Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Иван Карлович фон Мейер



Автор: Беляева Ирина Сергеевна

irene182100@mail.ru

Бардово

Когда возводили крепость Ржеву, Бардово было уже известным селением, о нём неоднократно упоминалось в Новгородских летописях. Удобные массивы пашен, заливные луга, расположенные по речным долинам и берегам озёр, девственные лесные дубравы издавна привлекали сюда поместных людей. Красота здешних мест выражалась в самóм названии села – Бардово (бард – поэт, но есть мнение, что название села происходит от слова «барда» – продукта отходов при винокуренном производстве). Поэтому ещё в древности Бардово стало селом, пожалованным кому-то из местных помещиков, затем было определено погостом, куда сходились «сошные» люди для вступления в ратники, а отсюда, распределённые по десяткам и сотням, они отправлялись отражать неприятеля под Псков или Великие Луки, а скорее всего, в Двóрцы и Острие стеречь от врага порубежные деревни своего уезда.

Известно, что Бардовский погост (кладбище, обычно сельское, в старину – церковь, в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем) в XI–XV веках служил воротами для проникновения на земли Великого Новгорода южных воинственных соседей. В 1021 году полоцкий князь Брячеслав по Бардовскому и Ошевскому погостам ходил «воевать» Новгород, а затем, с потерей Полоцким княжеством своей самостоятельности, этим путём стали пользоваться литовские воеводы.

С целью защиты своих владений от литовских захватчиков, псковичи и новгородцы вынуждены были в Бардовском погосте в конце XI века построить деревянную крепость Ржеву, которая на протяжении более 250 лет служила им передовым щитом в обороне своих пригородов и посадов от иноземных захватчиков[1].

Из статьи Г. И. Сондоевского: «Теперь о древности Бардовского погоста напоминают только следующие предметы: а) евангелие с надписью «Лета 7207 (1699) марта в 26 день изволением Всесильнаго в Троице славимаго Бога тщанием и иждивением Михаила Иванова сына Суморокова построися сие святое евангелие в церковь Святыя Живоначальная Троицы, что в Пусторжевском уезде в погосте Горах Порожек тож». Крышка евангелия серебряная, вызолоченная и б) старинный, изорванный синодик (в церковном обиходе: книга записи имён умерших для поминовения во время богослужения – прим. автора), в котором встречаются несуществующия в Новоржевском уезде фамилии: Суморокова, Серебреникова, Болышева, Сухана, Добрынина, Рыжево, Машенина и Давыдова». Но естественно, что ни Евангелие, ни синодик не сохранились до наших дней.

Также интересно то, что «прежде Бардово называлось «Гришино, Абардово тож» и принадлежало прапорщику гвардии Василию Васильевичу Ададурову, от которого в 1786 году поступило в пользование причта (служители и певчие в православной церкви) 39 десят. 1858 саж. земли. Причт состоит из священника и псаломника. К приходу принадлежали 43 селения, а число прихожан по клировым ведомостям значилось:

Годы. Муж. Жен. Всего. Число дворов.

 

Старейшая из метрических книг (метрика – свидетельство о рождении – прим. автора) имеется за 1803 год. Она засвидетельствована Опочецким духовным правлением, причем из клировой ведомости за 1802 год видно, что Бардовский погост числился почему-то в Опочецком уезде, между тем известно, что город Новоржев был упразднен в 1797 году и тогда уезд его разделен между Островским, Порховским и Великолуцким уездами, а в 1802 году восстановлен вновь».

Сондоевский в своей статье упоминает о важном стратегическом значении села Бардово и раньше находящимся в соседстве с городом Ржев, или Пустая Ржева. Он предоставляет этому факту доказательства: «близь упомянутых пунктов, на пустошах «Горелый Бор» ( А. П. Любимова) и «Фролево» (И. К. фон Мейер) находится громадное количество сопок и земляных валов, которые непрерывною лентою тянутся на протяжении десятка верст от юга к востоку. В Горелом Бору, отстоящем от Подоржевки в 2 верстах, А. П. Любимовым была произведена в 1894 году раскопка 10 сопок, но в них кроме двух истлевших косточек и металлической пряжки, ничего не найдено. Обстоятельство это указывает, что описанные выше сопки и валы не представляют из себя могильников, а очевидно служили прикрытием для воинов, устроивших посредством этих сооружений большой укрепленный лагерь».[2]

Оказывается, земство около 1897 года установило в Бардове 7 однодневных торжков в год: 4 января, 11 марта, в Троицу, в последнюю пятницу перед 20 июля, 2 сентября, 8 ноября и 1 декабря, а в 1894 году открыло школу.


