Те, чьи сердца хотят привлечь, бывают двух видов: Каферы и мусульмане, уважаемые и почетные люди в своем народе, кого слушают и подчиняются в их местности.
Мусульман бывает четыре вида:
1. Уважаемые люди в своем народе, которых слушаются, они приняли ислам но их вера слаба, и им выплачивается закят, что бы укрепить их.
2. Уважаемый народ, у которого высокое положение и принявшие ислам, на них распределяется закят, что бы тем самым заинтересовать и ввести в ислам такие же уважаемые племена, которые еще не приняли ислам.
3. Группа людей, на которых распределяется закят для того, что бы они вели джихад с неверными находящимися рядом с ними, и защищали мусульман находящихся рядом с ними.
4. Группа людей, на которых распределяется закят, для того, что бы они заставили выплатить закят тех, кто его не выплачивает.
Каферов бывает два вида:
1. Те, которые склонны к принятию ислама, и на них распределяется закят, что бы привлечь их к исламу.
2. Те, от которых возможен вред, и на них распределяется закят, что бы остановить этот вред и вред тех, кто с ними.[245]
Закончилась ли доля, для тех, чьи сердца хотят привлечь, после посланника Аллаха, , или она до сих пор существует?
Ученые разногласят в этом вопросе на два мнения:
Первое: что доля для тех, чьи сердца хотят привлечь осталась и до сих пор, подобно остальным долям упомянутым в книге Аллаха. И это мазхаб Ахмада, это так же то мнение, на которое опираются маликиты и шафииты, это так же мнение Аль Хасана (Аль Басри) и Аз Зухри.
Второе: что эта доля закончилась после посланника Аллаха, . И это мазхаб Малика, Аш Шафии и Абу Ханифы, и аргументировали это тем, что Аллах уже возвеличил ислам и избавил его от нужды привлекать сердца. И привели на это в довод, что Умар бин Аль Хаттаб не давал эту долю тем, кому ее раньше давали и говорил: «Это посланник Аллаха, , давал вам для того, что бы привлечь вас, а сейчас Аллах возвеличил ислам и в вас уже нет нужды…».[246]
«И в действительности, Умар не отменил эту долю абсолютно, а всего лишь перестал давать ее им, т.к. ушло с них это описание «Те, чьи сердца хотят привлечь». И это по причине того, что Умар посчитал, что условия не состоялись, для того, что бы воплотить эту долю, а не потому, что он отменил эту долю, и это очевидно. И основываясь на этом, если есть нужда что бы выплатить эту долю тем, у кого есть эти описания «Те, чьи сердца хотят привлечь», то имам может распределить на них закят с этой доли в зависимости от пользы для мусульман».[247] Особенно когда величие мусульман сменилось на униженность и их враги обрели над ними верх. А Аллаху ведомо лучше.
Для выкупа рабов.
И таких бывает три вида:
Первый: Мусульманин, который выкупает себя, и по мнению большинства ученых на таких можно распределять из закята и помогать им выкупить себя. А Малик не разрешает подобное, так же как и не разрешает распределять закят на выкуп того, кто уже хоть как-то начал становится свободным, даже если и не через выкуп, а например, «Тадбир»[248], «Истиля»[249] и «Таб’ид»[250]. И основываясь на мнении большинства, если тот, кто выкупает себя не может выплатить обязательную часть на нем, или же он вообще ничего не находит, то на него распределяется столько, сколько он нуждается для выкупа.
Второй: Выкуп раба мусульманина, и к дозволенности распределения закята на это, склонились маликиты и Ахмад, в одной из версий. И основываясь на этом, если закят находится в распоряжении имама или сборщика, то они могут купить раба или рабов и отпустить их, а их опекунство будет принадлежать мусульманам. И так же если распределять закят будет сам хозяин имущества, и он захочет освободить раба, то это ему разрешается, т.к. на это указывает обобщенный текст аята «и на освобождение рабов». И в этом случае, по мнению маликитов, право на наследство раба будет принадлежать опять же мусульманам, а по мнению ханбалитов это имущество (которое оставил после себя бывший раб) нужно потратить на тоже самое, т.е. если умер бывший раб и у него нет наследников то на его имущество покупаются еще рабы, а затем освобождаются. А по мнению Абу Убейды, право на наследство будет принадлежать тому, кто его отпустил (это в том случае, если у этого бывшего раба не было наследников).
Ханафиты, шафииты и Ахмад, в одной из версий, склонились к мнению, что рабы не освобождаются с закята, т.к. это подобно распределению закята рабу, а на раба закят не распределяется. И так же это по сути распределение закята на его хозяина. И ханафиты добавили, что отпускание раба – это остановка владения им, а не переход из одного владения в другое, а вот если помочь с закята освободиться рабу, то, по мнению этих ханбалитских ученых, такое уже допустимо.
