Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2. Методы фонетических исследований



Базовый учебник

Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 3-е изд. М., 2003.

Основная литература:

Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977. С. 9-11, 73-75.

Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976. С. 45-60.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учебное пособие для вузов. М., 2005. С.99-101.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Назовите акустические методы исследования.
  2. Какие физиологические (соматические) методы исследования вы знаете?
  3. Назовите основные методы изучения восприятия речи.

Форма контроля – проверка конспектов по данным источникам.

 

Тема 3. Аспекты фонетических описаний: артикуляционный, акустический, перцептивный. Артикуляционная классификация звуков русского языка.

Базовый учебник

Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 3-е изд. М., 2003.

Основная литература

Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Фонетика. М., 2006.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учебное пособие для вузов. М., 2005. С.11-17.

Козырев И.С., Демиденко Л.П. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Минск, 1981.

Панов М. В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979.

Пирогова Н.К. Современный русский язык. Фонетика: Метод. указания для студентов филол .фак. гос. ун-тов. М., 1990.

 

Дополнительная литература:

Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка: Учебное пособие. – СПб., 1998. С. 68-73.

Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970. С. 15-18.

Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976. С. 28-31.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Что такое звук с точки зрения акустики?
  2. Расскажите о частоте звука и высоте, силе и громкости, интенсивности, тембре, длительности, спектре.
  3. Как различаются тоны и шумы?
  4. Что называется формантой звука?
  5. Расскажите о строении произносительного аппарата человека.
  6. Что такое артикуляция?
  7. Какие произносительные органы называются активными и пассивными?
  8. Какую функцию выполняют полость рта и полость носа?

9. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

10. Назовите признаки для классификации гласных.

11. Перечислите гласные переднего, среднего, заднего ряда.

12. Перечислите гласные верхнего, среднего, нижнего подъема.

13. Какие гласные в русском языке являются лабиализованными и нелабиализованными?

14. Почему возникает вопрос о фонетической самостоятельности фонемы Ы?

15. Как решается вопрос о фонетической самостоятельности фонемы Ы московской и ленинградской фонологической школами?

16. Назовите признаки для классификации согласных фонем.

17. Назовите примеры согласных, различных по способу образования.

18. Назовите примеры согласных, различных по месту образования.

19. Чем характеризуется артикуляция сонантов в отличие от шумных согласных?

20. Какие согласные не имеют признака звонкость / глухость? Какие согласные не имеют коррелятивной пары по звонкости / глухости?

21. Дайте определение палатализации.

22. Какой согласный не имеет признака твердость / мягкость? Какие согласные не имеют коррелятивной пары по твердости / мягкости?

23. Почему возникает вопрос о фонетической самостоятельности фонем К’, Г’, Х’, Щ [Ш’:], [Ж’:]?

24. Как решают вопрос о фонетической самостоятельности перечисленных выше фонем представители ленинградской и московской фонологических школ?

25. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

26. Назовите признаки для классификации гласных.

27. Перечислите гласные переднего, среднего, заднего ряда.

28. Перечислите гласные верхнего, среднего, нижнего подъема.

29. Какие гласные в русском языке являются лабиализованными и нелабиализованными?

30. Почему возникает вопрос о фонетической самостоятельности фонемы Ы?

31. Как решается вопрос о фонетической самостоятельности фонемы Ы московской и ленинградской фонологической школами?

32. Почему выделяются психоакустический аспект и собственно перцептивная фонетика?

33. Каковы задачи перцептивной фонетики?

34. Перечислите основные отделы слуховой системы, обеспечивающие восприятие речи?

35. Назовите универсальные и частные прецептивные свойства звуков.

36. Дайте определение психологической фонемы.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.