Каким бы ни был офис, есть некоторые зоны, присутствующие всегда и везде. К ним относятся: входная группа (приемная или ресепшн);основная рабочая зона; кабинет руководителя.
Первое впечатление об офисе создается именно в приемной (впрочем, не стоит забывать и о внешнем виде здания). Она обязательно должна быть оформлена в фирменном стиле компании. Там должны быть созданы все удобства для посетителей. Остальные зоны – переговорная, холл, служебные помещения – проектируются исходя из потребностей конкретной компании.
Пространство офиса необходимо распланировать так, чтобы сотрудники могли осуществлять свои функции максимально эффективно, не тратя много времени на передвижение по офису. Многие считают, что стильно декорировать нужно только представительские, презентационные зоны и кабинеты руководства, то есть помещения, где бывают клиенты, а для декора рабочих площадей можно выбрать менее дорогостоящие отделочные материалы. О чем нельзя забывать в рабочих зонах – так это о грамотно организованных рабочих местах и качественных инженерных коммуникациях, на которых многие все еще склонны экономить.
Офисы подразделяются на категории А, В и С. А – это самый высокий класс, где сотруднику могут предоставить от 6 кв. м на рабочее место. Это возможно, если есть общее пространство свободной планировки. Категория В представляет собой комбинированную планировку, состоящую из отдельных кабинетов и свободного размещения рабочих мест. Категория С – это офисное пространство, состоящее из отдельных кабинетов. В офисах столицы комбинированная планировка наиболее распространена.
Зонирование пространства – ключевой момент. Нужно четко представлять, для чего нужен офис. Иногда разделение на кабинеты или на этажи идет и по функциональным задачам. Сотрудники одного направления сидят отдельно от других и не пересекаются в течение рабочего дня. Дизайнеры учитывают также и рабочие процессы в компании, взаимосвязь ее департаментов и подразделений.
Кроме создания входной группы и рабочей зоны, нужно продумать и маршруты передвижения по офису. Например, чтобы сотрудник тратил минимум времени на то, чтобы дойти от вестибюля до своего рабочего места. Свободная планировка позволяет руководителю компании охватить взглядом весь офис, все рабочие места. Для этого применяются и камеры видеонаблюдения.
Разделение на отдельные кабинеты не всегда целесообразно. В каждом отдельном кабинете появляется мини-группа со своим режимом работы. Не всякий начальник пойдет на то, чтобы внутри компании создавались маленькие ячейки.
Обязательно должны быть зоны отдыха сотрудников. Это место, где можно покурить, выпить кофе. В нашей столовой, например, создано общее пространство для всех сотрудников, начиная от водителей и заканчивая генеральным директором. Отдельная обеденная VIP-зона предусмотрена для гостей. Это стандартная практика.
Должна быть выделена гардеробная зона. В вестибюле должна стоять стойка для зонтов. В рабочей зоне необходимы шкафы для верхней одежды, место для сменной обуви.
Работа над проектом интерьера начинается с концепции. В ней демонстрируются общий стиль, цветовые предпочтения, функциональное зонирование, напольное покрытие, пластика потолков, стен. Далее группа разрабатывает все более детально. Кто-то занимается полами, кто-то потолками и так далее. Затем все детали объединяются. Тогда мы имеем четкое представление, что и как будет выглядеть. Параллельно ведется проектирование инженерных коммуникаций. Обязательное условие – авторский надзор. Есть еще и технадзор. Технический отдел по чертежам дизайнеров создает свой проект технической документации. Архитекторы контролируют выполнение своих работ.
Обустройство офиса
В бизнесе нет мелочей. Работоспособность каждого сотрудника зависит не только от правильно организованного трудового процесса и от внутренних отношений в коллективе, но и от того, как организован офис в целом и рабочее место данного сотрудника, в частности. От работоспособности коллектива во многом зависит успех всего бизнеса, поэтому руководитель должен серьезно подойти к созданию удобного и функционального интерьера офиса, который будет способствовать деловому настрою и не вызывать дискомфорт у сотрудников компании.
Обустройство офиса — не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Занимаясь планировкой помещения и подбирая мебель, так или иначе нужно помнить, какие функции призваны выполнять эти четыре (пять-шесть...) стен. Рабочее место— это раз (тут главное — функциональность!), полигон для ведения бизнеса— два (презентабельность!) и, наконец, «второй дом» — крыша, под которой мы проводим большую часть своей сознательной жизни и, следовательно, имеем право рассчитывать на некоторую частичку уюта, комфорта и тепла.
Эргономика учитывается всегда. Задается высота кресел и столов, чтобы людям удобно было сидеть, ведь человек проводит за компьютером огромное количество времени. Есть нюансы. В Европе, к примеру, столы делаются не менее 75 см высотой. У нас оптимальная высота стола – 72 см. Касается это и кухонной мебели. На Западе высота столов – 96 см, в Азии – 92.
Максимальное количество человек, которое можно посадить в одном помещении, рассчитывается исходя из оптимальной производительности. Учитывается и стоимость пространства (аренда это или частное владение). Если стоимость квадратуры площади высока, работодателю выгоднее посадить как можно больше человек на ограниченном пространстве. Усредненные нормы – это 4 кв. м на человека. Из них 1,2 кв. м занимает рабочий стол. Комфортным решением считается 6–7 кв. м на человека.
