Преподавателю следует помнить, что семинарские занятия органически дополняют лекции. По ряду дисциплин они являются ведущей формой обучения. Их главная цель заключается в углублении и закреплении знаний, применении теоретических знаний для решения практических задач, привитие навыков самостоятельного анализа и обобщения данных, воспроизведение предметного содержания профессиональной деятельности.
В настоящее время можно выделить основные функции семинара:
1. Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение преподавателя со студентами, формирует самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала со стороны студентов, закрепляет и расширяет знания.
2. Воспитательная, осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь субъекта и объекта воспитания, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы и изучения индивидуальных особенностей студентов.
3. Функции контроля уровня знаний студентов и качества их самостоятельной работы.
Подготовка семинара
Подготовка студентов к семинару практически начинается с лекции.
Как правило, лекция и семинар отдалены друг от друга несколькими днями. За это время студенты имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать рекомендованную литературу.
Обычно на семинарское занятие выносятся 3-4 вопроса. Кроме основных вопросов, в плане семинара указывается еще тема доклада (если семинар проводится с докладом).
Выбору тем докладов следует уделить очень большое внимание, потому что от этого во многом зависит работа семинара.
Темы докладов должны быть посвящены актуальным теоретическом и политическом отношениях вопросам. Тема доклада должна быть заглавной в проблематике всего семинара.
Важнейшей составной частью любого плана семинара является список рекомендованной литературы.
Большую помощь студентам при подготовке к семинару оказывают преподаватели. Практически эта работа начинается с лекции, в которой даются методические советы и рекомендации, как следует подойти к изучению указанной литературы, ее общая характеристика.
Лектор постоянно должен иметь в виду предстоящий семинар, нацеливая студентов на подготовку к нему, подчеркивая наиболее важные вопросы, подлежащие обстоятельному изучению.
Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов.
Примерно за 2-3 дня до семинара преподаватель может пригласить на беседу 1-2 студентов, либо группу студентов для выяснения, как они разобрались в изученной литературе, дать методические советы.
Необходимо требовать от студентов глубокого изучения всех вопросов плана семинара. Вместе с тем, целесообразно иногда рекомендовать отдельным студентам заблаговременно готовить специальные выступления по сложным вопросам. Например, по теме № 8 можно рекомендовать такую тему: «Проблемы, связанные с незаконным вывозом детей из одной страны в другую». Можно также поручать наиболее подготовленным студентам выступать с обзором журнальных статей по теме занятия.
Необходим постоянный контроль за самостоятельной работой студентов и планомерная помощь им в подготовке семинара.
Серьезную роль в подготовке и проведении семинаров играют методические секции: на них преподаватели коллективно обсуждают вопросы содержания и методики каждого занятия.
Хорошо зарекомендовала себя практика подготовки и обсуждения методических разработок по каждой теме семинарского занятия. Она включает в себя подвопросы каждого основного вопроса, план доклада, основные и дополнительные вопросы.
Кроме того, в методических разработках необходимо предусмотреть воспитательные моменты, дополнительную научную и учебную литературу для студентов и преподавателей; определить примерный расчет времени, указать, какие следует использовать ТСО и наглядные пособия.
В случае необходимости отдельные вопросы методики проведения семинарского занятия можно рассмотреть на заседаниях кафедры.