия налогообложения (вводит одни и отменяет другие налоги), применяет систему налоговых ставок, льгот и штрафов, чем способствует решению важнейших социально-экономических проблем.

Стимулирующая функция заключается в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует развитие НТП, инвестиций в базовые отрасли экономики.

Во многих странах сумма прибыли, направляемая на техническое перевооружение, реконструкцию, освоение и расширение производства, освобождается от налогообложения.

Распределительнаяфункция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в государственном бюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, т.е. принудительность и неотвратимость уплаты налога.

СТАБИЛЬНОСТЬ, или устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет.

РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ, заключающаяся в равномерном распределении налогового бремени среди налогоплательщиков, чтобы относительная налоговая нагрузка была равнозначной для субъектов с разными уровнями доходов.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, проявляющаяся в установлении налоговых ставок и льгот таким образом, чтобы все налогоплательщики были приблизительно в равных условиях, а налогоплательщики с низким уровнем доходов – в щадящих условиях.

Уплата любого налога представляет собой определенным образом организованный процесс, включающий следующие элементы:

- субъект налога – физическое или юридическое лицо, обязанное по закону уплатить налог;

- объект обложения – то, что облагается налогом (доход, имущество, сделка);

- источник обложения – фонд или средства, из которых уплачивается налог;

- налоговая ставка – установленный государством размер налога на единицу обложения (твердые, долевые, процентные, пропорциональные, прогрессивные);

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение от налогообложения в соответствии с действующим законодательством.

СПОСОБЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА С ОБЪЕКТА ОБЛОЖЕНИЯ:

1. У источника – изъятие налога до получения дохода владельцем.

2. По декларации – взимание налога после получения дохода владельцем.

3. По кадастру – взимание налога по реестру, включающему перечень типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта.

В зависимости от уровня государственной власти, вводящей налоги и распоряжающейся налоговыми поступлениями, различают центральные и местные налоги. В РФ – федеральные (16 видов), республиканские (региональные – 7 видов), местные (5 видов).

Налоговый Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты.

К примеру, в США действует только 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемые на уровне штатов.

В РФ львиная доля налоговых доходов (около 96%) приходится на НДС, акцизы, налог на прибыль и таможенные пошлины. В США основной объем поступлений в доход государства обеспечивают личный подоходный налог, акцизы и налоги с продаж, налог на собственность и налог на прибыль с корпораций.

Все налоги делятся также на ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ.

ПРЯМЫЕ налоги – взимаются государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

КОСВЕННЫЕ налоги – это налоги на товары и услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу.

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров и услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально – его покупатель.

Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий.

По результатам мировой практики максимальная ставка на прибыль не должна превышать уровень 35%, иначе компании теряют заинтересованность в развитии и расширении производства.

Американец А.Лаффер стал знаменитым, нарисовав, как свидетельствуют очевидцы, на бумажной салфетке в ресторане свою, ныне известную широкому кругу экономистов «кривую Лаффера»:

 

 

 
 


Точка перегиба на данной кривой очерчивает границу, за которой повышение налоговых ставок является антистимулом для предпринимательской деятельности. Если бы налоговые ставки равнялись нулю, то налоговых поступлений не было бы. Аналогичная ситуация сложилась бы при налоговой ставке на уровне 100%, причиной чего стала бы потеря материальных стимулов к коммерческой деятельности. Отмечено, что налоговые сборы достигают максимальных величин при ставке налога на прибыль, равной 35%.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и недискреционную.

ДИСКРЕЦИОННАЯ (лат. Discrecio – действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны.

При этом правительство учитывает следующие функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами:
а) рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции).

Государственные расходы влияют на совокупный спрос также, как и инвестиции (возрастает выпуск продукции и занятость населения).

Мультипликатор государственных расходов, который вывел Д.Кейнс, показывает, на сколько возрастает ВНП в результате увеличения этих расходов:

 
 
 

 

 


Б) увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции, занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Однако, мультипликатор налогов меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, так как каждая единица прироста инвестиций (государственных расходов) прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход У – Т, однако из него лишь часть идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Эти функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл, которая различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор рота налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ИЛИ ПОЛИТИКА АВТОМАТИЧЕСКИХ ВСТРОЕННЫХ СТАБИЛИЗАТОРОВ.

Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла.

Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

На фазе подъема растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

Следовательно, в финансовом регулировании макроэкономики налогообложение занимает важное место. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста является государственный бюджет – роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.

Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.