Третий: Это выкуп пленника мусульманина у мушриков. И ханбалиты, Ибн Хабиб и Ибн АбдульХакам из числа маликитов, четко сказали, что это является дозволенным. Т.к. это освобождение пленника из плена и он так же попадает под этот аят, даже он этого более достоин нежели освобождение раба среди нас. А маликиты четко сказали, что так поступать нельзя.
Должники.
На должников можно распределять закят, и таких должников бывает три вида:
Первый: Тот кто брал в долг на улучшение своего положения. И на такого в общем закят распределяется по единогласному мнению, но со следующими условиями:
1. Что бы был мусульманином.
2. Что бы не был потомком Хашима, но среди ханбалитов есть мнение, что можно распределять закят на должника с племени Бану Хашим.
3. Маликиты так же обуславливают, что бы должник не был из числа тех, кто взяли в долг специально для того, что бы им выделили закят. Как, например, у него есть достаток, однако он берет в долг, для того, что бы получить закят, в противоположность неимущего, который взял в долг по причине вынужденной ситуации, и надеясь на то, что получит закят.
4. Маликиты четко сказали, что бы так же обуславливалось, что бы он этот долг именно занимал, сюда так же попадает долг сына на отца и долг того, кто согласился выплатить за кого-то, и не входит сюда уже долги за искупление и с закята.
5. Что бы срок выплаты долга уже подходил. На это условие четко указали шафииты, сказав, что временный долг бывает трех видов, и что третий вид если срок выплаты долга в этом году, тогда на него закят распределяется, а если нет, то садака этого года на него не распределяется.
6. Что бы не мог самостоятельно погасить долг из имеющегося у него имущества, с которого выплачивается закят и с которого нет, чтобы только это имущество было у него сверх его достатка. Например, у него есть дом, в котором он живет, и этот дом стоит сотню, и на нем лежит долг как раз сотня, но ему хватит дом и за пятьдесят, то такому закят не полагается, пока он не продаст свой дом, а потом уже остаток доплачивается из закята, об этом четко сказали маликиты. И если человек имеет то, чем он может погасить часть долга, то ему с закята полагается лишь оставшаяся часть непогашенного долга, даже если он сам в дальнейшем и смог бы потихоньку выплатить этот долг, то у шафиитов есть два мнения, которые оба разрешают распределять с закята на него.
Второй вид: Должник, который занимал на примирение враждующих сторон. И основа в этом – хадис Кубейса, где он сказал: «Я занял долг на примирение враждующих сторон, и отправился к посланнику Аллаха, , попросить его (помочь) и он сказал: «Подожди, пока к нам не придет садака, и мы прикажем что бы его распределили на тебя».[251] И шафииты и ханбалиты склонились к мнению, что такому виду должников выделяется из закята и без разницы был он богатым или бедным. Потому что если обусловить бедность, тогда уменьшится стремление к этим благим поступкам. Как это выглядит, например, между двумя племенами или районами есть разногласие (фитна), происходит убийства и порча имущества. И если кто-нибудь берет на себя расходы, что бы примерить их, то на него распределяется из закята, для того, что бы погасить его расходы. Единственное только ханбалиты обусловили, что на него распределяется если он еще не выплатил эти расходы. И так же на него распределяется если он выплатил эти расходы, но взяв в долг, т.к. долг на нем все равно остался. А ханафиты сказали, что можно распределять закят на того, кто взялся примирять людей, если только он не владеет нисабом, не говоря уже о том, если он является должником, как и прочие должники. А маликиты, насколько нам удалось разобрать, ничего не сказали про такой вид должников.
Третий вид: Должник – гарант, о таком виде упомянули шафииты. Единственное только что бы и гарант и тот, за кого он гарантирует были теми, кому тяжело выплачивать долг. А если одному из них погасить долг не составляет труда, то ученые уже разногласят относительно того, можно ли распределять с закята на гаранта.[252]
Долг на умершем.
Если умер должник и то, что он оставил после себя этого не хватает на погашение долга, то по мнению джумхура нельзя закрывать его долг из закята. А маликиты сказали, что его долг погашается с закята, а некоторые из них даже сказали, что такой вид долга более подходит, что бы его погасили, для кредитора, который уже отчаялся, что ему вернут его долг. И это одно из мнений у шафиитов.
На пути Аллаха.
