Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ



 

1. Предложим, что все предприятия отрасли сгруппированы по индивидуальным затратам труда на единицу изделия (в часах).

Используя данные таблицы, определите величину стоимости и объясните действие закона стоимости (1 ч = 1 долл.).

 

Группы предприятий Индивидуальные затраты, (ч) Объем производства, (шт.) Общественно необходимые затраты (2 ч) Цена (1 ч = 1 долл.) Рыночная цена
I      
II      
III      

 

2. Какие функции закона стоимости иллюстрируют следующие высказывания:

а). Стремление к повышению своего квалификационного уровня приводит работника к увеличению альтернативных возможностей трудоустройства и росту дохода.

б). В связи с ростом спроса на потребительские товары доля производства этих товаров в общем объеме ВНП увеличивается.

в). Выражение «выживает сильнейший» верно не только для биологии, но и для экономики.

3. Предположим, что на отдельном предприятии за 1 ч производится
1 изделие, 1 ч приравнивается к 1 долл.

Определите, как изменятся затраты на единицу продукции, если производительность труда увеличится в 2 раза при неизменной его интенсивности. Повлияет ли это на величину стоимости и рыночную цену?

4. Как Вы ответите на вопрос А. Смита, известный в экономической литературе как «парадокс Смита»: почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмазы, чья польза намного меньше для удовлетворения потребностей, стоит так дорого?

5. Для окраски летнего дачного домика требуются 50 банок краски.
Вы имеете всего 49. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется недокрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностью, и что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности.

6. Какие функции денег иллюстрируют следующие ситуации:

а). Для покупки автомобиля Вам нужны деньги и Вы собираетесь продать загородный дом.

б). Как человек бережливый, Вы иногда откладываете деньги «на черный день».

в). В ресторане, куда Вы пришли со своим другом, официант предлагает меню с указанием цен блюд.

7. У Вас 1 млн. долл. наличными, а Ваш друг имеет дом, оцененный в 1 млн. долл. Чье имущество обладает большей ликвидностью? Всегда ли ликвидный способ хранения имущества является более рациональным?

8. По требованию профсоюзов в стране подняли заработную плату в отдельных отраслях всем лицам наемного труда. Как это повлияет на реальные доходы населения и уровень товарных цен?

9. К чему, с точки зрения количественной теории, приведет дополнительная эмиссия денежных средств правительством?

 

 

Ответы к задачам

№ 1. Величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами, т.е. теми, которые имеют место на предприятиях, выпускающих основную массу изделий. В нашем примере это 2 ч. Следовательно, если эталоном 1 ч является 1 долл., то цена, как денежное выражение величины стоимости, равна 2 долл. Рыночная цена будет колебаться вокруг величины стоимости (цены) под влиянием изменений спроса и предложения.

№ 2. а) стимулятор развития производительных сил;

б) регулирование распределения ресурсов (факторов производства);

в) дифференциация товаропроизводителей.

№ 3. Затраты на единицу изделия уменьшатся в 2 раза.

1 ч – 1 изд. – 1 долл.

1 ч – 2 изд. – 1 долл.

0,5 ч – 1 изд. – 50 цент.

Величина стоимости и рыночная цена не изменяются, так как величина стоимости определяется не индивидуальными затратами, а общественно необходимыми, которые изменятся, если производительность труда вырастет на предприятиях, выпускающих основную долю продукции отрасли,
т. е. в целом по отрасли.

№ 4. Ценность блага определяется не абстрактной и общей (совокупной) полезностью блага, а конкретной и предельной (с учетом значимости, насыщения и количества блага).

№ 5. Полезностью обладает только комплект, т. е. набор банок, состоящий из 50 шт., что и является единицей полезности 1, 2, 3 или 49 банок одинаково бесполезны, так же, как и костюм без одного рукава.

№ 6. а) средство обращения;

б) средство накопления;

в) мера стоимости.

№ 7. Имущество в форме наличности более ликвидно, но в условиях инфляции нет смысла хранить значительную часть имущества в более ликвидной форме.

№ 8. Рост зарплаты приведет к необходимости выпуска в обращение дополнительного количества денег, так как это вызовет рост товарных цен, и снижение реального дохода работников (если Q и V – постоянны). С точки зрения марксистской политэкономии ничего этого не произойдет, потому что рост зарплаты, являющейся частью вновь созданной стоимости (V + m)*, приведет к уменьшению прибавочной стоимости (m).

