1) констатирующий этап: цель и краткое описание методики.
2) формирующий этап: цель и краткое описание методики.
3) контрольный этап: цель и краткое описание методики.
Основная литература:
1) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2007.
Дополнительная литература:
2) Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы, психодиагностические методики, коррекционные упражнения. - М., 2005.
3) Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: учебное пособие для вузов. - М., 2004.
4) Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.
Лабораторная работа № 4
Тема: Метод беседы в психологии развития
Цель: Формировать у студентов умение использовать метод беседы в исследованиях психического развития.
Задание:
1. Изучить предложенную литературу.
2. Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:
- особенности словесных методов;
- виды словесных методов;
- достоинства и недостатки словесных методов;
- требования к проведению беседы.
3. Продолжить таблицу «Эмпирические методы психологии развития».
Название метода
Виды
Достоинства
Недостатки
Особенности проведения в разных возрастах
Наблюдение
Эксперимент
Словесные методы
Ход работы:
1.Выбор предмета исследования. В качестве предмета может быть выбран какой-либо аспект психического развития на разных возрастных этапах (обязательно должны быть две возрастные группы. 1 – ранний онтогенез (ранний или дошкольный возраст); 2 – более поздние этапы (подростковый, юношеский, взрослый или старческий возраст). Например, особенности нравственных представлений дошкольников и подростков.
2.Составление перечня вопросов в соответствии с предметом исследования.
Схема оформления беседы
1) цель;
2) контингент испытуемых;
3) перечень вопросов (для каждого вопроса должна быть обозначена цель).
4) анализ результатов
При формулировке вопросов
Предпочитать
Избегать
- вопросы в косвенной форме;
- проективные;
- вопросы в определительной форме;
- краткие, понятные собеседнику вопросы
- прямых вопросов;
- слов с двойным значением и малораспространенных слов;
- формулировок, которые предполагают шаблонные ответы;
- вопросов внушающего действия;
- слов, вызывающих определенное положительное или отрицательное отношение;
- неэтичных вопросов
Основная литература:
1) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2007.
Дополнительная литература:
2) Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: учебное пособие для вузов. - М., 2004.
3) Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.
Лабораторная работа № 5
Тема: Онтогенез человека как субъекта социальных отношений
Цель: Формировать у студентов умение изучать особенности общения и межличностных отношений на разных возрастных этапах.
Задание:
1.Изучить предложенную литературу.
2.Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:
- особенности общения со взрослыми и со сверстниками,
- качественные преобразования в общении на разных этапах онтогенеза.
3.Составить таблицу «Качественные изменения в общении ребенка со взрослыми на разных возрастных этапах».
№
Возраст
Доминирующая форма общения
Место общения в системе жизни-де-ят. ребенка
Содержание потребности в
общении
Ведущ.мотив обще-
ния
Основные сред- ва общения
Значение для психического развития
Ход работы:
1.Выбор возрастной группы и метода исследования.
2. Разработка методики проведения наблюдения или эксперимента.
Схема описания методики
1) название, автор методики;
2) цель;
3) контингент испытуемых;
4) инструкция по проведению;
5) инструкция по обработке данных.
Основная литература:
1)Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2007.
Дополнительная литература:
2) Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: учебное пособие для вузов. - М., 2004.