Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эксплуатация и техническое обслуживание тягового электродвигателя



 

В процессе эксплуатации электровозов состояние тяговых двигателей

постепенно, но неуклонно ухудшается, что может привести к отказу локомотивов и в более серьезных случаях к авариям различной степени тяжести.

Возникающие повреждения могут выявляться локомотивными бригадами в процессе эксплуатации или в стационарных условиях при техническом обслуживании или ремонте в депо. В первом случае повреждения определяются обычно визуально, а во втором – с применением различных контрольно-измерительных приборов и диагностических устройств.

К основным неисправностям тяговых машин, возникающим в процессе эксплуатации можно отнести:

– старение изоляции и, как следствие, ее пробой;

– обрывы проводников;

– межвитковые замыкания катушек;

– выплавление припоя из петушков коллектора;

– размотка бандажей;

– разрушение подшипников;

– излом вала якоря;

 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ  
– появление на рабочей поверхности коллектора чрезмерных выработок;

– ослабление креплений деталей и узлов;

– излом пружин в щеткодержателях [6, С. 115].

Методы выявления мест коротких замыканий (КЗ) и обрывов различны.

Места КЗ в депо первоначально пытаются установить по записи, сделанной машинистами в Журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152.

Подозрительное место внимательно осматривают, уточняют по следам копоти, брызгам металла и по возможному запаху горелой изоляции. При недостаточности этих признаков выполняют проверку мегомметром.

Для уточнения места повреждения зону поиска постепенно сужают, разделяя проверяемую цепь на отдельные участки, отключая отдельные последовательно включенные в эту цепь аппараты или устанавливая между контактами изоляцию. В ряде случаев цепь приходится делить на участки разъединением кабелей, проводов или шин.

Механические повреждения электрических машин постоянного тока возникают в эксплуатации даже при нормальных условиях работы. Наиболее интенсивно изнашиваются щетки, рабочая поверхность коллектора и внутренние стенки окон щеткодержателей. У машин с односторонним вращением якоря (вспомогательные машины на ЭПС постоянного тока) возможно заедание щетки в окне корпуса щеткодержателя, которое сопровождается потерей контакта щетки с коллектором, повышением сопротивления в переходном контакте, повышенным нагревом, что иногда приводит к разрушению щетки.

Реже наблюдаются размотка бандажей якоря; задир или рассыпание коллектора; излом деталей щеткодержателей; обрыв болтов полюсов и кронштейнов щеткодержателей, трещины в остовах, порча подшипников и

 

ослабление крепления подшипникового щита, излом вала якоря; задир

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ  
коллектора в результате попадания на него посторонних деталей или излома деталей щеткодержателя.

Рассыпание коллектора, то есть возвышение над рабочей поверхностью коллектора одной или нескольких пластин, устранить в условиях эксплуатации нельзя. Электродвигатель должен быть направлен на завод для ремонта со снятием обмотки и замены коллектора.

Ослабление посадки подшипникового щита выявляют визуально при обнаружении следов ржавчины по наружному контуру прилегания щита и ослабления крепежных болтов.

О повреждении подшипников якоря в эксплуатации обычно свидетельствуют следы нагрева крышки подшипника и попадание смазки во внутрь остова. Для уточнения наличия данного повреждения в депо колесную пару с тяговым электродвигателем вывешивают, подставляя под ее буксы домкраты, и к тяговому электродвигателю подводят пониженное напряжение (около 100 В). При вращении якоря с поврежденным подшипником прослушивается характерный шум. Для более точного контроля можно использовать стетоскоп или различные приборы вибродиагностики. При значительном повреждении подшипника происходит просадка вала, которую можно выявить с помощью пластинчатого или шарикового щупа [6, С. 116].

Процедура технического обслуживания тягового электродвигателя ЭД-118Б достаточно типовая и в значительной мере необходима для других машин.

Техническое обслуживание включает следующие работы:

- проверку надежности крепления крышек коллекторных люков;

- определение отсутствия зазоров в соединительных частях;

- осмотр коллектора, кронштейнов и пальцев щеткодержателей, межкатушечных соединений, бандажей якоря;

 

- определение температуры нагрева частей (для якорных подшипников не более 80 °С);

-

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ  
проверку крепления кабельных наконечников;

- проверку уплотнений;

- оценку целостности брезентовых суфле;

- измерение сопротивления изоляции в зимнее время.

В процесс, эксплуатации электродвигателей необходимо периодически на ощупь проверять температуру нагрева коллекторов, якорных и моторно-осевых подшипников. Максимально допустимая температура коллекторов электродвигателей тепловоза 105 °С, якорных подшипников 80 °С и моторно-осевых подшипников 60 °С. Чтобы избежать осаждения росы на изоляции и металлических деталях электродвигателей, в зимнее время следует избегать постановки холодного локомотива в теплое помещение.

Не реже двух раз в месяц тяговые электродвигатели необходимо продувать и чистить. При этом следует проверять, нет ли заеданий щеток в гнездах щеткодержателей, контролировать степень их износа и прилегание к поверхности коллектора. При необходимости добавляют смазку в моторно-осевые подшипники и кожух тягового редуктора. Уровень смазки в кожухе тягового редуктора должен быть таким, чтобы нижние зубья большой шестерни находились в масляной ванне.

Примерно один раз в год тяговые электродвигатели выкатывают из-под локомотива, разбирают, осматривают и очищают, испытывают изоляцию. При необходимости изоляцию высушивают или производят требуемый ремонт. Проверяют состояние бандажей, паяных соединений обмотки и коллектора. Дефектные соединения перепаивают. Производят шлифовку коллекторов и продорожку межламельных промежутков. Если в процессе ремонта была произведена замена каких-либо деталей якоря, то его снова динамически балансируют.

На статоре проверяют крепление полюсов и полюсных катушек.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ  
Обмотки возбуждения пропитывают и покрывают изолирующим лаком. Осматривают паяные соединения, а винтовые соединения подтягивают. Проверяют радиальные зазоры в подшипниках качения. После сборки подшипники заполняют смазкой приблизительно на 1/3 объема. При заправке моторно-осевых подшипников уровень смазки должен доходить до винта уровня на боковой стороне крышки буксы подшипника. Добавляют смазку примерно один раз в 6 месяцев [6, С. 117].

Итак, процедура технического обслуживания тягового электродвигателя ЭД-118Б достаточно типовая и в значительной мере необходима для других электрических машин.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.