№ 9. Если дополнительная эмиссия денег не вызвана ростом товарной массы (Q), то вырастут товарные цены: .

 

 

V. ТЕСТЫ

 

№ 1. Рассмотрите следующие утверждения:

1. В замкнутой экономической единице хозяйствования ведется производство продукта и его потребление.

2. Трудовой процесс базируется на традициях, обычаях, принудительно устанавливаемых хозяйственных связях в рамках отдельной общности.

3. Производство основано как на индивидуальном труде собственника, так и на применении им наемной рабочей силы.

4. Процесс производства ведется с применением малопроизводительных орудий труда, не дающих дополнительного продукта, сверх необходимого для потребления самих производителей.

5. Изготовленная продукция принадлежит собственнику и предназначена для свободной реализации на рынке.

6. Экономическая эволюция происходит очень медленно, отдельные усовершенствования и преобразования могут совершаться столетиями.

7. Быстрый экономический прогресс общества является следствием высоких темпов роста производительности труда и динамичного расширения ассортимента продукции.

8. В хозяйстве существуют прямые экономические связи, развивающиеся по схеме: производство – распределение – потребление.

9. В хозяйстве существуют косвенные экономические связи, развивающиеся по схеме: производство – распределение – обмен – потребление.

Какие утверждения характеризуют признаки: а) натурального хозяйства; б) товарного хозяйства?

 

№ 2. Какие из экономических явлений связаны с общественным разделением труда?

а) появление производства;

б) полезность;

в) экономические блага;

г) деньги;

д) прибавочный продукт;

е) ни одно не связано.

 

№ 3. Приведем два определения товара:

1. «Товар – это продукт труда, который поступает в потребление через обмен, путем купли–продажи».

2. «Товар – экономическое благо, т. е. имеющееся в ограниченном количестве, предназначенное для обмена и обладающее экономической ценностью».

Какое из этих определений принадлежит: а) трудовой теории стоимости; б) теории маржинализма?

№ 4. Выберите правильный ответ.

Величина стоимости определяется по трудовой теории стоимости:

а) индивидуальными затратами;

б) общественно необходимыми;

в) предельной полезностью;

г) рыночной ценой.

 

№ 5. Определение стоимости товара индивидуальным рабочим временем обосновывается в теории:

а) марксизма;

б) маржинализма;

в) кейнсианства;

г) ни один из вышеназванных пунктов неверен.

 

№ 6. Деньги являются экономическим благом:

а) так как являются предметом потребления;

б) орудием производства;

в) подчинены принципу редкости и ценности;

г) ни один из вышеназванных пунктов неверен.

№ 7. Истинная ценность (стоимость) современных денег определя-
ется:

а) золотым обеспечением;

б) покупательной способностью (уровнем цен товаров);

в) законом обращения денег;

г) ни один из вышеназванных пунктов неверен.

 

№ 8. Устойчивость современных денег определяется:

а) золотым обеспечением;

б) товарным обеспечением;

в) уровнем цен на товары;

г) законом денежного обращения.

 

 

Ответы к тестам

№ 1: а) – 1, 2, 4, 6, 8; б) – 3, 5, 7, 9.

№ 2: в, г, д.

№ 3: а) – 1; б) – 2.

№ 4: – б).

№ 5: – г).

№ 6: – в).

№ 7: – б).

№ 8: – г).

 

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИЙ

 

1. В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (М., 1991, т. 1, с. 93) А. Смит писал: «… Так как возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности обмена, или, другими словами, размерами ранка».

Таким образом, А. Смит выводит категорию разделения труда из обмена, а не наоборот.

Какова, по Вашему мнению, историческая последовательность возникновения разделения труда, обмена и рыночного хозяйства?

2. Согласно трудовой теории стоимости, величина стоимости товара определяется затратами общественно необходимого труда на его производство. В таком случае, каковы общественно необходимые затраты труда, определяющие стоимость картины Пикассо? Стоимость рукописей (автографов) А. Пушкина, выставленных на аукционной продаже?

3. Дано три определения цены товара:

1) цена – это денежное выражение стоимости товара.

2) цена – это денежная оценка полезности блага.

3) цена – это информационный сигнал, указывающий хозяйствующим субъектам что, как, для кого производить.

Какое из определений, на Ваш взгляд, правильно выражает суть
цены?

4. Согласно трудовой теории стоимости, в основе рыночной цены лежит величина стоимости товара, которая с ростом производительности труда снижается. Следовательно, снижаются и цены.

