Диагноз подтверждается наличием травмы в анамнезе, ее механизмом, а также данными объективного осмотра (наличие кровоточащей раны ладони с отрывом кожи, которая в виде лоскута висит на тонкой полоске, обильного кровотечения).
б) осуществление туалета раны (обработка краев спиртом и раствором йода 2%, промывание перекисью водорода 3% и раствором фурациллина 0,02%);
в) наложение давящей асептической повязки;
г) направление пострадавшего в травматологический пункт — вызов бригаду скорой медицинской помощи.
3. Техника наложения повязки «варежка» выполняется согласно алгоритму.
Задача № 33
Диагноз: газовая гангрена левой нижней конечности.
Заключение основано на данных анамнеза (колотая инфицированная рана стопы, полученная на ферме около недели назад и ограничение самопомощью), характерных жалобах (жажда, озноб, сухость во рту, слабость и др.), а также на выявленных при осмотре конечности достоверных симптомах, наиболее важными их которых – сине-багровые пятна, выделение пузырьков газа из раны, крепитация под кожей при пальпации.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) наложить на рану повязку с антисептическим раствором (0,1% раствором перманганата калия);
в) ввести сердечно-сосудистые препараты и дыхательные аналептики (раствор кофеина-бензоата, эфедрина, сульфакамфокаина или их аналогов);
г) осуществить транспортную иммобилизацию конечности и придать ей возвышенное положение;
д) обеспечить экстренную госпитализацию в ЦРБ в положении лежа на носилках и в сопровождении фельдшера, который по пути в ЦРБ обязан наблюдать за больной и проводить симптоматическую терапию.
Техника наложения возвращающейся повязка выполняется по алгоритму.
Задача № 34
1. Анафилактический шок. Крапивница.
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) прекратить контакт с аллергеном;
б) вызвать врача;
в) уложить, ножной конец приподнять, голову повернуть на бок;
г) обеспечить доступ свежего воздуха или увлажненного кислорода;
д) на область введения препарата холод;
е) по назначению врача ввести 0,1% раствор адреналина в возрастной доз, внутримышечно и в место введения аллергена;
ж) по назначению врача вводить: растворы преднизолона, тавегила, реополиглюкина, эуфиллина, корглюкона, соды и глюкозы.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 35
1. Приступ бронхиальной астмы.
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) вызвать дежурного врача-педиатра;
б) придать ребенку полусидячее положение;
в) обеспечить доступ свежего воздуха;
г) по назначению врача, применить бронхорасширяющие препараты в виде ингаляции или внутрь: b-адреномиметики (сальбутамол – 1 доза 0,1 мг или фенотерол), М-холинолитики (беродуал, дитек);
д) при отсутствии эффекта от вышеуказанных мер ввести 0,1 % раствор адреналина 0,7 мл подкожно;
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 36
1. У ребенка 2-х месяцев привычный запор.
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) обеспечить осмотр ребенка педиатром;
б) объяснить маме возможные причины запора у ребенка;
в) объяснить необходимость постановки газоотводной трубки или очистительной клизмы;
г) подготовить все необходимое и провести очистительную клизму;
д) обучить маму приемам массажа живота и правилам рационального вскармливания;
е) выполнять врачебные назначения.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 37
1. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп).
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) вызвать врача;
б) обеспечить доступ свежего, влажного воздуха или кислорода;
в) усадить, запрокинуть голову;
г) закапать в нос или на корень языка 0,5% раствор нафтизина;
д) провести ручные, ножные горячие ванны;
е) дать теплое щелочное питье.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
в) положить холодную грелку или пузырь со льдом на эпигастральную область;
г) измерить АД;
д) при низком артериальном давлении ввести подкожно раствор кордиамина 1,3 мл по назначению врача.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 39
1. В результате длительного стояния в одной позе у ребенка возник обморок.