На практике работодатели часто уплотняют пространство и выделяют 2,5 кв. м на человека. Это противоречит как нормам и правилам, так рекомендациям психологов. Сложно работать, сидя впритык друг с другом. Грамотный проектировщик всегда порекомендует, как правильно распределять рабочие места. Здесь есть множество деталей: доступ к розеткам, расположение сетевых и телефонных кабелей, мониторов, техники и так далее. Необходимо контролировать и общий температурный режим в офисах. Ни аппаратура, ни люди не любят перегревов и переохлаждений.
Рабочая зона
Можно выделить два основных типа построения зоны деятельности рядовых сотрудников: классический офис и открытый офис.
Классический (закрытый) офис представляет собой систему изолированных помещений - кабинетов. Как правило, каждый кабинет соответствует выполнению каких-либо функций компании - бухгалтерия, транспортная служба, оптовый отдел и т.д. Такое планирование является наиболее распространенным типом офиса в нашей стране.
Открытый или ландшафтный офис (open space) организуется в достаточно большом помещении, не разделенном капитальными стенами. Основная идея - свободное движение информационных и функциональных потоков. Пространство офиса структурируется, и в нем создаются необходимые функциональные зоны (бухгалтерия, транспортная служба, оптовый отдел и т.д.), при этом широко используются стационарные и мобильные офисные перегородки. Отсутствие дверей и коридоров существенно экономят площадь офиса.
На сегодняшний день при планировании рабочей зоны все чаще используется смешанный тип офиса, при котором рабочие места для персонала находятся в зоне open space, а рабочие места руководителей среднего и высшего звена вынесены в закрытые зоны.
С точки зрения содержания, комплектация рабочего места любого сотрудника включает в себя рабочий стол, выкатную тумбу и кресло. Но если посмотреть на содержание рабочего места с точки зрения функциональности, выясняется, что оно не может быть одинаковым для всех сотрудников и отличается в зависимости от назначения ,той или иной должности, своим составом.
Специалисты по эргономике утверждают, что оптимальная величина рабочей поверхности должна составлять не менее 3 кв.м. На такой площади без особых трудностей можно найти место не только для монитора, клавиатуры, мыши и многочисленных папок с бумагами, но и для любимых безделушек или семейной фотографии. Однако такой рабочий стол необходимо еще и максимально компактно разместить в офисном пространстве, каждый сантиметр которого обычно на "вес золота". Именно поэтому все чаще появляется такое понятие как "рабочая станция": несколько рабочих столов компонуются друг с другом через двусторонние или ассиметричные столешницы. Рациональное использование пространства возможно при объединении, к примеру, четырех симметричных столов с прямыми углами. При использовании столешницы с углом 120 градусов компактной будет рабочая станция, составленная из трех рабочих столов.
При формировании рабочего места заметную роль играют дополнительные элементы.
Появилась возможность собирать рабочую поверхность как конструктор, добавляя или убирая дополнительные элементы. Мобильные тумбы или столы, снабженные колесиками, способны изменить конфигурацию используемой поверхности рабочего стола в зависимости от желания или возникшей необходимости (размеры и формы столешницы, как правило, ограничены технологическими особенностями производства). Стационарный рабочий стол увеличивается при помощи таких элементов как: окончание стола, компьютерный стол, приставной стол, приставная тумба, угловые элементы от 30 до 120 градусов.
Кроме того, современные требования эргономической безопасности определяют новые условия производства - криволинейную форму самой столешницы, мягкие закругленные углы. Все это психологически благоприятно воздействует на людей. Человеку необходимо чувствовать себя комфортно, не опасаясь в процессе работы наткнуться или удариться об острый угол рабочего стола, и этому способствует плавная "обтекающая" форма столешницы.
Таким образом, использование различных вариантов рабочих столов, грамотное размещение элементов, компоновка рабочих станций обеспечивают компромиссное решение между содержанием и назначением рабочего места.
Помимо содержания рабочего места необходимо обращать внимание и на правила его размещение в рабочем пространстве офиса:
сотруднику, сидящему за столом спиной к стене, необходимо иметь за спиной пространство не менее 90см от рабочего стола до стены;
рабочие столы, стоящие друг за другом, размещаются на расстоянии не менее 90см;
при размещении отопительных приборов вдоль окна, расстояние между ними и рабочим столом должен составлять не менее 55см (что достаточно и для прохода);
при размещении нескольких рабочих мест в небольшом пространстве необходимо расставлять мебель таким образом, чтобы предоставить сотрудникам возможность обзора рабочего пространства и ощущение "закрытой спины". Это требования психологического характера, т.к. люди должны видеть, кто входит в кабинет и подходит к рабочему месту. В противном случае они чувствуют дискомфорт, который рано или поздно отражается на работе.
при размещении рабочих столов, когда сотрудники расположены лицом друг к другу необходимо функциональное и визуальное разделение рабочего пространства - для этого между столами устанавливаются настольные перегородки высотой 20-30см.
важно учитывать высоту расположения окон. Так при низкой высоте подоконника лучше освещена часть помещения близкая к окну, при высоком положении подоконника освещенной является дальняя от окна часть. У высокого размещения подоконника есть еще одно преимущество - рядом с ними можно разместить низкие шкафы для документов или средние шкафы для документов. Высокие шкафы для документов можно расположить в простенках между окнами.