Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВОПРОС.МЕТОДЫ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



ВОПРОС

ВАРИАНТ. Что такое видеоэкология

В современном мире проблемы экологии приобрели экономическую значимость для всего человечества, но и визуальная среда оказывает не менее сильное воздействие на состояние чело-века. Термин “видеоэкология” был введен доктором биологических наук В.А.Филиным в 1989 году. Этот термин состоит из двух слов: “видео”- все то, что человек видит с помощью органа зрения и “экология”- наука о разных аспектах взаимодействия человека с окружающей средой. Видеоэкология является подотраслью экологии — науки о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Видеоэкология связана с такими науками, как экология, биология, физиология, архитектура, офтальмология, психология, а также со строительными технологиями, дизайном, математикой.

Визуальная среда – это все то, что окружает человека в его повседневной жизни, или все то, на что он смотрит. Это естественная среда (леса, горы, поля, водоемы, облака) и искусственная среда (производственные и жилые помещения, офисы, магазины, транспорт).

К сожалению окружающая человека среда резко изменилась, появилось множество негативных факторов, “загрязняющих” визуальную среду. “Загрязнителями” являются гомогенные и агрессивные поля – это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, преобладание одинаковых элементов, например, ряды окон на плоских стенах высоких домов. Гомогенизация городской среды связана с применением панелей, стекол больших размеров, ДСП, пленок, пластика. В окружении гомогенных полей глаз не может полноценно работать, т.к. в такой среде глазу “не за что зацепиться”.

Визуальная среда — один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видеоэкологии практически не было. Более того, говоря словами поэта А. Белого, “душа пила из глаз алмазный ток окрест”. Процессы урбанизации полностью исключили возможность наслаждаться окружающей средой, а вместо “алмазного тока окрест” человек получил гомогенную и агрессивную среду, которая, будучи противоестественной, не только не доставляет эстетического наслаждения, но и порождает большое число социальных проблем.

Что же делать в создавшейся обстановке? Прежде всего о проблеме видеоэкологии должны знать специалисты по экологии, архитекторы, художники, врачи, физиологи, психологи, а также законодательные и исполнительные органы государства. Видеоэкология должна стать феноменом массового сознания. Для того чтобы это случилось, видеоэкология должна занять соответствующее место в образовательном процессе. Предмет видеоэкологии должен преподаваться в архитектурных институтах, художественных училищах, школах.

ВОПРОС (2 ВАРИАНТ) Что такое видеоэкология

Как известно, большую часть информации, почти восемьдесят ее процентов, мы воспринимаем через зрение. Система нашего зрительного восприятия сформирована естественной природной средой, в которой привык находиться человек. В начале 20- века пришла урбанизация, среда обитания человека изменилась в худшую сторону. В связи с этим ухудшились и условия зрительного восприятия окружающей обстановки. Появилась новая наука — видеоэкология, которая рассматривает визуальную среду обитания человека как экологический фактор. В современном мире среда обитания человека существенно отличается от природной среды, а это вступает в противоречие с законом зрительного восприятия человека.

Современный горожанин живет в «искусственной среде», он смотрит на объекты, требующие пристального внимания. Это приводит к возрастающей нагрузке на зрение и к серьезному его ухудшению. Если сравнить старинную архитектуру с современной архитектурой, то бесспорно, здания старых мастеров доставляют нам эстетическое наслаждение, принося определенную пользу для глаз. Другое дело современное градостроительство: большие коробки темных цветов, прямые углы, линии, искусственные строительные материалы. Тотальная урбанизация, отодвинув человека от естественной среды обитания, уродует облик городов, все больше сказывается на зрении и психике человека. В последнее время Всемирной организацией здравоохранения прослеживается рост числа психических заболеваний.

Не последнее место здесь играет неблагоприятная визуальная среда обитания, наличие многочисленных раздражителей городской среды. Различают гомогенную неблагоприятную среду обитания и агрессивную. Для гомогенной среды характерны голые стены из стекла и бетона, асфальтированные покрытия, глухие заборы. Строительство панельных домов, конечно, помогло в какой-то мере решить жилищную проблему, однако нарастает проблема визуальной среды. Например, в строительстве широко применяется стекло. Есть огромные здания, полностью выполненные из стекла. Это типичный пример гомогенной среды. Человек, смотря на это здание, оказывается во влиянии гомогенной среды, взгляду не за что зацепиться.

Хотя стекло может использоваться в строительстве в качестве декоративного элемента, такое увлечение стеклом просто вредит облику города. Плохо также, что при реконструкции старых зданий имеют место подобные тенденции. Устанавливают одинаковые пластиковые окна, плоские без единого украшения двери. Это относится и к малым архитектурным формам: киоски, ларьки, торговые точки. Те же прямые линии и углы. Совершая покупки каждый день в подобных местах, мы также ощущаем на себе негативное влияние. Агрессивная среда характеризуется большим количеством одинаковых элементов, ни на одном из которых невозможно зафиксировать взгляд. Можно привести такие примеры агрессивной среды: ткань в горошек, тельняшка, прожектор. Наибольшей агрессивностью обладает прожектор, представляющий собой концентрические окружности.

Тельняшка находится на втором месте. А по поводу горошка можно сказать, что меньше агрессивны черные горошины на белом фоне. Долго смотреть на такие элементы невозможно, просто рябит в глазах. Такие агрессивные поля являются очень мощным раздражителем нервной системы, они действуют намного сильнее, чем гомогенные. В последнее время гомогенные и агрессивные среды проникают и в домашние интерьеры. Сегодня в моде белые стены евроремонта, мебель с гладкой поверхностью, стеклянные столики. Все это ухудшает визуальную среду нашего жилища.