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) уложить ребенка горизонтально с приподнятыми ногами, с целью облегчения притока крови к головному мозгу;
б) освободить от стесняющей одежды, расстегнуть воротник, ослабить пояс, с целью облегчения дыхания;
в) обеспечить доступ свежего воздуха, с целью обогащения воздуха кислородом;
г) дать понюхать смоченную нашатырным спиртом ватку, с целью возбуждения дыхательного центра;
д) лицо и грудь побрызгать холодной водой, с целью рефлекторного возбуждения дыхательного центра;
е) по назначению врача при отсутствии эффекта ввести кордиамин или кофеин в дозе с целью восстановления тонуса сосудов и повышения АД;
ж) оценить повторно дыхание, пульс, АД с целью контроля состояния;
з) обеспечить ребенку консультацию врача, с целью исключения заболеваний сопровождающихся обмороком. Пригласить школьного врача или вызвать скорую.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 40
1. Гипертермический синдром.
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) уложить, раскрыть, обтирать кожные покровы влажной губкой, смоченной теплой водой (30-32˚ С), в течение 2-3 мин;
б) дать парацетомол в возрастной дозе, по назначению врача;
в) вызвать врача;
д) вызвать врача для постановки диагноза и госпитализации ребенка.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 41
1. Асфиксия новорожденного средней степени тяжести.
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) сразу после рождения отсосать содержимое из полости рта электроотсосом;
б) если ребенок не дышит, провести тактильную стимуляцию: щелчок по подошве или энергично обтереть спину;
в) околоплодные воды, слизь, материнскую кровь с кожи ребенка обтереть теплой стерильной пеленкой и сразу же удалить (для предупреждения переохлаждения);
г) следить за цветом кожи, частотой дыхания, частотой сердечных сокращений.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 42
1. Острая аллергическая реакция: крапивница.
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) вызвать врача;
б) устранить аллерген (шоколад);
в) промыть желудок, дать обильное питье, ввести активированный уголь;
г) сделать очистительную клизму;
д) по назначению врача ввести антигистаминный препарат тавегил в возрастной дозе.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 43
1. В результате недостаточного питания после инъекции инсулина у ребенка развилось гипогликемическое состояние.
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) напоить ребенка сладким чаем с булкой с целью уменьшения гипогликемии;
б) если состояние не улучшится, по назначению врача в/в ввести 20 мл 20% раствора глюкозы, с целью ликвидации гипогликемии;
в) обеспечить доступ свежего воздуха с целью обогащения воздуха кислородом;
г) вызвать скорую помощь и госпитализировать ребенка с целью необходимости коррекции дозы инсулина и пересмотра питания;
д) до приезда скорой наблюдать за состоянием ребенка с целью контроля состояния.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 44
1. Гемофилия А. Носовое кровотечение.
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) вызвать врача;
б) ввести в носовые ходы тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, или гемостатическую губку;
в) по назначению врача дать внутрь 10% раствор кальция хлорида или глюконат кальция;
г) по назначению врача ввести внутривенно медленно, струйно, с учетом групповой принадлежности крови, криопреципитат – 35-40 ЕД/кг;
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
- при отсутствии эффекта нажмет шпателем на корень языка, до появления рвотного рефлекса, попробует ватной турундой раздражать носовые ходы до появления чихания;
г) при восстановлении дыхания даст ребенку увлажненный кислород с целью купирования гипоксии;
д) при отсутствии эффекта в течение 15-30 сек. приступит к ИВЛ;
е) по назначению врача введет седуксен или реланиум в дозе 0,1 мл/кг массы для купирования ларингоспазма, затем глюконат кальция 10% 1,0 мл под контролем пульса для ликвидации дефицита кальция в организме.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 47
1. У ребенка 9 месяцев на фоне ОРВИ развился ложный круп.
· десенсибилизирующие средства (супрастин, диазолин, пипольфен).
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 48
1. Острое респираторное заболевание. Тяжесть состояния обусловлена синдромом лихорадки «розового» типа.
