Когда возводили крепость Ржеву, Бардово было уже известным селением, о нём неоднократно упоминалось в Новгородских летописях. Удобные массивы пашен, заливные луга, расположенные по речным долинам и берегам озёр, девственные лесные дубравы издавна привлекали сюда поместных людей. Красота здешних мест выражалась в самóм названии села – Бардово (бард – поэт, но есть мнение, что название села происходит от слова «барда» – продукта отходов при винокуренном производстве). Поэтому ещё в древности Бардово стало селом, пожалованным кому-то из местных помещиков, затем было определено погостом, куда сходились «сошные» люди для вступления в ратники, а отсюда, распределённые по десяткам и сотням, они отправлялись отражать неприятеля под Псков или Великие Луки, а скорее всего, в Двóрцы и Острие стеречь от врага порубежные деревни своего уезда.
Известно, что Бардовский погост (кладбище, обычно сельское, в старину – церковь, в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем) в XI–XV веках служил воротами для проникновения на земли Великого Новгорода южных воинственных соседей. В 1021 году полоцкий князь Брячеслав по Бардовскому и Ошевскому погостам ходил «воевать» Новгород, а затем, с потерей Полоцким княжеством своей самостоятельности, этим путём стали пользоваться литовские воеводы.
С целью защиты своих владений от литовских захватчиков, псковичи и новгородцы вынуждены были в Бардовском погосте в конце XI века построить деревянную крепость Ржеву, которая на протяжении более 250 лет служила им передовым щитом в обороне своих пригородов и посадов от иноземных захватчиков[1].
Из статьи Г. И. Сондоевского: «Теперь о древности Бардовского погоста напоминают только следующие предметы: а) евангелие с надписью «Лета 7207 (1699) марта в 26 день изволением Всесильнаго в Троице славимаго Бога тщанием и иждивением Михаила Иванова сына Суморокова построися сие святое евангелие в церковь Святыя Живоначальная Троицы, что в Пусторжевском уезде в погосте Горах Порожек тож». Крышка евангелия серебряная, вызолоченная и б) старинный, изорванный синодик (в церковном обиходе: книга записи имён умерших для поминовения во время богослужения – прим. автора), в котором встречаются несуществующия в Новоржевском уезде фамилии: Суморокова, Серебреникова, Болышева, Сухана, Добрынина, Рыжево, Машенина и Давыдова». Но естественно, что ни Евангелие, ни синодик не сохранились до наших дней.
Также интересно то, что «прежде Бардово называлось «Гришино, Абардово тож» и принадлежало прапорщику гвардии Василию Васильевичу Ададурову, от которого в 1786 году поступило в пользование причта (служители и певчие в православной церкви) 39 десят. 1858 саж. земли. Причт состоит из священника и псаломника. К приходу принадлежали 43 селения, а число прихожан по клировым ведомостям значилось:
Годы.
Муж.
Жен.
Всего.
Число дворов.
Старейшая из метрических книг (метрика – свидетельство о рождении – прим. автора) имеется за 1803 год. Она засвидетельствована Опочецким духовным правлением, причем из клировой ведомости за 1802 год видно, что Бардовский погост числился почему-то в Опочецком уезде, между тем известно, что город Новоржев был упразднен в 1797 году и тогда уезд его разделен между Островским, Порховским и Великолуцким уездами, а в 1802 году восстановлен вновь».
Сондоевский в своей статье упоминает о важном стратегическом значении села Бардово и раньше находящимся в соседстве с городом Ржев, или Пустая Ржева. Он предоставляет этому факту доказательства: «близь упомянутых пунктов, на пустошах «Горелый Бор» ( А. П. Любимова) и «Фролево» (И. К. фон Мейер) находится громадное количество сопок и земляных валов, которые непрерывною лентою тянутся на протяжении десятка верст от юга к востоку. В Горелом Бору, отстоящем от Подоржевки в 2 верстах, А. П. Любимовым была произведена в 1894 году раскопка 10 сопок, но в них кроме двух истлевших косточек и металлической пряжки, ничего не найдено. Обстоятельство это указывает, что описанные выше сопки и валы не представляют из себя могильников, а очевидно служили прикрытием для воинов, устроивших посредством этих сооружений большой укрепленный лагерь».[2]
Оказывается, земство около 1897 года установило в Бардове 7 однодневных торжков в год: 4 января, 11 марта, в Троицу, в последнюю пятницу перед 20 июля, 2 сентября, 8 ноября и 1 декабря, а в 1894 году открыло школу.