Эта категория делится на три вида
Первый вид: Это муджахиды на пути Всевышнего Аллаха, которых не снабжают с воинских списков, которые вышли на джихад добровольно. Ученые единогласны, что на такой вид в общем можно распределять с закята столько, сколько им необходимо на транспорт, оружие, расходы и т.п. траты в которых нуждается муджахид на период войны, даже если он будет долгим. И так же по мнению большинства не обуславливается что бы муджахид был бедняком, нет, можно распределять и на богатого, т.к. он не берет это для себя, а берет это для блага всех мусульман, и поэтому не обуславливается бедность. А ханафиты сказали, что если муджахид – обеспеченный, т.е. владеет пятидесяти дирхамами или же золотом на эту стоимость, как это уже было упомянуто в категории «Бедняки», то но такого из закята не распределяется, а если нет, то распределяется, даже если у него есть заработок, потому что заработок удерживает его от джихада. А Мухаммад считает, что это относится только к муджахидам, которые нуждаются, что бы совершить хадж, и не относится к муджахидам, которые нуждаются для ведения джихада. А маликиты четко сказали, что обуславливается, что бы муджахид был из числа тех, на ком джихад обязателен, т.е. что бы был мусульманином, мужчиной, достигшим половой зрелости и имеющим физическую возможность на это, и так же обуславливается, что бы он не был из потомков родственников Мухаммада. А касательно войска, которых снабжают с воинских списков, то на них закят не распределяется. А по одному из мнений у шафиитов, что если их не снабжают из мусульманской казны, по причине ее слабости, то их можно снабжать из закята.
Второй вид: Военная польза. Этот вид упомянули маликиты, и по их мнению является дозволенным распределять с закята на благо джихада помимо снабжения муджахидов. Например, построить ограждения вокруг селения, что бы защитить его от нападения врага, или на строение военных судов, или на плату шпионам, что бы они работали на нас против врагов, будь он мусульманином или неверным. А некоторые шафииты разрешили с закята закупать оружие и военные снаряжения и пускать их на бесплатное пользование муджахидам, что бы потом они возвращали, но ханбалиты такое не допускают. И как внешне видно из трудов остальных ученых, что если разделить эту часть на пути Аллаха, на муджахидов и на паломников, то уже нельзя распределять с этой части на подобные действия. Почему, потому что это ничье владенье, или владенье не тех, кто должен был бы им владеть. Или как сказал Ахмад, что это потому, что закят не был дан никому, а ведь приказано его раздавать.
Третий вид: Паломники. Большинство ученых = ханафиты, маликиты, шафииты, Ас Саури, Абу Саур, Ибн аль Мунзир, одна версия от Ахмада и Ибн Кудама сказал, что это правильно = склонились к мнению, что нельзя распределять с закята на паломников. Потому что «Путь Аллаха» в аяте, это обобщенное распределение закята, а когда приходит в обобщенной форме, то под этим подразумевается джихад на пути Всевышнего Аллаха. Т.к. большая часть, чего мы можем привести из книги Всевышнего Аллаха, что под фразой «Путь Аллаха» подразумевается – «Джихад» и аят толкуется, что идет речь о джихаде. А в другой версии Ахмад, склонился к мнению, что паломничество – это путь Аллаха, и поэтому на это распределяется с закята. Как передается, что один человек снарядил свою верблюдицу на путь Аллаха, а его жена захотела совершить хадж, и пророк, , сказал: «Что касается тебя, то если ты совершишь с ней хадж, то тебе это запишется как на путь Аллаха».[253] И основываясь на этом мнении, если у кого-либо есть имущество достаточное для совершения хаджа, то ему с закята не выплачивается. И так же с закята распределяется только на обязательный хадж. А в другом мнении у ханбалитов, разрешается распределять с закята даже на добровольный хадж. А от некоторых ханафитов передается, что категория «На пути Аллаха» это относится лишь к паломникам. Единственное только, что по мнению шафиитов на паломника распределяется с закята т.к. он – путник, как об этом придет далее.
Путник.
Он был так назван, потому что находится в пути. И нет у него родного места, где бы он мог найти приют и жилье. И эта категория делится на два вида:
Первый вид: Тот кто живет на чужбине, и у него нет средств что бы вернутся к себе на родину. Единогласное мнение ученых, что на такой вид распределяется закят, и ему дают столько, сколько нужно ему, что бы добраться до родины. За исключением слабого мнения, которое существует среди шафиитов, что на такого закят не распределяется, т.к. это уже будет из раздела, когда закят распределяется за пределы территории с которой он был собран.
Закят распределяется только при наличии следующих условий:
1. Что бы был мусульманином и не из потомков родственников Мухаммада, .
2. Что бы у него не было имущества, с помощью которого он мог бы добраться до родины, даже если у себя на родине он богатый. И если у него есть имущество, которое он дал в долг, срок которого еще не истекает, или его должник пропал, или у его должника нет возможности отдать долг, или он отрицает, что должен, то все это не является препятствие для распределения закята на него, по мнению ханафитов.