Фон Мейеры

Иван Карлович фон Мейер

Иван Карлович родился 30 мая 1832 года в имении своего отца Карла Крестьянова фон Мейера и его супруги Амалии фон Мейер (урождённой фон Абт) – имение Дуренгоф (дата и место рождения подтверждены выпиской Паспорта Шванебурга 30 ноября 1833 года из Агофской церковной книги (перевод с немецкого) – дело № 571, лист 18). У Ивана было два брата: Константин (род. 24 сентября 1826 года) и Карл (дата рождения неизвестна); и четыре сестры: Софья, Амалия, Ольга и Наталья. Так как родители были лютеранского вероисповедания, то и дети были той же конфессии. За Карлом Кристиановым числилось 1800 душ крестьян Псковской губернии в Новоржевском, Великолукском и Олонецком уездах и имение в Лифляндской губернии. Воспитывался И. К. фон Мейер в Императорском Александровском лицее на казённом иждивении, по окончании которого выпущен с правом на чин X класса и определён на службу в Канцелярию Военного министерства 13 января 1852 года в возрасте 20 лет. Юноша очень старался и за отличие по службе был произведён в титулярные советники 11 апреля 1854 года. С разрешения господина Военного министра 29 декабря 1855 года назначен Помощником Секретаря в особую секретную экспедицию при Канцелярии, затем был назначен Журналистом отделения свода Военных постановлений. Но согласно прошения отчислен от данной должности с оставлением при 4-ом отделении Канцелярии 26 августа 1856 года. Иван Карлович был военным человеком, поэтому не мог не принять участия в военных действиях 1853-1856 гг. (Крымская война). И также согласно прошения был уволен со службы (высочайший приказ № 49 от 17 ноября 1857 года, Санкт-Петербург) с награждением при отставке чином надворного советника.

30 апреля 1869 года Иван Карлович фон Мейер был повенчан с дочерью генерал-адъютанта Александра Паткуля девицей Марией Александровной (свидетельство о бракосочета­нии выдано протоиреем Варшавского Кафедрального собора Климентом Чеховичем 9 июля 1869 года № 258). Вместе с ней в 1870 году он переехал жить в свое имение Бардово, и в этом же году занялся налаживанием хозяйства в селе.

Первым делом он развёл огромный яблоневый сад, вскоре открыл винный завод с производством яблочного вина, на котором трудилось девять рабочих и продукция которого ежегодно продавалась на 13700 рублей. И. К. фон Мейер построил водяную мельницу на реке Копытовка для перемола ржаной муки, поставляемой в недавно начавшую работать пекарню. Испечённый хлеб раздавали служащим и продавали. А на территории усадьбы были построены хозяйственные помещения: людская, конюшня, гумно. Ввёл многополье, наладил разведение племенного и молочного скота, применял сельхозмашины – плуг, сеялку, паровую молотилку; широко использовал наёмный труд.

Барин построил церковь во имя Св. Троицы. Она располагалась на кладбище на высоком холме на краю деревни, на берегу небольшой речки Копытовки. Церковь была трёхчастная, к трапезной с запада примыкала двухъярусная колокольня «четверик на четверике». Кроме основного входа с запада через основание колокольни, имелся вход в четверик с северного фасада. Все окна здания были большие прямоугольные. Колокольня прирублена «ласточкиным хвостом»; нижний ярус – 15 брёвен, второй ярус – 10 брёвен. Г. И. Сондоевский писал в своей статье, что из клировых ведомостей Бардовской церкви было видно, что раньше, на месте построенной церкви фон Мейера стояла деревянная церковь во имя Св. Троицы, построенная в 1705 году. Эта церковь была с двумя приделами во имя Св. Николая и Св. Мученицы Параскевы. Когда она пришла в ветхость, то вместо неё в 1875 году построена новая во имя Св. Троицы. Г. И. Сондоевский отмечал, что церковь поставлена на пожертвования помещика Дмитрия Ивановича Любимова и прихожан.