В XX в. в связи с развитием НТП и НТР производительность труда значительно выросла, но наблюдался и общий рост цен. Почему? Как объяснить это несоответствие основным положениям трудовой теории стоимости?

5. Можно ли говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики, алкоголь, порнография вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека? Что подразумевается под полезностью в современной экономической теории?

6. Представители трудовой теории стоимости утверждают, что стоимость и цены определяются трудом, маржиналисты – полезностью. Кто, по Вашему мнению, прав? Кто высказал третью точку зрения?

7. Как Вы представляете процесс возникновения денег? Они возникли как результат соглашения между людьми, или являются результатом развития обмена?

 

 

8. Известный американо-австрийский экономист Ф. Хайек предлагал отменить монополию центрального банка на эмиссию банкнот, заменив ее механизмом «спонтанного порядка» (то есть рынка): пусть все желающие выпускают деньги, а рынок сам определит, используя конкуренцию, что станет действительно деньгами.

Как Вы считаете, что в данном случае стало бы деньгами?

9. В 80-х гг. в западной экономической печати велась полемика о необходимости возврата к золотому стандарту. Выступления сторонников золотого стандарта периодически возобновляются и сегодня.

Чем можно объяснить настойчивость их? Как Вы считаете, возможен ли в наше время возврат к золотому стандарту?

 

 

Ответы к вопросам для дискуссий

1. Разделение труда – условие для обмена и возникновения рыночного хозяйства.

2. К. Маркс говорил о свободно воспроизводимых товарах, а картина Пикассо свободно не воспроизводима.

3. Каждое определение правильно, но с разных точек зрения.

4. Трудовая теория стоимости ответа не имеет. Ответили маржиналисты.

5. Полезность – это свойство удовлетворять потребности человека, каковы бы они ни были. Нравственные оценки здесь не принимаются во внимание.

6. И те, и другие, но с разных точек зрения. Их примирил А. Маршалл.

7. Рационалистическая концепция объясняет процесс возникновения денег как результат соглашения между людьми. Так считают П. Самуэльсон, Дж. Голбрейт и др.

Эволюционная – деньги являются результатом развития обмена.

8. Потерялось бы доверие к любому органу, выпускающему разновидность бумажных денег. А экономическая система вернулась бы к товарному обмену: Т – Т.

9. Настойчивость объясняется недоверием к государственным органам. Возврат к золотому стандарту теоретически осуществим, но практически нецелесообразен, учитывая современную систему денежного обращения.

 

 

VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Сущность и основные черты натурального и товарного хозяйства. Закономерности возникновения товарного производства: простого и развитого (капиталистического).

2. Основные положения трудовой теории стоимости по вопросам сущности товара и его свойств, двойственного характера труда, воплощенного в товаре.

3. Трудовая теория стоимости о величине стоимости и законе стоимости.

4. Теория предельной полезности о товаре, его свойствах и цене.

5. Неоклассический подход к теории цены.

6. Возникновение денег. Их сущность и функции.

7. Эволюция денег. Современные деньги: их природа, стоимость и устойчивость. Законы обращения денег.

8. Сущность рынка, его функции и структура.

9. Инфраструктура рынка, ее основные элементы и роль в экономике.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Австрийская школа в политэкономии. – М.: Экономика, 1992. – С. 201.

Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992. – Гл. 1. – С 18–20.

Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. – ИНФРА-М, 1997. – Гл. 10, 11, 12, 14, 15, 16.

Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. – Гл. 3.

Курс экономической теории: Учеб. пособ. / Под. ред. М. И. Плотницкого, А. Н. Тура. – Мн., 1999. – Гл. 4.

Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров, 1994. – Гл. 5.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – Таллин, 1995. – Т. 1. – С. 53, 65. –
Т. 2. – С. 396.

Маркс К. Капитал. – Т. 1 – Гл. 1.

Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1993.

Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. – М.: Прогресс, 1997. – Т. 1. – С. 113–138.

Пиндайк Р., Рубинфелд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – С. 21.

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: – М.: Бином, 1997. – Гл. 2.

Словарь современной экономической теории Макмиллана. – М.: ИНФРА-М, 1997.

Фишер С., Дорнбруш Р., Шмалензи У. Экономика. – М., 1996. – С. 41.

Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1991. – С. 538.

Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М., 1997. – Гл. 3, 4, 5, 6.

Экономическая теория / Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1998. – Гл. 5, 6.

 

       
 
 
   

 

 

 


Учебное издание

НАСОНОВА Ирина Викторовна

РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.