Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Движение от персоны к самости.



Самость – результат психического развития. Эго является центром сферы сознания, включает все мысли, чувство, сознание, осознание нашей идентичности.

Архетип. Слово «архетип» происходит от 2 греческих слов: начало и форма, образец. Юнг обозначал этим термином некие первичные врожденные структуры коллективного бессознательного.

Архетип аниме – мужское бессознательное о женском, анимус – женское бессознательное о мужском. Архетип волшебного помощника, архетип трикстера – бунтарь, революционер: архетип священного брака, архетип девы, архетип первородного греха, архетип маски, архетип великой матери, архетип духа.

 

Э. Фромм

Учился в Германии, работал в Берлине. Во Время ВОВ переехал США.

Нео марксизм, и даже его считают представителем среднего поколения мыслителей Франкфуртской школы.

Основателем данной школы являются Хоркхаймер, Адорно.

Самая первая работа 1941 г. – «Бегство от свободы», «Искусство любви», «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть?», «Человек для самого себя».

Фромм испытал серьезное влияние:

1- ранней работы Маркса «Экономическо-философские рукописи»,

2- классический психоанализ в версии Фрейда. Фромм считал Маркса мыслителем более глубоким, чем Фрейд, психоанализ использовал только для заполнения пробелов в теории Маркса,

3- экзистенциализм начала 20 века.

 

Фромм стремится к органичному синтезу этих подходов на основе основных положений теории Маркса.

Фромм считает, что Маркс описал ситуацию отчуждения (тотального отчуждения человека), отчуждение является ядром психопатологии современного человека.

Отчуждение – это социальная ситуация, в которой человек не ощущает себя свободным субъектом собственной деятельности, а воспринимает себя только в произведенных им вещах в качестве объекта внешних воздействий своих же собственных сил.

Воздействие представляется собой опасным и враждебным.

 

Идеи Фромма

 

- Противоречивости человеческого существования (идея идет от Маркса)

Вся предшествующая история – процесс возникновения человека. Фромм разделяет позицию экзистенциализма, в том вопросе, что существование человека определяет его сущность. Вопрос о том, что есть человек – это вопрос об условиях человеческого существования.

 

Человеческое существование складывается из противоречий, а эти противоречия в свою очередь определяются так называемой человеческой ситуации.

 

Человеческая ситуация – это с одной стороны утрата единства человека со всем остальным миром, а во вторых человек оказался одинок и беззащитен в этом мире, и, следовательно, чтобы обеспечить себе защищенность человек должен сам создать новые формы единения с миром (природа, как в обычном смысле, так и общество).

 

Человеческая ситуация включает в себя, так называемые дихотомии. Это противоположности следующего плана:

- Между субъектностью человека и его объектностью

- Противоречие между многообразием задатков и ограниченными возможностями для формирования способностей

- Противоположность между стремлением отождествить себя с другими и противоположным стремлением – стремлением к собственной уникальности

 

Фромм считал, что фундаментальные человеческие потребности вытекают не из анатомической и физиологической организации человека, а из человеческой ситуации с присущими ей экзистенциальными дихотомиями.

 

К числу основных потребностей, Фромм относил:

1. Объединиться с человеком таким образом, чтобы сохранить при этом свою индивидуальность, свою личностную целостность и независимость, творческое начало. Способом удовлетворения этой потребности выступает так называемая продуктивная любовь, которая связана с чувством ответственности, взаимной заботой, уважением и пониманием.

2. Потребность в трансценденции (перешагивание через границу, преодоление границы), потребность преодолеть случайность, комичность и страдательность собственного существования. Способами удовлетворения этой потребности выступают с одной стороны творчество и любовь – стремление к созданию новой жизни, стремление у Фромма называется биофилия, а с другой стороны выступает стремление к разрушению жизни, стремление воспрепятствовать появлению новых форм в жизни - некрофилия, образующая основное содержание деструктивности.

3. Потребность в укорененности - стремление сохранить принадлежность к роду, и тем самым обеспечить себе защищённость и покровительство. Способы удовлетворения данной потребности – это 2 основных принципа организации и психической жизни и социальной одновременно, матриархальных и патриархальный принцип.

4. Потребность в идентичности и в осознании само тождественности. 2 пути к достижению этой цели: собственные творческие усилиями идентификация себя с группой. Чувство идентичности и чувство значительности вырастает не из бытия кем либо, а из принадлежности к кому либо.

5. Потребности в объекте поклонения

 

В общественной жизни и индивидуальной присутствуют такие противоречия, которые возникают и соответственно могут быть устранены в процессе исторического развития. Такие противоречия Фромм называет историческими дихотомиями.

Исторические дихотомии связаны с конкретными социальными условиями жизни людей.

Связь между психикой отдельного человека и социальной структурой общества в целом выражает особой понятие – понятие социальный характер.

 

Социальный характер. Характер определяется основным влечением, но влечение Фромм трактует иначе, чем Фрейд, потому что у Фромма речь идет не об инстинкте, а о страсти, которая воспринимается носителем того или иного характера, как нечто естественное и само собой разумеющееся.

 

Характер трактовался Фроммом как относительно устойчивая система всех не инстинктивных стремлений, через которые человек связан с природным и социальным миром.

 

Смысловые аспекты понятия социальный характер:

1.Соцаильный характер формируется объективно и изначально выражает внешнюю социальную необходимость.

2.Социальный характер задает направленность формирования индивидуального характера, таким образом, что требования социально-ролевого поведения в итоге совпадают с собственными стремлениями и установками человека.

3.Социальный характер выступает как совокупность социально-психологических черт, присущих большинству представителей общества определённого исторического типа и обусловленных общностью образа жизни.

4.Социальный характер – результат приспособления изначальных потребностей человека к условиям определенного социального строя.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.