Около реки Алоль стоял барский дом. Он славился роскошью интерьера, картинной галереей, изяществом отделки. Также Иван Карлович коллекционировал книги, у него была редчайшая библиотека с бесценными фолиантами древнерусской, немецкой, греческой и других мировых литератур.

На левом берегу реки, рядом с усадьбой был разбит парк, с произрастающими в нём деревьями местной флоры: липа мелколиственная, ель обыкновенная и берёза. Из дикорастущих посажена акация жёлтая. За парком была деревня Загородье, окружённая огромными полями с рожью и ячменём.

По распоряжению помещика с баржи чистили реку Алоль и Бардовское озеро. Для отвода воды во время разлива реки Иваном Карловичем было приказано выкопать канал, который вскоре крестьяне прозвали Поганкой.

Бардово, находясь в глуши на окраине уезда, в 1896 году немного оживилось, благодаря тому, что земство установило 7 однодневных торжеств в год: 4 января, 11 марта, в Троицу, в последнюю пятницу перед 20 июля, 2 сентября, 8 ноября и 1 декабря.

По праздникам, да и просто по приглашению в гости Иван Карлович ездил к своему другу графу П. А. Гейдену – владельцу села Глубокое, также выходцу из прибалтийских немцев. Граф тоже часто навещал фон Мейера в Бардове. Гейден, Петр Александрович, граф - видный судебный общественный и политический деятель. Родился в 1840 г.; скончался в Москве 15 июня 1907 г. Артиллерист по высшему специальному образованию, он недолго пробыл в военной службе, затем состоял членом окружного суда в Воронеже и Петербурге, товарищем председателя Санкт-Петербургского окружного суда и членом Петербургской Судебной палаты. Внося в эту деятельность не только глубокое понимание духа и смысла законов, но и тонкую оценку житейских условий, он был врагом механического приложения статей Свода и судебных уставов. Входя в жизненную обстановку каждого дела и заменяя, где только возможно, юридический формализм сострадательным вниманием к ищущим или ожидающим правосудия, он был истинным и вместе человеколюбивым стражем закона, чуждым властолюбивого усмотрения и черствой замкнутости. Эти его свойства выразились во множестве написанных им судебных решений о вознаграждении за железнодорожные увечья, по толкованию духовных завещаний, по делам семейным, по искам женами содержания от мужей. После краткого пребывания в должности начальника канцелярии по принятию прошений, приносимых на Высочайшее имя (с 1886 по 1890 г.), причем его правовому чувству приходилось ставить препоны иным беззастенчивым домогательствам, он отдался земской деятельности, принимая, в качестве Опочецкого уездного предводителя дворянства, деятельное и разностороннее участие в трудах уездного и псковского губернских земств. В 1891 - 92 годах он принял горячее личное участие в помощи голодающим, лично отправившись в Симбирск для распределения собранных английскими квакерами и вверенных ему 50 000 рублей, при участии крестьян, земских врачей и сельских учителей. Этого же рода деятельностью по поручению организации, устроенной петербургским обществом охранения народного здравия, занимался он в 1905 г. в Опочецком уезде. К подобным же трудам должно быть отнесено и участие его в заседаниях русско-голландского комитета в Петербурге для посылки в 1904 г. двух отрядов сестер милосердия в действующую армию в Маньчжурии. Избранный в 1895 г. в президенты Имперского Вольного Экономического общества, граф Гейден посвятил все свои силы отстаиванию прав этого общества и связанного с ним Санкт-Петербургского Комитета грамотности против всякого рода стеснений и бюрократических воздействий, защищая старейшее в России общество своим непрерывным трудом и заботами в течение десяти лет. Рядом с этим он принял деятельное участие в тех совещаниях земских деятелей по поводу насущных нужд родины, которые, все развиваясь, сыграли такую влиятельную роль в 1904 и 1905 годах. В "Трудах Вольного Экономического общества" напечатано исполненное гражданского мужества и твердости письмо его к министру внутренних дел фон Плеве по поводу объявленного ему предостережения за участие в совещании земских деятелей, происходившем у председателя московской земской управы Д.Н. Шипова в мае 1902 г. Председатель и деятельный член земских съездов, то терпеливый и внимательный слушатель прений, то искусный кормчий и объединитель разнородных сил, прямой и откровенный, он был одним из организаторов и членов той депутации земского съезда, которая 6 июня 1905 г. выслушала в Петергофе слова "о непреклонной воле царской созывать выборных от народа". По убеждениям своим Гейден принадлежал к людям, коим может быть присвоено название прогрессивных консерваторов, к тем, которые были вызваны к деятельности великими реформами императора Александра II . Эти реформы, обновляя и видоизменяя общественный строй, неминуемо должны были привести к созданию государственного строя, тесно связанного с началами народного представительства и с обращением подданных в граждан. Графу Гейдену было дано послужить всем учреждениям, вызванным к жизни великими реформами, и перестрадать их понятное движение; но он питал доверие к народным силам и поэтому не унывал и не падал духом. Он умел защищать то, что было дорого в прошлом, и стремиться к созданию того, что было необходимо в будущем. В этом именно смысле им была создана партия "мирного обновления" в первой Государственной думе, членом которой он был избран в 1906 г. Здесь ему приходилось не раз становиться в оппозицию большинству, но это разногласие не колебало доверия к чистоте его побуждений и уважения к его личности. Его кончина вызвала почти во всех существующих у нас партиях чувство утраты человека, независимо от того, был ли он политическим союзником или противником, утраты деятеля, непоколебимая честность, смелая искренность и нравственное бескорыстие которого стояли вне сомнений. Партией "мирного обновления", а также Вольным Экономическим обществом изданы в 1907 г. брошюры, посвященные его памяти и подробному обзору его деятельности (см. "Труды Партии Вольного Экономического Общества" за 1907 г., № 6). Его памяти посвящена книга А.Ф. Кони, "На жизненном пути". Граф Гейден похоронен в своей усадьбе "Глубокое", в Опочецком уезде Псковской губернии.

