1. Предложим, что все предприятия отрасли сгруппированы по индивидуальным затратам труда на единицу изделия (в часах).
Используя данные таблицы, определите величину стоимости и объясните действие закона стоимости (1 ч = 1 долл.).
Группы предприятий
Индивидуальные затраты, (ч)
Объем производства, (шт.)
Общественно необходимые затраты (2 ч)
Цена (1 ч = 1 долл.)
Рыночная цена
I
II
III
2. Какие функции закона стоимости иллюстрируют следующие высказывания:
а). Стремление к повышению своего квалификационного уровня приводит работника к увеличению альтернативных возможностей трудоустройства и росту дохода.
б). В связи с ростом спроса на потребительские товары доля производства этих товаров в общем объеме ВНП увеличивается.
в). Выражение «выживает сильнейший» верно не только для биологии, но и для экономики.
3. Предположим, что на отдельном предприятии за 1 ч производится 1 изделие, 1 ч приравнивается к 1 долл.
Определите, как изменятся затраты на единицу продукции, если производительность труда увеличится в 2 раза при неизменной его интенсивности. Повлияет ли это на величину стоимости и рыночную цену?
4. Как Вы ответите на вопрос А. Смита, известный в экономической литературе как «парадокс Смита»: почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмазы, чья польза намного меньше для удовлетворения потребностей, стоит так дорого?
5. Для окраски летнего дачного домика требуются 50 банок краски. Вы имеете всего 49. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется недокрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностью, и что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности.
6. Какие функции денег иллюстрируют следующие ситуации:
а). Для покупки автомобиля Вам нужны деньги и Вы собираетесь продать загородный дом.
б). Как человек бережливый, Вы иногда откладываете деньги «на черный день».
в). В ресторане, куда Вы пришли со своим другом, официант предлагает меню с указанием цен блюд.
7. У Вас 1 млн. долл. наличными, а Ваш друг имеет дом, оцененный в 1 млн. долл. Чье имущество обладает большей ликвидностью? Всегда ли ликвидный способ хранения имущества является более рациональным?
8. По требованию профсоюзов в стране подняли заработную плату в отдельных отраслях всем лицам наемного труда. Как это повлияет на реальные доходы населения и уровень товарных цен?
9. К чему, с точки зрения количественной теории, приведет дополнительная эмиссия денежных средств правительством?
Ответы к задачам
№ 1. Величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами, т.е. теми, которые имеют место на предприятиях, выпускающих основную массу изделий. В нашем примере это 2 ч. Следовательно, если эталоном 1 ч является 1 долл., то цена, как денежное выражение величины стоимости, равна 2 долл. Рыночная цена будет колебаться вокруг величины стоимости (цены) под влиянием изменений спроса и предложения.
№ 2.а) стимулятор развития производительных сил;
б) регулирование распределения ресурсов (факторов производства);
в) дифференциация товаропроизводителей.
№ 3. Затраты на единицу изделия уменьшатся в 2 раза.
1 ч – 1 изд. – 1 долл.
1 ч – 2 изд. – 1 долл.
0,5 ч – 1 изд. – 50 цент.
Величина стоимости и рыночная цена не изменяются, так как величина стоимости определяется не индивидуальными затратами, а общественно необходимыми, которые изменятся, если производительность труда вырастет на предприятиях, выпускающих основную долю продукции отрасли, т. е. в целом по отрасли.
№ 4. Ценность блага определяется не абстрактной и общей (совокупной) полезностью блага, а конкретной и предельной (с учетом значимости, насыщения и количества блага).
№ 5. Полезностью обладает только комплект, т. е. набор банок, состоящий из 50 шт., что и является единицей полезности 1, 2, 3 или 49 банок одинаково бесполезны, так же, как и костюм без одного рукава.
№ 6.а) средство обращения;
б) средство накопления;
в) мера стоимости.
№ 7. Имущество в форме наличности более ликвидно, но в условиях инфляции нет смысла хранить значительную часть имущества в более ликвидной форме.
№ 8. Рост зарплаты приведет к необходимости выпуска в обращение дополнительного количества денег, так как это вызовет рост товарных цен, и снижение реального дохода работников (если Q и V – постоянны). С точки зрения марксистской политэкономии ничего этого не произойдет, потому что рост зарплаты, являющейся частью вновь созданной стоимости (V + m)*, приведет к уменьшению прибавочной стоимости (m).
№ 9. Если дополнительная эмиссия денег не вызвана ростом товарной массы (Q), то вырастут товарные цены: .
V. ТЕСТЫ
№ 1. Рассмотрите следующие утверждения:
1. В замкнутой экономической единице хозяйствования ведется производство продукта и его потребление.
2. Трудовой процесс базируется на традициях, обычаях, принудительно устанавливаемых хозяйственных связях в рамках отдельной общности.
3. Производство основано как на индивидуальном труде собственника, так и на применении им наемной рабочей силы.
4. Процесс производства ведется с применением малопроизводительных орудий труда, не дающих дополнительного продукта, сверх необходимого для потребления самих производителей.
5. Изготовленная продукция принадлежит собственнику и предназначена для свободной реализации на рынке.
6. Экономическая эволюция происходит очень медленно, отдельные усовершенствования и преобразования могут совершаться столетиями.
7. Быстрый экономический прогресс общества является следствием высоких темпов роста производительности труда и динамичного расширения ассортимента продукции.
8. В хозяйстве существуют прямые экономические связи, развивающиеся по схеме: производство – распределение – потребление.
9. В хозяйстве существуют косвенные экономические связи, развивающиеся по схеме: производство – распределение – обмен – потребление.