Фон Мейеры
Иван Карлович фон Мейер
Иван Карлович родился 30 мая 1832 года в имении своего отца Карла Крестьянова фон Мейера и его супруги Амалии фон Мейер (урождённой фон Абт) – имение Дуренгоф (дата и место рождения подтверждены выпиской Паспорта Шванебурга 30 ноября 1833 года из Агофской церковной книги (перевод с немецкого) – дело № 571, лист 18). У Ивана было два брата: Константин (род. 24 сентября 1826 года) и Карл (дата рождения неизвестна); и четыре сестры: Софья, Амалия, Ольга и Наталья. Так как родители были лютеранского вероисповедания, то и дети были той же конфессии. За Карлом Кристиановым числилось 1800 душ крестьян Псковской губернии в Новоржевском, Великолукском и Олонецком уездах и имение в Лифляндской губернии. Воспитывался И. К. фон Мейер в Императорском Александровском лицее на казённом иждивении, по окончании которого выпущен с правом на чин X класса и определён на службу в Канцелярию Военного министерства 13 января 1852 года в возрасте 20 лет. Юноша очень старался и за отличие по службе был произведён в титулярные советники 11 апреля 1854 года. С разрешения господина Военного министра 29 декабря 1855 года назначен Помощником Секретаря в особую секретную экспедицию при Канцелярии, затем был назначен Журналистом отделения свода Военных постановлений. Но согласно прошения отчислен от данной должности с оставлением при 4-ом отделении Канцелярии 26 августа 1856 года. Иван Карлович был военным человеком, поэтому не мог не принять участия в военных действиях 1853-1856 гг. (Крымская война). И также согласно прошения был уволен со службы (высочайший приказ № 49 от 17 ноября 1857 года, Санкт-Петербург) с награждением при отставке чином надворного советника.
30 апреля 1869 года Иван Карлович фон Мейер был повенчан с дочерью генерал-адъютанта Александра Паткуля девицей Марией Александровной (свидетельство о бракосочетании выдано протоиреем Варшавского Кафедрального собора Климентом Чеховичем 9 июля 1869 года № 258). Вместе с ней в 1870 году он переехал жить в свое имение Бардово, и в этом же году занялся налаживанием хозяйства в селе.
Первым делом он развёл огромный яблоневый сад, вскоре открыл винный завод с производством яблочного вина, на котором трудилось девять рабочих и продукция которого ежегодно продавалась на 13700 рублей. И. К. фон Мейер построил водяную мельницу на реке Копытовка для перемола ржаной муки, поставляемой в недавно начавшую работать пекарню. Испечённый хлеб раздавали служащим и продавали. А на территории усадьбы были построены хозяйственные помещения: людская, конюшня, гумно. Ввёл многополье, наладил разведение племенного и молочного скота, применял сельхозмашины – плуг, сеялку, паровую молотилку; широко использовал наёмный труд.
Барин построил церковь во имя Св. Троицы. Она располагалась на кладбище на высоком холме на краю деревни, на берегу небольшой речки Копытовки. Церковь была трёхчастная, к трапезной с запада примыкала двухъярусная колокольня «четверик на четверике». Кроме основного входа с запада через основание колокольни, имелся вход в четверик с северного фасада. Все окна здания были большие прямоугольные. Колокольня прирублена «ласточкиным хвостом»; нижний ярус – 15 брёвен, второй ярус – 10 брёвен. Г. И. Сондоевский писал в своей статье, что из клировых ведомостей Бардовской церкви было видно, что раньше, на месте построенной церкви фон Мейера стояла деревянная церковь во имя Св. Троицы, построенная в 1705 году. Эта церковь была с двумя приделами во имя Св. Николая и Св. Мученицы Параскевы. Когда она пришла в ветхость, то вместо неё в 1875 году построена новая во имя Св. Троицы. Г. И. Сондоевский отмечал, что церковь поставлена на пожертвования помещика Дмитрия Ивановича Любимова и прихожан.
Около реки Алоль стоял барский дом. Он славился роскошью интерьера, картинной галереей, изяществом отделки. Также Иван Карлович коллекционировал книги, у него была редчайшая библиотека с бесценными фолиантами древнерусской, немецкой, греческой и других мировых литератур.
На левом берегу реки, рядом с усадьбой был разбит парк, с произрастающими в нём деревьями местной флоры: липа мелколиственная, ель обыкновенная и берёза. Из дикорастущих посажена акация жёлтая. За парком была деревня Загородье, окружённая огромными полями с рожью и ячменём.
По распоряжению помещика с баржи чистили реку Алоль и Бардовское озеро. Для отвода воды во время разлива реки Иваном Карловичем было приказано выкопать канал, который вскоре крестьяне прозвали Поганкой.
Бардово, находясь в глуши на окраине уезда, в 1896 году немного оживилось, благодаря тому, что земство установило 7 однодневных торжеств в год: 4 января, 11 марта, в Троицу, в последнюю пятницу перед 20 июля, 2 сентября, 8 ноября и 1 декабря.
По праздникам, да и просто по приглашению в гости Иван Карлович ездил к своему другу графу П. А. Гейдену – владельцу села Глубокое, также выходцу из прибалтийских немцев. Граф тоже часто навещал фон Мейера в Бардове. Гейден, Петр Александрович, граф - видный судебный общественный и политический деятель. Родился в 1840 г.; скончался в Москве 15 июня 1907 г. Артиллерист по высшему специальному образованию, он недолго пробыл в военной службе, затем состоял членом окружного суда в Воронеже и Петербурге, товарищем председателя Санкт-Петербургского окружного суда и членом Петербургской Судебной палаты. Внося в эту деятельность не только глубокое понимание духа и смысла законов, но и тонкую оценку житейских условий, он был врагом механического приложения статей Свода и судебных уставов. Входя в жизненную обстановку каждого дела и заменяя, где только возможно, юридический формализм сострадательным вниманием к ищущим или ожидающим правосудия, он был истинным и вместе человеколюбивым стражем закона, чуждым властолюбивого усмотрения и черствой замкнутости. Эти его свойства выразились во множестве написанных им судебных решений о вознаграждении за железнодорожные увечья, по толкованию духовных завещаний, по делам семейным, по искам женами содержания от мужей. После краткого пребывания в должности начальника канцелярии по принятию прошений, приносимых на Высочайшее имя (с 1886 по 1890 г.), причем его правовому чувству приходилось ставить препоны иным беззастенчивым домогательствам, он отдался земской деятельности, принимая, в качестве Опочецкого уездного предводителя дворянства, деятельное и разностороннее участие в трудах уездного и псковского губернских земств. В 1891 - 92 годах он принял горячее личное участие в помощи голодающим, лично отправившись в Симбирск для распределения собранных английскими квакерами и вверенных ему 50 000 рублей, при участии крестьян, земских врачей и сельских учителей. Этого же рода деятельностью по поручению организации, устроенной петербургским обществом охранения народного здравия, занимался он в 1905 г. в Опочецком уезде. К подобным же трудам должно быть отнесено и участие его в заседаниях русско-голландского комитета в Петербурге для посылки в 1904 г. двух отрядов сестер милосердия в действующую армию в Маньчжурии. Избранный в 1895 г. в президенты Имперского Вольного Экономического общества, граф Гейден посвятил все свои силы отстаиванию прав этого общества и связанного с ним Санкт-Петербургского Комитета грамотности против всякого рода стеснений и бюрократических воздействий, защищая старейшее в России общество своим непрерывным трудом и заботами в течение десяти лет. Рядом с этим он принял деятельное участие в тех совещаниях земских деятелей по поводу насущных нужд родины, которые, все развиваясь, сыграли такую влиятельную роль в 1904 и 1905 годах. В "Трудах Вольного Экономического общества" напечатано исполненное гражданского мужества и твердости письмо его к министру внутренних дел фон Плеве по поводу объявленного ему предостережения за участие в совещании земских деятелей, происходившем у председателя московской земской управы Д.Н. Шипова в мае 1902 г. Председатель и деятельный член земских съездов, то терпеливый и внимательный слушатель прений, то искусный кормчий и объединитель разнородных сил, прямой и откровенный, он был одним из организаторов и членов той депутации земского съезда, которая 6 июня 1905 г. выслушала в Петергофе слова "о непреклонной воле царской созывать выборных от народа". По убеждениям своим Гейден принадлежал к людям, коим может быть присвоено название прогрессивных консерваторов, к тем, которые были вызваны к деятельности великими реформами императора Александра II . Эти реформы, обновляя и видоизменяя общественный строй, неминуемо должны были привести к созданию государственного строя, тесно связанного с началами народного представительства и с обращением подданных в граждан. Графу Гейдену было дано послужить всем учреждениям, вызванным к жизни великими реформами, и перестрадать их понятное движение; но он питал доверие к народным силам и поэтому не унывал и не падал духом. Он умел защищать то, что было дорого в прошлом, и стремиться к созданию того, что было необходимо в будущем. В этом именно смысле им была создана партия "мирного обновления" в первой Государственной думе, членом которой он был избран в 1906 г. Здесь ему приходилось не раз становиться в оппозицию большинству, но это разногласие не колебало доверия к чистоте его побуждений и уважения к его личности. Его кончина вызвала почти во всех существующих у нас партиях чувство утраты человека, независимо от того, был ли он политическим союзником или противником, утраты деятеля, непоколебимая честность, смелая искренность и нравственное бескорыстие которого стояли вне сомнений. Партией "мирного обновления", а также Вольным Экономическим обществом изданы в 1907 г. брошюры, посвященные его памяти и подробному обзору его деятельности (см. "Труды Партии Вольного Экономического Общества" за 1907 г., № 6). Его памяти посвящена книга А.Ф. Кони, "На жизненном пути". Граф Гейден похоронен в своей усадьбе "Глубокое", в Опочецком уезде Псковской губернии.
В книге С.С. Гейченко «У Лукоморья» встречается фамилия графа П.А. Гейдена. Он присутствовал на первом пушкинском празднике, организованном в мае 1899 года в честь столетия со дня рождения поэта. Вот что пишет в своей книге Семён Степанович: «А в самый день праздника у Святых ворот монастыря стоял при полном параде сам граф П.А. Гейден, известный опочецкий помещик. Это был тот самый Гейден, которого В.И. Ленин охарактеризовал в своей работе «Памяти графа Гейдена» как особо рьяного контрреволюционера, умевшего «тонко и хитро защищать интересы своего класса», искусно прикрывать «флером благородных слов и внешнего джентльменства корыстные стремления и хищные аппетиты крепостников…»[3]. Друг Ивана Карловича фон Мейера оставил большой след в истории России.
Большинство крестьян любили и уважали Ивана Карловича и его супругу (о матери Марии Александровны немного рассказывается в книге Мадлен дю Шатне «Жан Батист де Траверсе министр флота Российского»). Если у кого-либо случался пожар, то они бесплатно выделяли лес для восстановления дома, если крестьянин нуждался, то помещик помогал хлебом. К фон Мейеру на барщину ходили 5 дней, а остальные 2 работали в своем хозяйстве. Барин у себя в доме готовил еду для крестьян и там же их кормили.
В 1894 году в Бардове была открыта школа. Однажды, когда Мария Александровна поехала к своей подруге в соседнее поместье, она увидела, как по дороге шёл мальчик тринадцати лет и плакал. Тогда она остановила карету, открыла дверцу и спросила:
– Ты почему плачешь?
– В школу не берут… – отвечал мальчик по имени Максим (отец Греченковой В. М. – коренной жительницы деревни Горка, располагающейся недалеко от села Бардово), – Я четыре раза пытался поступить и все неудачно…
Барыня усадила подростка в свою карету и повезла обратно в школу. По её приказу Максим вскоре стал учеником Бардовской школы, и, отучившись в ней три года, благополучно отправился в город на дальнейшее обучение.
