Тяговыми электрическими машинами (ТЭМ) называют электрические машины, предназначенные для работы в качестве двигателей, генераторов, преобразователей на подвижном составе всех видов.
Тяговые электрические машины классифицируются:
1) по назначению: на тяговые электродвигатели; тяговые генераторы;
вспомогательные машины;
2) по роду тока: на постоянного тока (пульсации тока не превышают
10%); пульсирующего тока; коллекторные машины однофазного переменного тока промышленной и пониженной частоты; асинхронные машины переменного трехфазного (или многофазного) тока;
3) по способу защиты от внешних воздействий: на защищенные; брызгозащищенные; закрытые;
4) по способу охлаждения: с независимой вентиляцией; самовентиляцией; обдуваемые; естественным охлаждением;
5) по виду возбуждения: с независимым возбуждением; параллельным возбуждением; последовательным возбуждением; смешанным возбуждением.
Тяговым электродвигателем (ТЭД) называется электрическая машина, предназначенная для преобразования электрической энергии в механическую работу, затрачиваемую на движение поезда.
Основное отличие ТЭД от обычных электродвигателей большой
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ
мощности заключается в условиях монтажа двигателей и ограниченном месте для их размещения. Это привело к специфичности их конструкций (ограниченные диаметры и длина, многогранные станины, специальные устройства для крепления и т. п.).
Тяговые двигатели железнодорожного транспорта эксплуатируются в сложных погодных условиях, во влажном и пыльном воздухе. Также в отличие от электродвигателей общего назначения ТЭД работают в самых разнообразных режимах (кратковременных, повторно-кратковременных с частыми пусками), сопровождающихся широким изменением частоты вращения ротора и нагрузки по току (при трогании с места может в 2 раза превышать номинальный). При эксплуатации тяговых двигателей имеют место частые механические, тепловые и электрические перегрузки, тряска и толчки. Поэтому при разработке их конструкции предусматривают повышенную электрическую и механическую прочность деталей и узлов, теплостойкую и влагостойкую изоляцию токоведущих частей и обмоток, устойчивую коммутацию двигателей. Кроме того ТЭД шахтных электровозов должны удовлетворять требованиям, относящимся к взрывозащищенному электрооборудованию.
Тяговые двигатели должны иметь характеристики, обеспечивающие высокие тяговые и энергетические свойства (особенно КПД) подвижного состава.
Развитие полупроводниковой техники открыло возможности перехода от двигателей с электромеханической коммутацией к бесколлекторным машинам с коммутацией при помощи полупроводниковых преобразователей.
Из-за тяжелых условий работы и жестких габаритных ограничений тяговые двигатели относят к машинам предельного использования.
Тяговые электродвигатели классифицируют по:
1) роду тока:
- постоянного (в том числе выпрямленного многофазного
пульсирующего до 10%);
-
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ
пульсирующего (в том числе выпрямленного однофазного пульсирующего более 10%);
- переменного;
2) типу:
- ДПТ;
- синхронные;
- асинхронные;
3) типу подвешивания ТЭД:
- опорно-осевое;
- опорно-рамное;
4) способу питания электроэнергией:
- от контактной сети;
- от бортового источника питания (аккумулятор, дизель-генератор, топливный элемент и др.);
5) конструкции:
- коллекторные и бесколлекторные (бесконтактные, вентильные);
- вращающиеся (цилиндрические и торцевые);
- линейные (цилиндрические и плоские);
6) режиму работы:
- работающие в продолжительном режиме;
- работающие в кратковременном режиме (рабочий период 15 – 90 минут);
- работающие в повторно-кратковременном режиме (продолжительность включения 15 – 60%);
7) степени защиты (в соответствии с ГОСТ 14254);
климатическому исполнению (в соответствии с ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543);
8) способу охлаждения:
- с независимой вентиляцией;
-
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ
с самовентиляцией;
- обдуваемые;
- с естественным охлаждением [1, С. 97 – 98].
Принципиальная конструкция большинства тяговых электродвигателей тепловозов одинакова. Различие состоит в основном в способе закрепления (подвески) на тележке, в системе смазывания моторно-осевых подшипников, в исполнении некоторых составных частей и в целом сборочных единиц, отражающем время выпуска и особенности тепловоза. Все тяговые электродвигатели, кроме типа ЭД-126, являются четырехполюсными с последовательным возбуждением, а типа ЭД-126 – шестиполюсные.