В процессе эксплуатации электровозов состояние тяговых двигателей
постепенно, но неуклонно ухудшается, что может привести к отказу локомотивов и в более серьезных случаях к авариям различной степени тяжести.
Возникающие повреждения могут выявляться локомотивными бригадами в процессе эксплуатации или в стационарных условиях при техническом обслуживании или ремонте в депо. В первом случае повреждения определяются обычно визуально, а во втором – с применением различных контрольно-измерительных приборов и диагностических устройств.
К основным неисправностям тяговых машин, возникающим в процессе эксплуатации можно отнести:
– старение изоляции и, как следствие, ее пробой;
– обрывы проводников;
– межвитковые замыкания катушек;
– выплавление припоя из петушков коллектора;
– размотка бандажей;
– разрушение подшипников;
– излом вала якоря;
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ
– появление на рабочей поверхности коллектора чрезмерных выработок;
– ослабление креплений деталей и узлов;
– излом пружин в щеткодержателях [6, С. 115].
Методы выявления мест коротких замыканий (КЗ) и обрывов различны.
Места КЗ в депо первоначально пытаются установить по записи, сделанной машинистами в Журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152.
Подозрительное место внимательно осматривают, уточняют по следам копоти, брызгам металла и по возможному запаху горелой изоляции. При недостаточности этих признаков выполняют проверку мегомметром.
Для уточнения места повреждения зону поиска постепенно сужают, разделяя проверяемую цепь на отдельные участки, отключая отдельные последовательно включенные в эту цепь аппараты или устанавливая между контактами изоляцию. В ряде случаев цепь приходится делить на участки разъединением кабелей, проводов или шин.
Механические повреждения электрических машин постоянного тока возникают в эксплуатации даже при нормальных условиях работы. Наиболее интенсивно изнашиваются щетки, рабочая поверхность коллектора и внутренние стенки окон щеткодержателей. У машин с односторонним вращением якоря (вспомогательные машины на ЭПС постоянного тока) возможно заедание щетки в окне корпуса щеткодержателя, которое сопровождается потерей контакта щетки с коллектором, повышением сопротивления в переходном контакте, повышенным нагревом, что иногда приводит к разрушению щетки.
Реже наблюдаются размотка бандажей якоря; задир или рассыпание коллектора; излом деталей щеткодержателей; обрыв болтов полюсов и кронштейнов щеткодержателей, трещины в остовах, порча подшипников и
коллектора в результате попадания на него посторонних деталей или излома деталей щеткодержателя.
Рассыпание коллектора, то есть возвышение над рабочей поверхностью коллектора одной или нескольких пластин, устранить в условиях эксплуатации нельзя. Электродвигатель должен быть направлен на завод для ремонта со снятием обмотки и замены коллектора.
Ослабление посадки подшипникового щита выявляют визуально при обнаружении следов ржавчины по наружному контуру прилегания щита и ослабления крепежных болтов.
О повреждении подшипников якоря в эксплуатации обычно свидетельствуют следы нагрева крышки подшипника и попадание смазки во внутрь остова. Для уточнения наличия данного повреждения в депо колесную пару с тяговым электродвигателем вывешивают, подставляя под ее буксы домкраты, и к тяговому электродвигателю подводят пониженное напряжение (около 100 В). При вращении якоря с поврежденным подшипником прослушивается характерный шум. Для более точного контроля можно использовать стетоскоп или различные приборы вибродиагностики. При значительном повреждении подшипника происходит просадка вала, которую можно выявить с помощью пластинчатого или шарикового щупа [6, С. 116].
Процедура технического обслуживания тягового электродвигателя ЭД-118Б достаточно типовая и в значительной мере необходима для других машин.
Техническое обслуживание включает следующие работы:
- определение температуры нагрева частей (для якорных подшипников не более 80 °С);
-
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ
проверку крепления кабельных наконечников;
- проверку уплотнений;
- оценку целостности брезентовых суфле;
- измерение сопротивления изоляции в зимнее время.
В процесс, эксплуатации электродвигателей необходимо периодически на ощупь проверять температуру нагрева коллекторов, якорных и моторно-осевых подшипников. Максимально допустимая температура коллекторов электродвигателей тепловоза 105 °С, якорных подшипников 80 °С и моторно-осевых подшипников 60 °С. Чтобы избежать осаждения росы на изоляции и металлических деталях электродвигателей, в зимнее время следует избегать постановки холодного локомотива в теплое помещение.
Не реже двух раз в месяц тяговые электродвигатели необходимо продувать и чистить. При этом следует проверять, нет ли заеданий щеток в гнездах щеткодержателей, контролировать степень их износа и прилегание к поверхности коллектора. При необходимости добавляют смазку в моторно-осевые подшипники и кожух тягового редуктора. Уровень смазки в кожухе тягового редуктора должен быть таким, чтобы нижние зубья большой шестерни находились в масляной ванне.
Примерно один раз в год тяговые электродвигатели выкатывают из-под локомотива, разбирают, осматривают и очищают, испытывают изоляцию. При необходимости изоляцию высушивают или производят требуемый ремонт. Проверяют состояние бандажей, паяных соединений обмотки и коллектора. Дефектные соединения перепаивают. Производят шлифовку коллекторов и продорожку межламельных промежутков. Если в процессе ремонта была произведена замена каких-либо деталей якоря, то его снова динамически балансируют.
На статоре проверяют крепление полюсов и полюсных катушек.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ
Обмотки возбуждения пропитывают и покрывают изолирующим лаком. Осматривают паяные соединения, а винтовые соединения подтягивают. Проверяют радиальные зазоры в подшипниках качения. После сборки подшипники заполняют смазкой приблизительно на 1/3 объема. При заправке моторно-осевых подшипников уровень смазки должен доходить до винта уровня на боковой стороне крышки буксы подшипника. Добавляют смазку примерно один раз в 6 месяцев [6, С. 117].
Итак, процедура технического обслуживания тягового электродвигателя ЭД-118Б достаточно типовая и в значительной мере необходима для других электрических машин.