В книге С.С. Гейченко «У Лукоморья» встречается фамилия графа П.А. Гейдена. Он присутствовал на первом пушкинском празднике, организованном в мае 1899 года в честь столетия со дня рождения поэта. Вот что пишет в своей книге Семён Степанович: «А в самый день праздника у Святых ворот монастыря стоял при полном параде сам граф П.А. Гейден, известный опочецкий помещик. Это был тот самый Гейден, которого В.И. Ленин охарактеризовал в своей работе «Памяти графа Гейдена» как особо рьяного контрреволюционера, умевшего «тонко и хитро защищать интересы своего класса», искусно прикрывать «флером благородных слов и внешнего джентльменства корыстные стремления и хищные аппетиты крепостников…»[3]. Друг Ивана Карловича фон Мейера оставил большой след в истории России.

Большинство крестьян любили и уважали Ивана Карловича и его супругу (о матери Марии Александровны немного рассказывается в книге Мадлен дю Шатне «Жан Батист де Траверсе министр флота Российского»). Если у кого-либо случался пожар, то они бесплатно выделяли лес для восстановления дома, если крестьянин нуждался, то помещик помогал хлебом. К фон Мейеру на барщину ходили 5 дней, а остальные 2 работали в своем хозяйстве. Барин у себя в доме готовил еду для крестьян и там же их кормили.

В 1894 году в Бардове была открыта школа. Однажды, когда Мария Александровна поехала к своей подруге в соседнее поместье, она увидела, как по дороге шёл мальчик тринадцати лет и плакал. Тогда она остановила карету, открыла дверцу и спросила:

– Ты почему плачешь?

– В школу не берут… – отвечал мальчик по имени Максим (отец Греченковой В. М. – коренной жительницы деревни Горка, располагающейся недалеко от села Бардово), – Я четыре раза пытался поступить и все неудачно…

Барыня усадила подростка в свою карету и повезла обратно в школу. По её приказу Максим вскоре стал учеником Бардовской школы, и, отучившись в ней три года, благополучно отправился в город на дальнейшее обучение.