2. Алгоритм действий фельдшера:
а) применить методы физического охлаждения:
- легкая одежда;
- холодный компресс на лоб, область крупных сосудов;
- водочно-уксусное обтирание;
б) по назначению врача дать внутрь парацетамол 10-15 мг/кг или ввести литическую смесь, в состав которой входят 50 % раствор анальгина 0,1 мл/год и 1 % раствор супрастина 0,1 мл/год;
в) обильное питье;
г) учитывая возраст ребенка, госпитализация в детское отделение.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
в) при снижении АД ввести внутривенно плазму и ее заменители: полиглюкин, реополиглюкин, альбумин и сердечные гликозиды: коргликон – 0,06% раствор 0,5 мг/кг внутривенно медленно, гормоны: преднизолон, гидрокортизон 5 мл/кг;
г) при судорогах ввести диазепам 0,3-0,5 мл/кг внутривенно медленно или натрия оксибутират 20% раствор 0,5-0,75 мл/кг;
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 50
1. У ребенка 5 месяцев КИНЭ с явлениями токсикоза и эксикоза.
2. Алгоритм действий фельдшера:
Назначить водно-чайную диету на 4-6 часов с оральной регидратацией (регидрон, глюкосолан) 1-2 чайные ложки через 3-4 минуты и внутривенное введение плазмы, реополиглюкина, 5% раствор глюкозы, витаминов. После водно-чайной диеты можно давать грудное молоко или кислые смеси: ацидофильное молоко или кефир, антибактериальные препараты — полимиксин и др.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Эклампсия подтверждается наличием судорожного припадка, которому предшествовали симптомы преэклампсии: головная боль, нарушение зрения. Приступ судорог длился в несколько этапов:
- фибриллярные сокращения мышц лица,
- тонические судороги,
- клонико-тонические судороги,
- кома.
2. Алгоритм действия доврачебной помощи:
- во время приступа беременную удерживают, чтобы она не травмировала себя;
- в рот вводят резиновый воздуховод, чтобы предотвратить западение языка;
- при восстановлении дыхания дают кислород, при длительном апноэ начинают вспомогательную вентиляцию с помощью дыхательного аппарата;
- если возможно, аспирируют слизь из верхних дыхательных путей и полости рта;
- при остановке сердечной деятельности проводят закрытый массаж сердца и все приемы сердечной реанимации;
ж) при неэффективности принятых мер произвести переднюю тампонаду носа.
3. Техника передней тампонады носа:
а) бинт в виде турунды длиной 50-70 см пропитать вазелиновым маслом, синтомициновой эмульсией или другими гемостатиками, отжать его между браншами пинцета;
б) ввести в кровоточащую половину носа отжатый тампон, петлеобразно наполняя всю полость носа от преддверия до хоан;
в) тампонировать можно и короткими влажными турундами, длинной 15-20 см, вкладывая их в первоначальную “петлю”, которая должна располагаться в задних отделах носа;
г) эффективность передней тампонады носа проверяется осмотром задней стенки глотки, после чего на нос накладывается пращевидная повязка.
Передний тампон в носу находится в течение 1 суток, при отсутствии кровотечения за этот период тампон необходимо удалить, предварительно размочив его.
Задача № 55
1. Острое нарушение мозгового кровообращения (геморрагический инсульт).
Заключение основано на данных анамнеза: гипертоническая болезнь, употребление алкоголя, внезапное начало, степень неврологических нарушений.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
- ввести гипотензивные препараты (фуросемид, лазикс 1% (0,4-0,6 внутривенно) для снижения АД не более 1/3 от исходного;
- ввести эуфиллин 10, в/в;
- ввести реланиум с целью купирования психомоторного возбуждения;
- госпитализировать на носилках в неврологический стационар.
3. Внутривенное введение проводится в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 56
1. Приступ эпилепсии. Заключение основано на данных объективного осмотра и динамики развития клиники: стадии развития судорожного синдрома (тонический, затем клонический компоненты), степень нарушения сознания, недержание мочи, тризм, расширение зрачков, характер кожных покровов, пена изо рта, артериальная гипертензия, тахикардия.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
- уложить больного на бок или на живот для предупреждения аспирационной асфиксии;
- ввести реланиум (седуксен, диазепам, сибазон) в/м (по возможности в/в);
- повторить введение транквилизаторов через 10-15 минут при отсутствии эффекта от введения реланиума;
- госпитализировать в неврологический стационар.
3. Уложить больного на бок или живот, убрать твердые предметы от головы для избежания