Всего фон Мейеры владели 693 дес. 1417 саж. земли, включавших в себя деревни Мошатино и Скрепля, и село Бардово, и в каждой из них он построил по церкви. Так как Иван Карлович строил православные церкви, то его дети были крещены в православии.
У Ивана Карловича и Марии Александровны родилось 7 детей: Николай (4 февраля 1870 года), Александр (18 августа 1871 года), Константин (11 марта 1875 года), Владимир (5 ноября 1878 года), Ольга (21 марта 1876 года), Мария (17 августа 1877 года) и Зинаида (18 июня 1880 года). В то время, когда родился Николай (1870 г.), Иван Карлович состоял чиновником министерства иностранных дел в Царстве Польском. В 1871 году, когда родился Александр, Иван Карлович – чиновник Министерства иностранных дел по особым поручениям при наместнике Его Величества в Царстве Польском. В 1896 году – он уже действительный статский советник, помещик.
Наступил 1904 год. Иван Карлович тяжело заболел и 27 января скончался… Его похоронили в Бардове у церкви, поставив памятник из розового гранита, привезённого из Италии. Имение перешло его сыну Константину Ивановичу фон Мейеру.
Константин Иванович фон Мейер
Запись о рождении Константина сделана в метрической книге за 1875 год, хранящейся при Георгиевской Кудеверской церкви, в первой части о родившихся в графе мужского пола под № 41 о том, что 11 марта (1875 года) родился, а крещён 24 мая.
По определению Псковского Дворянского Депутатского Собрания от 13 сентября 1882 года Константин записан в четвертую часть дворянской родословной книги Псковской губернии, в коей род гг. фон Мейер утверждён указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии от 12 февраля 1862 года за № 1235.
Свидетельство о дворянском достоинстве на имя Константина выдано 14 сентября 1882 года за № 92.
Константин Иванович состоял в браке с Ниной Михайловной фон Лёвенталь, лютеранского вероисповедания, в котором у них родились две дочери: Галина Константиновна (1 июня 1909 года) и Ольга Константиновна (28 апреля 1912 года – метрическая справка за № 4520).
Константин Иванович продолжал следить за хозяйством в Бардове и других деревнях имения своего отца. Его братья и сёстры жили в городах и изредка навещали Константина фон Мейера.
Революционное движение, развернувшееся в 1905-1907 гг. в стране, докатились и до далёкого от крупных городов Бардова. Весной 1906 года недовольство бардовцев своим барином дошло до предела. Почуяв неладное, помещик из Новоржева в Бардово для охраны своих владений вызвал отряд полиции во главе со становым. «Решили разгромить моё имение, мельницу и спиртзавод», – заявил фон Мейер становому.
В один из весенних вечеров 1906 года, когда крестьяне, вооружившись чем попало, устремились к намеченным объектам нападения, оттуда раздались предупредительные выстрелы. Затем полицейские открыли стрельбу и стали быстро приближаться к нападавшим. Такой поворот дела для бардовцев был неожиданным. Их ряды дрогнули и начали таять. Самые стойкие забросали полицейских камнями и скрылись. Но кое-кого им удалось схватить и отправить в Новоржев. Донесение новоржевских уездных властей о столкновении крестьян с полицией в селе Бардово и сейчас хранятся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. После этого события в Бардове фон Мейер часто слышал, как ватага парней, прогуливаясь по селу, пела:
Бога нет, царя не надо, а фон Мейера убьём.
Документы изготовим и в солдаты не пойдём!
Прошло довольно много времени после смерти отца – Ивана Карловича, наступил 1917 год. Жизнь шла своим чередом, Константин отлично справлялся с хозяйством и с возникающими проблемами. Его супруга – Нина Михайловна – воспитывала своих маленьких дочерей: Ольгу и Галину. Но вдруг из Москвы донеслась весть о начавшейся революции. Константин Иванович, узнав это, отправился воевать за Белую Армию. Он понимал, что скоро советская власть установится и в Бардове, и поэтому сказал своей жене, чтобы она с детьми бежала в Новороссийск, а когда всё уляжется, то он приедет туда за ними, и они все вместе эмигрируют в Турцию. Но дальнейшая судьба Константина фон Мейера не известна, семья его так больше и не увидела.