Всего фон Мейеры владели 693 дес. 1417 саж. земли, включавших в себя деревни Мошатино и Скрепля, и село Бардово, и в каждой из них он построил по церкви. Так как Иван Карлович строил православные церкви, то его дети были крещены в православии.

У Ивана Карловича и Марии Александровны родилось 7 детей: Николай (4 февраля 1870 года), Александр (18 августа 1871 года), Константин (11 марта 1875 года), Владимир (5 ноября 1878 года), Ольга (21 марта 1876 года), Мария (17 августа 1877 года) и Зинаида (18 июня 1880 года). В то время, когда родился Николай (1870 г.), Иван Карлович состоял чиновником министерства иностранных дел в Царстве Польском. В 1871 году, когда родился Александр, Иван Карлович – чиновник Министерства иностранных дел по особым поручениям при наместнике Его Величества в Царстве Польском. В 1896 году – он уже действительный статский советник, помещик.

Наступил 1904 год. Иван Карлович тяжело заболел и 27 января скончался… Его похоронили в Бардове у церкви, поставив памятник из розового гранита, привезённого из Италии. Имение перешло его сыну Константину Ивановичу фон Мейеру.

Константин Иванович фон Мейер

Запись о рождении Константина сделана в метрической книге за 1875 год, хранящейся при Георгиевской Кудеверской церкви, в первой части о родившихся в графе мужского пола под № 41 о том, что 11 марта (1875 года) родился, а крещён 24 мая.

По определению Псковского Дворянского Депутатского Собрания от 13 сентября 1882 года Константин записан в четвертую часть дворянской родословной книги Псковской губернии, в коей род гг. фон Мейер утверждён указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии от 12 февраля 1862 года за № 1235.

Свидетельство о дворянском достоинстве на имя Константина выдано 14 сентября 1882 года за № 92.

Константин Иванович состоял в браке с Ниной Михайловной фон Лёвенталь, лютеранского вероисповедания, в котором у них родились две дочери: Галина Константиновна (1 июня 1909 года) и Ольга Константиновна (28 апреля 1912 года – метрическая справка за № 4520).

Константин Иванович продолжал следить за хозяйством в Бардове и других деревнях имения своего отца. Его братья и сёстры жили в городах и изредка навещали Константина фон Мейера.

Революционное движение, развернувшееся в 1905-1907 гг. в стране, докатились и до далёкого от крупных городов Бардова. Весной 1906 года недовольство бардовцев своим барином дошло до предела. Почуяв неладное, помещик из Новоржева в Бардово для охраны своих владений вызвал отряд полиции во главе со становым. «Решили разгромить моё имение, мельницу и спиртзавод», – заявил фон Мейер становому.

В один из весенних вечеров 1906 года, когда крестьяне, вооружившись чем попало, устремились к намеченным объектам нападения, оттуда раздались предупредительные выстрелы. Затем полицейские открыли стрельбу и стали быстро приближаться к нападавшим. Такой поворот дела для бардовцев был неожиданным. Их ряды дрогнули и начали таять. Самые стойкие забросали полицейских камнями и скрылись. Но кое-кого им удалось схватить и отправить в Новоржев. Донесение новоржевских уездных властей о столкновении крестьян с полицией в селе Бардово и сейчас хранятся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. После этого события в Бардове фон Мейер часто слышал, как ватага парней, прогуливаясь по селу, пела:

Бога нет, царя не надо, а фон Мейера убьём.

Документы изготовим и в солдаты не пойдём!

 

Прошло довольно много времени после смерти отца – Ивана Карловича, наступил 1917 год. Жизнь шла своим чередом, Константин отлично справлялся с хозяйством и с возникающими проблемами. Его супруга – Нина Михайловна – воспитывала своих маленьких дочерей: Ольгу и Галину. Но вдруг из Москвы донеслась весть о начавшейся революции. Константин Иванович, узнав это, отправился воевать за Белую Армию. Он понимал, что скоро советская власть установится и в Бардове, и поэтому сказал своей жене, чтобы она с детьми бежала в Новороссийск, а когда всё уляжется, то он приедет туда за ними, и они все вместе эмигрируют в Турцию. Но дальнейшая судьба Константина фон Мейера не известна, семья его так больше и не увидела.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.