Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России (ранее органами юстиции).
Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган предоставляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с действующим законодательством;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
г) документ об оплате государственной пошлины за регистрацию.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях представления неполного комплекта требуемых при регистрации документов либо представления их в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения регистрирующего органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока или иного нарушения порядка государственной регистрации, установленного законом.
Правоспособность юридического лица.
Правоспособность юридического лица означает способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Объем правоспособности юридического лица определяется не только её общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам.
Правоспособность юридических лиц может быть универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), они могут заниматься любым видом деятельности.
Специальная правоспособность определяется целями деятельности юридического лица, предусмотренными в его учредительных документах.
Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельностью. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли – продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета её уставной деятельности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).