Что такое видеоэкология

Как известно, большую часть информации, почти восемьдесят ее процентов, мы воспринимаем через зрение. Система нашего зрительного восприятия сформирована естественной природной средой, в которой привык находиться человек. В начале 20- века пришла урбанизация, среда обитания человека изменилась в худшую сторону. В связи с этим ухудшились и условия зрительного восприятия окружающей обстановки. Появилась новая наука — видеоэкология, которая рассматривает визуальную среду обитания человека как экологический фактор. В современном мире среда обитания человека существенно отличается от природной среды, а это вступает в противоречие с законом зрительного восприятия человека.

Современный горожанин живет в «искусственной среде», он смотрит на объекты, требующие пристального внимания. Это приводит к возрастающей нагрузке на зрение и к серьезному его ухудшению. Если сравнить старинную архитектуру с современной архитектурой, то бесспорно, здания старых мастеров доставляют нам эстетическое наслаждение, принося определенную пользу для глаз. Другое дело современное градостроительство: большие коробки темных цветов, прямые углы, линии, искусственные строительные материалы. Тотальная урбанизация, отодвинув человека от естественной среды обитания, уродует облик городов, все больше сказывается на зрении и психике человека. В последнее время Всемирной организацией здравоохранения прослеживается рост числа психических заболеваний.

Не последнее место здесь играет неблагоприятная визуальная среда обитания, наличие многочисленных раздражителей городской среды. Различают гомогенную неблагоприятную среду обитания и агрессивную. Для гомогенной среды характерны голые стены из стекла и бетона, асфальтированные покрытия, глухие заборы. Строительство панельных домов, конечно, помогло в какой-то мере решить жилищную проблему, однако нарастает проблема визуальной среды. Например, в строительстве широко применяется стекло. Есть огромные здания, полностью выполненные из стекла. Это типичный пример гомогенной среды. Человек, смотря на это здание, оказывается во влиянии гомогенной среды, взгляду не за что зацепиться.

Хотя стекло может использоваться в строительстве в качестве декоративного элемента, такое увлечение стеклом просто вредит облику города. Плохо также, что при реконструкции старых зданий имеют место подобные тенденции. Устанавливают одинаковые пластиковые окна, плоские без единого украшения двери. Это относится и к малым архитектурным формам: киоски, ларьки, торговые точки. Те же прямые линии и углы. Совершая покупки каждый день в подобных местах, мы также ощущаем на себе негативное влияние. Агрессивная среда характеризуется большим количеством одинаковых элементов, ни на одном из которых невозможно зафиксировать взгляд. Можно привести такие примеры агрессивной среды: ткань в горошек, тельняшка, прожектор. Наибольшей агрессивностью обладает прожектор, представляющий собой концентрические окружности.

Тельняшка находится на втором месте. А по поводу горошка можно сказать, что меньше агрессивны черные горошины на белом фоне. Долго смотреть на такие элементы невозможно, просто рябит в глазах. Такие агрессивные поля являются очень мощным раздражителем нервной системы, они действуют намного сильнее, чем гомогенные. В последнее время гомогенные и агрессивные среды проникают и в домашние интерьеры. Сегодня в моде белые стены евроремонта, мебель с гладкой поверхностью, стеклянные столики. Все это ухудшает визуальную среду нашего жилища.

ВОПРОС.МЕТОДЫ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ВАРИАНТ

Эргономические антропометрические признаки играют важнейшую роль в осуществлении соматографических исследований.

Соматографические и экспериментальные (макетные) методы решения эргономических задач используются для выбора оптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой, размерами машины (предмета), ее элементов.

Соматография (от греч. Soma (sbmatos) — тело и …графия) — метод схематического изображения человеческого тела в технической или иной документации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциями человеческой фигуры, формой и размерами рабочего места.

В инженерной графике используются нормы и приемы технического черчения и начертательной геометрии. Большая трудоемкость затрудняет эффективное использование классической соматографии. Менее трудоемок и более эффективен метод плоских манекенов (шаблонов-моделей) тела с шарнирными сочленениями.

Метод плоских манекенов состоит в использовании плоских моделей человека (с точным соблюдением действительных пропорций).

В основе манекенов лежит костная система человека, на которой определены центры окружностей — суставы, а контуры фигуры образуют касательные к этим окружностям. Рисунок завершают простой подрисовкой кистей и стоп. Манекены снабжены шарнирами в местах расположения суставов позволяющими придавать фигурам необходимые положения, занимаемые человеком при выполнении различных работ. Такие манекены обычно выполняются в натуральную величину, а также в масштабах 1:5; 1:10, и помещаются на чертежах, макетах соответствующих рабочих мест, выполненных в том же масштабе.

 

Габариты манекенов должны соответствовать не только средним, но и пороговым антропометрическим размерам. Методика использования манекенов достаточна проста. Помощь при проектировании рабочих мест может оказать методика наложения на чертежи проектируемых мест схем, т.н. нормальных и максимальных рабочих зон. Эти схемы могут использоваться для наложения на рабочие зоны в горизонтальной плоскости (например, на плоскость рабочего стола), а также в вертикальных плоскостях, параллельных и перпендикулярных к оси зрения глаза.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.