3. Что бы цель его поездки не была запретной, об этом условии четко упомянули маликиты, шафииты и ханбалиты. А если цель его поездки была ради обязательного подчинения Аллаху, как обязательный хадж, подчинение родителям, или ради желательного, как навестить ученого или праведника, или его поездка была личной, не связанная с шариатом, как знакомство или торговля, то во всех этих случаях можно на него распределять с закята. А если цель его поездки была греховной, то нельзя на него распределять с закята, т.к. это будет содействием в грехе, если только он не покается. А если цель его поездки было развлечение, то у ханбалитов по этому поводу два мнения, более сильное, что нельяз на него распределять с закята, т.к. нет нужды в этой поездке.
4. А это условие есть только у маликитов, что бы у него не было возможности у кого-нибудь занять, если на своей родине он из числа богатых. И на эту категорию выделяется ровно столько, сколько им хватит что бы вернуться к себе на родину. А у ханбалитов есть мнение, что если он едет в третью страну, то ему распределяется столько, сколько хватит ему доехать до туда, а потом вернуться на родину. Маликиты сказали, что если на него распределили закят, а он продолжает находиться на чужбине, то у него этот закят изымается, если только он в своей стране не считается бедняком. А по мнению ханбалитов, что если по возвращению домой у него остается остаток, то он у него изымается. Затем ханафиты сказали, что если есть возможность потом вернуть, то для него лучше взять в долг, чем взять с закята.
Второй вид: Тот, кто находится на родине и хочет отправиться в путешествие. Большинство ученых запрещают распределять с закята на такой вид путников. А шафииты разрешают распределять закят на такого путника, но с условием, что бы у того не было средств, в которых он будет нуждаться в поездке, и что бы цель этой поездки не было греховной. И основываясь на этом, разрешается распределять с закята на того, кто хочет отправиться в хадж, если только у себя на родине он не может найти достаточных средств на это. А ханафиты считают, что на такой вид путников нельзя распределять с закята, единственное только, если у него на родине нет денег, но они есть в другой стране, а у него нет средств добраться до туда, то в этом случае они считают что можно дать ему с закята, т.к. он уже становится похожим на путника.[254]
Можно ли распределять закят на сына или отца?
Можно дать закят родителям или детям, которых уже необязательно содержать, если только они являются должниками или рабами, который договорились с хозяином на выкуп, или они муджахиды. И это мнение сильное,[255] это мнение Аш Шафии.[256] А если они являются бедняками, и он не в состоянии расходовать на них, то джумхур ученых запрещают распределять на них закят. А шейх аль ислам Ибн Таймийа, рахимахуЛлах,[257] предпочел мнение, что можно распределять на них с закята, если он сам не в состоянии содержать их.
И это более очевидное мнение, т.к. запрет у большинства ученых на распределение закята на тех, кого ты и так обязан содержать, был по двум причинам:
Первая – Что он находит средства на себя.
Вторая – Что при распределении закята на них, тем самым он приносит пользу и себе, тем что ему уже не придется на них расходовать.
А если человек вообще ни как не может расходовать на них, или же он не обязан на них расходовать, то эти две причины отсутствуют, и присутствует то, для чего вменен в обязанность закят, а значит в этом уже случае можно распределять на них с закята. А Аллах лучше знает.[258]
Может ли жена, выплатить закят своему мужу, если он заходит в категорию тех, кто достоин закята?
Ученые разногласят на два мнения, относительно дозволенности выплаты закята своему мужу:
1. Не разрешается ей выплачивать ему закят. И это мнение Абу Ханифы, Малика и одна версия от Ахмада.[259] И их доводы:
- Что они муж и жена и нельзя одному из них давать закят другому.
- Она так же получит от этого выгоду.
2. Разрешается ей выплатить ему закят. И это мнение Аш Шафии и другая версия от Ахмада.[260]
И это более правильное мнение, т.к. оно соответствует доводу, хадису Абу Саида, что Зайнаб, жена Ибн Масуда, сказала: «О, пророк Аллаха, поистине ты сегодня приказал раздать садака, и у меня есть украшения, которые бы я хотела раздать как садака, а Ибн Масуд заявляет, что он и его ребенок более достойны, что бы дать им это садака. И пророк, , сказал: «Правильно сказал Ибн Масуд, твой муж и твой ребенок более достойны, что бы ты на них потратила садака».[261]
И так же женщина не обязана содержать своего мужчину, и поэтому это не будет препятствием дать ему закят, точно так же как и постороннему.
А что касается закята, который выплачивает мужчина, то ему не разрешается выплачивать его своей жене, т.к. он и так обязан расходовать на нее, и поэтому ей ее мужа достаточно. И Ибн Мунзир передал иджма (единогласное мнение ученых) на это.[262]