1. Целевые бюджетные фонды Российской Федерации............................... 5
1.1. Резервный фонд Российской Федерации......................................... 7
1.2. Фонд национального благосостояния России................................. 6
2. Основные показатели финансовой деятельности целевых бюджетных фондов Российской Федерации................................................................................ 11
2.1 Анализ и статистика финансовой деятельности целевых бюджетных фондов Российской Федерации.......................................................................... 11
2.1 Перспективы развития целевых бюджетных фондов Российской Федерации 17
Список использованной литературы.......................................................... 22
Введение
В настоящее время в Российской Федерации для финансирования отдельных направлений деятельности государства существует целая система фондов, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. По замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
С января 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Именно этот вопрос и будем рассмотрен в данном реферате.
На сегодняшний день данная тема является наиболее актуальной и значимой для нашей страны, так как состояние ныне действующей финансовой системы государства характеризуется крайне сложными и противоречивыми процессами. Это отчасти объясняется тем, что политические, экономические и социальные реформы, проводимые в Российской Федерации, требуют интенсивного правотворчества, его всестороннего и эффективного воздействия на происходящие в стране преобразования. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы правового регулирования деятельности фондов (как существующих, так и недавно образованных), что соответствует реальным условиям рыночной экономики и критериям правового государства.
Целью данной работы является раскрытие таких понятий как Резервный фонд и фонд национального благосостояния Российской федерации.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
что представляют собой вышеуказанные фонды;
рассмотреть источника формирования Резервного фонда и фонда национального благосостояния;
рассмотреть направления расходования, поступивших в них средств;
В первой главе рассматриваются общие вопросы о Резервном фонде и Фонде национального состояния: порядок формирования, использование средств, управление средствами.
Вторая глава рассматриваются вопросы реформирования фондов.
Рассмотрим более подробно Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Целевые бюджетные фонды Российской Федерации
Целевые бюджетные фонды - один из элементов бюджетной системы, создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. Целевые бюджетные фонды образуются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством РФ. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований. Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование. Источники формирования - специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д. (Федеральная целевая программа Культура России (2006 - 2011 годы), Федеральная целевая программа Антитеррор (2009 - 2013 годы), Федеральная целевая программа Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011 - 2020 годы, Федеральная целевая программа Жилище на 2011 - 2015 годы, Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы и т.д.)
Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд основанный 1 января 2004 года в целях стабилизации экономики, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).[1]
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 057,85 млрд руб. - по состоянию на 2008 г., 4 670,50 млрд руб. по состоянию на 1.10.2015) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП).
Резервный фонд – представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 7 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта
Резервный фонд формируется за счет:
1) дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает установленной нормативной величины;
2) доходов от управления средствами Резервного фонда.
В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения.
Объем использования средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.[1]
Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.
Фонд национального благосостояния-представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.[2]
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину (до 01.01.2014);
До 1 февраля 2014 года доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
2) доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, до 10 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в российских кредитных организациях, объем собственных средств (капитала) которых составляет не менее 100 миллиардов рублей, на субординированных депозитах либо в субординированные облигации данных кредитных организаций.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда национального благосостояния - Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.
Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:
o долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
o долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
o депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;
o депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.
Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:
o долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
o долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
o депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;;
o депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации; долговые обязательства и акции юридических лиц;
o паи (доли участия) инвестиционных фондов.
Средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния является Российская Федерация. В правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Передача средств Фонда национального благосостояния в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему. Доходы от доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния не являются собственностью доверительного управляющего и относятся на прирост средств Фонда национального благосостояния, переданных в доверительное управление. Доверительный управляющий обязан обособить средства Фонда национального благосостояния, переданные ему в доверительное управление, от собственного имущества и имущества третьих лиц, переданного ему в доверительное управление, путем отдельного учета средств Фонда национального благосостояния, находящихся в доверительном управлении, а также финансовых активов, полученных в процессе управления средствами Фонда национального благосостояния.[3]