1. В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (М., 1991, т. 1, с. 93) А. Смит писал: «… Так как возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности обмена, или, другими словами, размерами ранка».
Таким образом, А. Смит выводит категорию разделения труда из обмена, а не наоборот.
Какова, по Вашему мнению, историческая последовательность возникновения разделения труда, обмена и рыночного хозяйства?
2. Согласно трудовой теории стоимости, величина стоимости товара определяется затратами общественно необходимого труда на его производство. В таком случае, каковы общественно необходимые затраты труда, определяющие стоимость картины Пикассо? Стоимость рукописей (автографов) А. Пушкина, выставленных на аукционной продаже?
3. Дано три определения цены товара:
1) цена – это денежное выражение стоимости товара.
2) цена – это денежная оценка полезности блага.
3) цена – это информационный сигнал, указывающий хозяйствующим субъектам что, как, для кого производить.
Какое из определений, на Ваш взгляд, правильно выражает суть цены?
4. Согласно трудовой теории стоимости, в основе рыночной цены лежит величина стоимости товара, которая с ростом производительности труда снижается. Следовательно, снижаются и цены.
В XX в. в связи с развитием НТП и НТР производительность труда значительно выросла, но наблюдался и общий рост цен. Почему? Как объяснить это несоответствие основным положениям трудовой теории стоимости?
5. Можно ли говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики, алкоголь, порнография вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека? Что подразумевается под полезностью в современной экономической теории?
6. Представители трудовой теории стоимости утверждают, что стоимость и цены определяются трудом, маржиналисты – полезностью. Кто, по Вашему мнению, прав? Кто высказал третью точку зрения?
7. Как Вы представляете процесс возникновения денег? Они возникли как результат соглашения между людьми, или являются результатом развития обмена?
8. Известный американо-австрийский экономист Ф. Хайек предлагал отменить монополию центрального банка на эмиссию банкнот, заменив ее механизмом «спонтанного порядка» (то есть рынка): пусть все желающие выпускают деньги, а рынок сам определит, используя конкуренцию, что станет действительно деньгами.
Как Вы считаете, что в данном случае стало бы деньгами?
9. В 80-х гг. в западной экономической печати велась полемика о необходимости возврата к золотому стандарту. Выступления сторонников золотого стандарта периодически возобновляются и сегодня.
Чем можно объяснить настойчивость их? Как Вы считаете, возможен ли в наше время возврат к золотому стандарту?
Ответы к вопросам для дискуссий
1. Разделение труда – условие для обмена и возникновения рыночного хозяйства.
2. К. Маркс говорил о свободно воспроизводимых товарах, а картина Пикассо свободно не воспроизводима.
3. Каждое определение правильно, но с разных точек зрения.
4. Трудовая теория стоимости ответа не имеет. Ответили маржиналисты.
5. Полезность – это свойство удовлетворять потребности человека, каковы бы они ни были. Нравственные оценки здесь не принимаются во внимание.
6. И те, и другие, но с разных точек зрения. Их примирил А. Маршалл.
7. Рационалистическая концепция объясняет процесс возникновения денег как результат соглашения между людьми. Так считают П. Самуэльсон, Дж. Голбрейт и др.
Эволюционная – деньги являются результатом развития обмена.
8. Потерялось бы доверие к любому органу, выпускающему разновидность бумажных денег. А экономическая система вернулась бы к товарному обмену: Т – Т.
9. Настойчивость объясняется недоверием к государственным органам. Возврат к золотому стандарту теоретически осуществим, но практически нецелесообразен, учитывая современную систему денежного обращения.
VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Сущность и основные черты натурального и товарного хозяйства. Закономерности возникновения товарного производства: простого и развитого (капиталистического).
2. Основные положения трудовой теории стоимости по вопросам сущности товара и его свойств, двойственного характера труда, воплощенного в товаре.
3. Трудовая теория стоимости о величине стоимости и законе стоимости.
4. Теория предельной полезности о товаре, его свойствах и цене.
5. Неоклассический подход к теории цены.
6. Возникновение денег. Их сущность и функции.
7. Эволюция денег. Современные деньги: их природа, стоимость и устойчивость. Законы обращения денег.
8. Сущность рынка, его функции и структура.
9. Инфраструктура рынка, ее основные элементы и роль в экономике.
ЛИТЕРАТУРА
Австрийская школа в политэкономии. – М.: Экономика, 1992. – С. 201.
Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992. – Гл. 1. – С 18–20.
Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. – ИНФРА-М, 1997. – Гл. 10, 11, 12, 14, 15, 16.
Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. – Гл. 3.
Курс экономической теории: Учеб. пособ. / Под. ред. М. И. Плотницкого, А. Н. Тура. – Мн., 1999. – Гл. 4.
Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров, 1994. – Гл. 5.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – Таллин, 1995. – Т. 1. – С. 53, 65. – Т. 2. – С. 396.
Маркс К. Капитал. – Т. 1 – Гл. 1.
Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1993.
Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. – М.: Прогресс, 1997. – Т. 1. – С. 113–138.
Пиндайк Р., Рубинфелд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – С. 21.
Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: – М.: Бином, 1997. – Гл. 2.
Словарь современной экономической теории Макмиллана. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Фишер С., Дорнбруш Р., Шмалензи У. Экономика. – М., 1996. – С. 41.
Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1991. – С. 538.
Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М., 1997. – Гл. 3, 4, 5, 6.
Экономическая теория / Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1998. – Гл. 5, 6.
Учебное издание
НАСОНОВА Ирина Викторовна
РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА