Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция денег. Законы обращения денег



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт управления и предпринимательства

 

И. В. Насонова

 

Рынок как экономическая форма
организации общественного хозяйства

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Минск 2001

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт управления и предпринимательства

 

И. В. Насонова

 

Рынок как экономическая форма
организации общественного хозяйства

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Минск 2001

 
 
 

 


УДК 330.101.542

Н 31

 

 

Автор:

И. В. Насонова, кандидат экономических наук, профессор

 

Рецензенты:

А. В. Дроздова, кандидат экономических наук, профессор;

Л. В. Бондарь, доцент

 

 

Н 31
Насонова И. В.

Рынок как экономическая форма организации общественного хозяйства: Учебн.-метод. пособ. – Мн.: Институт управления и предпринимательства, 2001. – 59 с.

 

Рассматриваются исторические формы общественного хозяйства, а также категории товара в различных экономических концепциях. Большое внимание уделяется развитию обмена и возникновению денег, их эволюции. Анализируются структура рынка и его инфраструктура.

 

УДК 330.101.542

 
Ó Насонова И. В., 2001


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Материалы к лекции по теме: «Рынок как экономическая форма организации общественного хозяйства»......................................................................................................................... 4

1. Исторические формы общественного хозяйства. Натуральное и товарное производство ........................................................................................................................................... 4

2. Категория товара в различных экономических концепциях.......................... 7

2.1. Трудовая теория ценности (стоимости)..................................................... 7

2.2. Теория предельной полезности. Неоклассический подход к теории цены 15

3. Развитие обмена и возникновение денег. Сущность и функции денег. Эволюция денег и природа современных денег. Законы денежного обращения............................................. 21

4. Металлическая, номиналистическая и количественная теория денег........... 33

5. Рынок. Природа и функции. Преимущества и недостатки. Структура рынка и его инфраструктура..................................................................................................................................... 35

II. Основные категории........................................................................................... 44

III. Вопросы для повторения................................................................................... 49

IV. Упражнения и задачи........................................................................................ 51

Ответы к задачам.............................................................................................. 52

V. Тесты................................................................................................................... 54

Ответы к тестам................................................................................................ 55

VI. Вопросы для дискуссий...................................................................................... 56

Ответы к вопросам для дискуссий................................................................. 57

VII. Вопросы для контрольной работы................................................................. 58

Литература...................................................................................................... 59

 

 

 
 


I. МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ:

«РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА»

 

1. Исторические формы общественного хозяйства.
Натуральное и товарное производство

 

Общественное хозяйство – особым образом организованный процесс производства, обмена, распределения и потребления благ; упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. Если за основу взять такие критерии, как общественное разделение труда, форму собственности, наличие или отсутствие обмена, способ управления, то можно выделить две формы общественного хозяйства: натуральное производство и товарное.

Натуральное производство – форма хозяйствования, при которой произведенный продукт поступает в потребление без обмена, путем прямого распределения.

Исторический опыт свидетельствует о многообразии моделей натуральной формы хозяйства: первобытная община, азиатская община, германская марка, славянская «задруга», хозяйство рабовладельца, помещика, садово-огородный участок («дача») и т. д.

Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности (частной или общинной). Формой богатства является натуральный продукт, а материальной основой – низкое развитие разделения труда (в основном по половозрастному признаку). Экономические процессы ограничиваются рамками одного хозяйства, внутри его решаются все вопросы, т. е. что, как и для кого производить.

Основные черты натурального хозяйства:

– разделение труда слабо выражено, труд универсален;

– замкнутость, т. е. отсутствие производственных связей с другими хозяйствами;

– основано на частной собственности, либо общинной;

– существуют экономические связи, которые развиваются по схеме: производство – распределение – потребление; продукция распределяется внутри хозяйства поровну, либо по собственности на факторы производства, либо по потребностям;

– консерватизм, т. е. устойчивость и неподвижность;

– ограниченность цели производства, т. е. удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей;

– управление производством командное.

Натуральная форма хозяйства была господствующей до XVII в., но и в середине XX в. в натуральном и полунатуральном производстве развивающихся стран было занято 50–60% населения. В настоящее время господствующей является товарная форма хозяйства.

Товарное производство – тип хозяйствования, при котором результаты производства поступают в потребление только через обмен, куплю-продажу. Смена натурального производства товарным – длительный, сложный процесс, что определяется консерватизмом, застойностью натурального производства.

Однако натуральное производство лежит в основе товарного. Именно внутри натурального хозяйства развиваются товарные отношения, которые первоначально выглядели как дифференцированные и усложненные экономические отношения внутри натуральной формы.

Так, в натуральном хозяйстве каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания сырья и кончая готовой продукцией. Затем, когда появляются излишки, возникают отношения обмена с другими хозяйствующими единицами, отношения более сложные, нежели внутри хозяйства. Обмен становится чаще, а с того момента, когда весь продукт производится для продажи, натуральное производство становится уже товарным.

Условием возникновения и функционирования товарного производства является общественное разделение труда, т. е. разделение членов общества по различным видам деятельности и, как результат, их узкая специализация.

Считается, что первым крупным общественным разделением труда
в истории человечества было выделение пастушеских племен из общей массы племен. Затем возникло земледелие и скотоводство. Вторым разделением труда было выделение ремесла, а третьим – появление купечества.

Что лежит в основе общественного разделения труда, т. е. почему люди занимаются разными видами деятельности? В основе лежит выгодность того или иного вида деятельности для человека по сравнению с другим ее видом.

Чтобы определить эту выгодность, человек (не всегда осознанно) использует принцип сравнительного преимущества, т. е. он сравнивает виды деятельности с точки зрения их выгодности для него. При этом он определяет альтернативную стоимость в разных видах деятельности (даже не имея понятия, что такое альтернативная стоимость) и выбирает тот вид ее, результаты труда которой имеют меньшую альтернативную стоимость (меньше упущенных возможностей создать что-то другое). К примеру, один человек может за месяц сшить 2 платья, или связать 4 свитера, а второй, соответственно, или 4 платья, или 16 свитеров.

Какую специализацию должен выбрать каждый из них? Альтернативная стоимость одного платья у первого равняется 2 свитерам (4 св. : 2 пл.), а у второго – 4 свитерам (16 св. : 4 пл.). Таким образом, первый должен заниматься шитьем, а второй – вязанием. Данный принцип сравнительного преимущества объясняет причину специализации человека, фирмы, государства.

Причиной возникновения и существования товарного производства является экономическая обособленность производителя как собственника.

Экономическая обособленность – это такая форма присвоения благ, при которой производитель имеет статус хозяина на основе либо собственника, либо владельца. Основные черты статуса хозяина: свобода выбора видов деятельности, самостоятельность в организации производства, реализация готовой продукции, право свободного выбора партнеров, право распоряжаться доходом после уплаты твердого налога. Почему экономическую обособленность мы называем причиной возникновения и существования товарного производства, т. е. производства для продажи? Известно, что продавать можно только то, собственником чего являешься.

Полностью соответствующим правовым режимом экономической обособленности является режим частной собственности. Если субъект экономики обладает всеми правами собственности из всего «пучка прав» (согласно теории прав собственности Р. Коуза), он имеет полную экономическую обособленность (когда обладает частью прав на собственность), то он имеет неполную экономическую обособленность, т. е. является только владельцем (арендатором), а не собственником. Чтобы продавать, надо иметь право решать юридическую судьбу созданного продукта.

В зависимости от степени экономической обособленности (полной или частичной) субъектов экономики, формируются различные модели товарного хозяйства, рыночной системы в целом. Итак, общественное разделение труда, как условие товарного производства, связывает субъектов экономики (они нуждаются в продуктах труда друг друга), а экономическая обособленность их разъединяет, особенно в рамках индивидуальной частной собственности.

Единственной формой связи становится обмен, т. е. купля-продажа,
т. е. товарные (рыночные) отношения.

Товарное производство имеет следующие особенности:

– тесно связано с общественным разделением труда, а значит,
с прогрессом;

– это открытое хозяйство, так как все, что производится, уходит за его пределы для удовлетворения потребностей других людей;

– основой является экономическая обособленность товаропроизводителей;

– наличие не прямых связей, как в натуральном производстве,
а косвенных, опосредованных связей между производством и потреблением по схеме: производство – распределение – обмен – потребление. Таким образом, результат труда поступает в потребление только через обмен, который либо подтверждает, либо не подтверждает необходимость производства этого товара.

Товарное производство возникло примерно 7–8 тыс. лет назад при разложении первобытного строя первоначально в форме простого товарного производства, для которого характерно производство для обмена (продажи), а собственником является сам производитель товара. Как отмечали представители классической и марксистской политэкономии, в простом товарном производстве нет эксплуатации, т. е. присвоения результатов труда производителя. В ходе эволюции простое товарное производство превращается в развитое, в некоторых литературных источниках называемое капиталистическим, при котором товарные отношения приобретают всеобщий характер, когда товаром становится рабочая сила.

Можно представить себе простую кооперацию кружевниц, которые сами вяжут и продают кружево. Затем из своей среды они выделяют одну, которая снабжает всех сырьем и продает готовую продукцию, оставляя себе часть дохода. Когда у нее накапливается значительная часть дохода, она расширяет производство и становится капиталистом, собственником предприятия, выплачивающим зарплату наемной рабочей силе. Преобразование простого товарного производства в развитое всегда осуществляется в форме первоначального накопления капитала, суть которого выражается в двух экономических процессах.

Во-первых, масса производителей превращается в лично свободных граждан (не раб, не крепостной, не колхозник и т. д.), но лишенных средств производства. Этот человек может продать только свою рабочую силу. Во-вторых, средства производства и денежные богатства сосредоточиваются в руках немногих.

Первый процесс происходил медленно, его ускоряло государство, проводя реформы насильственного обезземеливания крестьян или быстро проводя ваучерезацию (Россия в 90-х годах XX в.).

Второй процесс происходит путем развития предпринимательства, когда первыми капиталистами были люди, занимающиеся торговлей (купцы, ростовщики, «челноки»), которые в результате успешной деятельности в торговле накапливали капитал.

Источником богатства в различные периоды являлись: колониальная система, система государственных займов, налоговая система, политика протекционизма. Важно понять, что первоначальное накопление капитала для становления рыночной экономики происходит сначала в результате развития бизнеса в сфере торговли.

 

 

2. Категория товара в различных экономических концепциях

2.1. Трудовая теория ценности (стоимости)

Трудовая теория ценности – концепция (связываемая с именами
А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса), согласно которой в основе ценности каждого блага лежит исключительно количество труда, необходимого для производства данного блага*.

Центральными категориями обмена являются товар, его свойства,
цена. Поэтому многие ученые начинали исследование процесса обмена с анализа товара. Впервые анализировал товар и его свойства мыслитель Древней Греции Аристотель. Основоположником трудовой теории стоимости является представитель классической школы А. Смит. Ее развивали
Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, К. Маркс и др. Так, К. Маркс, открыв двойственный характер труда, не только определил субординацию между стоимостью и потребительной стоимостью, но и объяснил суть противоречия, заложенного в товаре – товары, как потребительные стоимости, отличаются друг от друга, как стоимости – равны. Тем самым К. Маркс логически завершил анализ товара как экономической категории.

С позиций трудовой теории стоимости, товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность и поступающий в потребление через обмен. Таким образом представители трудовой теории ценности подчеркивали, что товар – это обязательно результат труда, но не всякий продукт труда становится товаром, а только тот, который поступает в потребление через обмен, выражая тем самым отношения купли–про-
дажи.

Продукт труда в натуральном производстве товаром не становится. Следовательно, товар имеет двоякое назначение: 1) быть предметом потребления, удовлетворять потребности людей; 2) быть средством обмена.Отсюда два свойства товара: потребительная стоимость и стоимость.

Потребительная стоимость – способность блага удовлетворять какую-либо потребность, т. е. это полезность блага для человека, независимо от того приносит это благо пользу или вред. Например, папиросы имеют для курящих потребительную стоимость, хотя курение причиняет вред здоровью.

Потребительная стоимость определяется естественными свойствами блага и не зависит от количества труда, затраченного на производство товара. Например, платье можно сшить в течение 3 дней и за один месяц, однако потребительная стоимость не изменится, но будет зависеть от качества ткани и мастерства портнихи.

Следует различать потребительную стоимость блага вообще и потребительную стоимость товара (экономического блага). Потребительная стоимость товара поступает в потребление через обмен и удовлетворяет потребности других членов общества, т. е. она является общественной потребительной стоимостью. Таким образом наличие потребительной стоимости не означает, что ее носитель является товаром.

Чтобы стать товаром, потребительная стоимость должна обладать способностью обмениваться, поступать в потребление через обмен. Как видим, потребительная стоимость становится вещественным носителем меновой стоимости.

Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары. Она представляет собой количественную пропорцию, в которой потребительная стоимость одного рода обменивается на потребительную стоимость другого рода. Данное соотношение товаров постоянно меняется в зависимости от времени и места. Вот почему кажется, что эта пропорция лишена объективной основы.

Например, 1 пара обуви сегодня на данном рынке обменивается на 100 кг зерна, завтра на 120 кг и т. д. Что можно написать так:

1 пара обуви = 100 кг зерна;
1 пара обуви = 120 кг зерна.

В чем же дело? Почему одна пара обуви обменивается и приравнивается к разному количеству зерна? Почему они вообще обмениваются (приравниваются)? Почему 1 пару обуви можно обменять на 100 кг зерна, но нельзя обменять на автомобиль? Поскольку эти товары обмениваются, постольку они чем-то равны, они эквивалентны. Что же у них общего?

Как потребительные стоимости они различны, потому что удовлетворяют разные потребности. А общее у них то, что они являются результатом труда. Именно труд, затраченный на их производство, сделал их сравнимыми. И если эти товары обмениваются, то легко предположить, что на оба товара затрачено одинаковое количество труда, например, по 10 ч (труд ведь измеряется затратами времени).

Но почему сегодня 1 пара обуви = 100 кг зерна, а завтра = 120 кг зерна? За сутки трудовые затраты не могут измениться. Однако пропорция постоянно колеблется в зависимости от места и времени. Колебания этой пропорции (меновой стоимости) происходят под влиянием изменений спроса и предложения. Чем больше предложение товара (обуви), тем меньше зерна за данный товар дадут, и наоборот. Но эти колебания происходят вокруг определенной основы – оси. Такой основой являются трудовые затраты. Обмениваются только те товары, которые равноценны по трудовым затратам. Следовательно, пару обуви нельзя обменять на автомобиль.

Труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством их обмена, представляет собой стоимость товаров, утверждают представители трудовой теории стоимости.

Стоимость – понятие сложное и неоднозначное. Можно рассматривать товар сколько угодно, он как стоимость остается неуловимым. Мы предполагаем, что стоимость товара – это затраченный труд. Например,
10 ч труда. Когда мы спрашиваем: «Сколько стоит 1 пара обуви?», нам никогда не ответят: «10 ч», но скажут: «100 кг зерна, или 20 $».

Значит, определяя стоимость товара, мы используем количественную пропорцию (меновую стоимость): 1 пара обуви = 100 кг зерна (20 $). Без меновой стоимости нельзя определить стоимость товара.

Меновая стоимость – это форма проявления стоимости товара, а внутренним содержанием данной стоимости является труд. Поэтому трудовая теория стоимости утверждает, что источником стоимости являются трудовые затраты.

А. Смит считал, что труд является источником стоимости только на первых ступенях развития в условиях «примитивного общества», т. е. когда количество труда могло служить единственным основанием для обмена товаров. По мере развития процесса накопления капитала, по мнению
А. Смита, труд перестает быть единственным источником и единственным мерилом ценности товара. Он вводит понятие «стоимость производства», считая, что стоимость товара определяется издержками производства: затратами труда, прибыли, процента на капитал, земельной ренты. К. Маркс затем показал, что все элементы издержек производства являются результатами труда. Итак, можно утверждать, что стоимость – это труд. Но не всякие трудовые затраты становятся стоимостью, а только те, которые определяются (проявляются) в процессе обмена, в процессе приравнивания одного товара к другому: 1 пара обуви = 100 кг зерна.

Так, в натуральном производстве трудовые затраты подсчитываются и определяются в рабочем времени, т. е. непосредственно, прямо. Данные затраты не являются стоимостью, не принимают форму стоимости. В товарном производстве затраты труда определяются не прямо (в часах, днях
и т. д.), а косвенно, окольным путем, путем приравнивания товаров по затратам труда на их производство: 1 пара обуви (10 ч)= 100 кг зерна (10 ч).

Такие трудовые затраты становятся стоимостью. Следовательно, стоимость – это экономическая категория, которая выражает отношения обмена, хотя стоимость создается в производстве. Только те трудовые затраты, которые определяются косвенно, путем приравнивания к трудовым затратам на другой товар, принимают форму стоимости. Поэтому мы и отмечаем, что стоимость – сложное понятие. И пока мы не раскрыли полностью его суть.

Итак, товар обладает свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Меновая стоимость – это форма проявления стоимости. Почему товар обладает двумя свойствами? Что является источниками данных свойств?

Стоимость создается трудом. А что является источником потребительной стоимости? Тоже труд, но и природа. Еще У. Петти отмечал, что труд является отцом богатства, а земля – его матерью.

Обладая двумя свойствами, товары, как стоимости, количественно соизмеримы, а как потребительные стоимости, количественно несоизмеримы, тогда как источником этих двух свойств является труд. Что же получается? То соизмеримы, то нет, а основа одна – труд.

На данный вопрос не смогли ответить ни А. Смит, ни Д. Рикардо. Ответил К. Маркс, который открыл двойственный характер труда, заключенного в товаре. Он обнаружил, что труд, воплощенный в товаре, имеет две стороны: конкретную и абстрактную. Один и тот же труд одного товаропроизводителя одновременно является и конкретным и абстрактным.

Конкретный труд – это труд в определенной форме, отличающийся от других видов труда производственными операциями, навыками, приемами, орудиями труда, предметом труда и результатом труда. Например, конкретные виды труда ткача и портного отличаются всеми вышеперечисленными признаками, выдают разные результаты: ткань и одежду. Следовательно, конкретный труд создает потребительную стоимость, наряду с природой.

Абстрактный труд – это труд как расходование рабочей силы в физиологическом смысле. Абстрактный означает «отвлеченный». Отвлеченный от конкретной формы труда. При каких обстоятельствах возникает потребность отвлекаться от конкретной формы труда и сосредоточиться только на расходовании рабочей силы? Эта потребность возникает тогда, когда надо определить, как долго расходовалась рабочая сила (час, день
и т. д.), то есть тогда, когда надо определить трудовые затраты. А зачем надо их определять? Для того, чтобы не понести потери при обмене. Каждый товаропроизводитель стремится продать свой товар не ниже затрат на его производство. Это общепризнанная истина. Итак, категория «абстрактный труд» выражает отношения обмена и существует только там, где есть купля-продажа.

Реальные затраты рабочей силы материализуются в стоимости, потому что данные затраты проявляются через обмены товаров. Источником стоимости является абстрактный труд, который количественно соизмерим, так как качественно однороден (это расходование рабочей силы, т. е. энергии человека). Данные товары, как стоимости, созданные абстрактным трудом, количественно соизмеримы. Товары, как потребительные стоимости, созданные конкретным трудом, количественно не соизмеримы. Ведь конкретный труд качественно неоднороден.

Итак, мы прошли еще одну ступеньку в познании стоимости и можем утверждать, что стоимость – это труд, определяемый косвенным путем с помощью меновой стоимости, а она создается абстрактным трудом. Но эти выводы еще не дают нам полного представления о стоимости, так как в реальной жизни (на рынке при обмене) мы продаем товар не по стоимости вообще, а по определенной величине стоимости.

Если остановиться на понимании стоимости, как воплощении в товаре абстрактного труда, можно прийти к абсурдному выводу. Например, один сапожник шил сапоги 10 ч (расходуя свою рабочую силу), а второй – 50 ч. Следовательно, чем ленивее сапожник, тем большую стоимость он создает? Общеизвестно, что количество труда или рабочего времени, фактически затраченного на производство какого-либо товара, неодинаково на предприятиях вследствие различного уровня производительности труда. Такие затраты называются индивидуальнымрабочим временем.

В реальной жизни на одном и том же рынке, в одно и то же время одинаковые товары продаются по определенной величине стоимости, которая определяется не индивидуальными затратами, а общественно необходимыми, т. е. теми затратами, которые общество признает на рынке в процессе обмена товаров. Как правило, это те затраты, которые имеют место на предприятиях, выпускающих основную массу товаров отрасли при общественно нормальных условиях производства и при средней степени умелости и интенсивности труда. Следовательно, речь идет о свободно воспроизводимой продукции в отличие от свободно невоспроизводимой. Например, уникальная картина художника. Понять суть величины стоимости и закона стоимости поможет ниже приведенная схема, в которой предприятия отрасли сгруппированы по индивидуальным затратам на единицу произведенной продукции за определенный период времени (день, неделю и т. д.).

 

Группы предприятий Индивидуальные затраты на единицу (ч) Объем производства (шт.) Общественно необходимые затраты (величина стоимости) Цена, если 1 ч = 1$ Рыночная цена
I     1,5$
II 2 ч 2$ 2$
III     2,5$.

 

Из примера видно, что общество признает необходимыми затраты на одну единицу, равную 2 ч, так как данные затраты имеют место на предприятиях, выпускающих основную массу изделий отрасли и они подавляющим предложением товаров на рынке будут определять конъюнктуру рынка. Данной массой товаров они играют главную роль, поэтому все товары отрасли будут продаваться, исходя из одной величины стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами, равными 2 ч. Общественно необходимые затраты – это не средневзвешенные затраты (никто на рынке не подсчитывает средние затраты), а те, которые признают рынок. Обычно они тяготеют к средним затратам.

Денежное выражение величины стоимости называется ценой. Если предположить, что эталоном 1 ч является 1$, то в нашем примере ценой товара будет 2$. Но есть еще одно понятие «рыночная цена», которая складывается на рынке под влиянием колебаний спроса и предложения вокруг цены, равной величине стоимости. Если спрос равен предложению, то рыночная цена равна величине стоимости, т. е. 2$. Если спрос больше предложения, то цена поднимается выше величины стоимости (в нашем примере до 2,5$ и т. д.). Если спрос ниже предложения, то цена опускается ниже величины стоимости (до 1,5$) и т. д. Таким образом обнаруживаются зависимость, взаимосвязь между рыночной ценой, величиной стоимости и индивидуальными затратами, которая сформулирована в законе, называемом законом стоимости.

Какую же прочную, постоянную взаимосвязь между этими тремя величинами фиксирует закон стоимости? Эта взаимосвязь должна быть такой: рыночная цена соответствовать величине стоимости (не должна быть ниже ее), а индивидуальные затраты не должны быть выше общественно необходимых затрат (величины стоимости).

Почему рыночная цена не должна быть ниже величины стоимости? Потому, что в этом случае банкротами окажется большинство предприятий отрасли, так как они не возместят своих затрат.

Почему индивидуальные затраты не должны быть выше величины стоимости? Потому, что эти предприятия окажутся банкротами.

Итак, закон стоимости фиксирует очевидный и понятный для всех факт, что товары должны продаваться по цене не ниже затрат. Суть закона стоимости проявляется в его функциях. Назовем три основные.

1. Стимулирующая. Проявление закона стоимости способствует НТП, т. е. каждый товаропроизводитель стремится снизить индивидуальные затраты ниже величины стоимости и рыночной цены, а удается это тем, кто использует новую технологию, более совершенную технику и т. д.

2. Регулирующая. Закон стоимости регулирует распределение ресурсов между отраслями, устанавливает тем самым необходимые пропорции в экономике, потому что каждый товаропроизводитель стремится производить те товары, индивидуальные затраты на которые у него ниже величины стоимости и рыночной цены. Если рыночная цена упадет ниже его затрат, он может уйти в другую отрасль, если он не может уйти в другую отрасль, он разорится.

3. Дифференцирующая. Закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей. Одни из них разоряются, другие становятся более крупными товаропроизводителями. Возникает вопрос, что влияет на индивидуальные общественно необходимые затраты и на величину стоимости? Влияет производительность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной за единицу труда, или в единицу рабочего времени.

Как влияет изменение производительности труда на индивидуальные затраты?

Приведем пример, в котором производительность труда будет увеличиваться на каком-то отдельном предприятии в условиях неизменной интенсивности (напряженности труда). Предположим, первоначально за 1 ч производится 1 изделие, а 1 ч равен 1$.

Затем предположим, что производительность труда увеличилась
в 2 раза в рамках той же интенсивности труда, т. е. за 1 ч расходуется столько же рабочей силы, что и за предыдущий час. Выработка в единицу времени возрастает в 2 раза за счет более совершенной техники. Следовательно, этот час по затратам рабочей силы будет равен предыдущему
1 ч, приравненному к 1$. Значит, и 2-й ч будет эквивалентен 1$.

Итак, 1 ч – 1 изделие – 1$,

1 ч – 2 изделия – 1$,

0,5 ч – 1 изделие – 50 цент.

Если за 1 ч производятся теперь 2 изделия и в денежном выражении
1 ч = 1$, то за 0,5 ч будет произведено 1 изделие, что в денежном выражении равно 50 цент.

Итак, если производительность труда увеличивается в 2 раза на каком-то предприятии при той же интенсивности труда, то индивидуальные затраты на единицу изделия уменьшатся в 2 раза. Если выработка в единицу времени увеличится в 2 раза за счет интенсивности труда (за 1 ч будут произведены 2 изделия), то новый час воплотит в себя в 2 раза больше рабочей силы и этот час в денежном выражении будет равен не 1$, а 2$. Отсюда:

1 ч – 1 изделие – 1$,

1 ч – 2 изделия – 2$,

0,5 ч – 1 изделие – 1$.

В данном случае 0,5 ч по затратам рабочей силы будут равны первоначальному часу, который мы принимали равным 1$. Следовательно, если выработка за единицу времени увеличивается за счет увеличения интенсивности труда, то индивидуальные затраты на единицу изделия не изменятся.

А как влияет изменение производительности труда на величину стоимости? Предположим, на каком-то одном предприятии отрасли производительность труда увеличилась в 2 раза при неизменной интенсивности труда. Означает ли это, что величина стоимости товаров отрасли уменьшится в 2 раза? Нет, не означает, так как величина стоимости определяется не индивидуальными затратами, а общественно необходимыми. Чтобы уменьшилась величина стоимости, производительность труда должна увеличиться на предприятиях, выпускающих основную массу товаров отрасли, т. е. в целом по отрасли, что возможно в связи с развитием НТП. Снижение величины стоимости обусловливает снижение цен.

Обратная зависимость величины стоимости товаров от уровня производительности общественного труда подтверждается фактическими данными о движении товарных цен, являющихся денежным выражением стоимости. Например, в середине XIX в., когда методы производства алюминия были несовершенными, цена 1 кг алюминия на мировом рынке составляла около 450 руб., а после того, как выплавка алюминия стала производиться с помощью электроэнергии, производительность труда в этой отрасли во много раз повысилась и цена алюминия резко упала – до
55 коп. за 1 кг в 1913 г. В США цена 1 фунта алюминия снизилась с 1916 по 1963 гг. с 61 до 23 цент.

Теория трудовой стоимости, разработанная А. Смитом и К. Марксом, является общепризнанной их заслугой. То, что в основе цены лежат общественно необходимые затраты (величина стоимости), косвенно подтверждается статистическими данными и существует объективно. Так, французский экономист Форестье исследовал динамику шкалы цен и средних затрат на производство товаров за 150 лет (с 1800 по 1950 гг.) и установил наличие между ними тесной зависимости.

В XX в. в связи с развитием НТП и НТР производительность труда значительно выросла. Следовательно, согласно трудовой теории стоимости, величина стоимости значительно снизилась, что должно сопровождаться общим снижением уровня цен. Однако в XX в. наблюдается общий их рост. Почему?

Трудовая теория на этот вопрос ответ дать не может, если не отойти от ее основных положений. Это смогли выяснить представители школы маржинализма: Г. Госсен, К. Менгер, У. Джевонс, Э. Бём-Баверк, Ф. Визер, Л. Вальрас, А. Маршалл и др.

 

2.2. Теория предельной полезности.
Неоклассический подход к теории цены

Современная экономическая теория, по сравнению с трудовой теорией стоимости, иначе объясняет суть основных категорий обмена: товара, стоимости, цены. На вопрос, что такое товар, представители современной экономической теории отвечают, что это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Благо – это средство удовлетворения потребностей человека. «Вещественные предметы, вносящие позитивный вклад в экономическое благосостояние»*. К экономическим благам относятся те, которые имеются в ограниченном количестве по сравнению с потребностями в них, и каждый хотел бы взять его больше, если бы мог.

Таким образом, в определении понятия «товар» обращается внимание, во-первых, на ограниченность благ по сравнению с потребностями в них; во-вторых, не подчеркивается, что товар – это продукт труда. Более того, еще представитель австрийской школы маржинализма К. Менгер утверждал, что благо становится товаром независимо от того продукт труда оно или нет, независимо от его материальности*. С точки зрения современной экономической теории товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять потребности человека, т. е. полезностью; пригодностью к обмену, которая определяется экономической ценностью блага. Суть этого нового понятия «экономическая ценность» мы выясним чуть позже.

Согласно теории предельной полезности, ценность блага определяется не трудом, затраченным на его производство, а полезностью блага, причем, предельной полезностью (marginal utilityMU). Этот термин впервые ввел австрийский экономист Ф. Визер. Впервые стоимость сводил к полезности представитель классической политической экономии Ж. Сэй. Термин «полезность» предложил английский философ, юрист И. Бентам, мечтая создать общество «максимального блаженства для наибольшего числа людей». Термин «полезность» в экономической науке является синонимом таких понятий, как благосостояние, удовлетворение и даже счастье**.

Полезность блага – это способность его удовлетворять потребности. Потребности многообразны. Следовательно, многообразны и полезности благ, каждая из которых удовлетворяет ту или иную потребность каждого человека в отдельности, исходя из его субъективных потребностей. Если проанализировать многообразие потребностей людей, можно выделить два свойства, которыми обладают все потребности: 1) потребности неравноценны, неравнозначны для человека; 2) они обладают способностью к насыщению.

Первое свойство потребностей означает, что они неравноценны по степени важности для человека. На первом месте стоят самые важные потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти (дышать, есть, пить). На втором месте те потребности, неудовлетворение которых вредно для здоровья (потребности в витаминах, белках, недосыпание, переохлаждение и т. д.). На третьем месте стоят те потребности, неудовлетворение которых ведет к страданиям, огорчениям (не купил нужную книгу) и т. д. Итак, каждый человек способен распределить свои потребности по степени важности и с учетом этого оценивать полезность блага. Это первое важное положение в теории предельной полезности.

Второе положение – это второе свойство потребностей, т. е. они обладают способностью к насыщению. Если человек голоден, первый пирожок удовлетворяет самую насущную потребность, второй – менее насущную
и т. д. С учетом этих двух свойств потребностей - 1) неравноценность
и 2) способность к насыщению, а также имея в виду редкости и ограниченности благ, можно выделить две стороны полезности любого блага: абстрактную и конкретную, в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривать полезность.

Абстрактная полезность блага – это его полезность вообще, присущая ему от природы (родовая полезность). К примеру, полезность хлеба – удовлетворять потребность в еде безотносительно к тому, как человек оценивает законную полезность. Это объективная сторона полезности.

Конкретная полезность – это полезность блага с точки зрения конкретного человека. Как он сам оценивает полезность блага. Это субъективная сторона полезности. Как же человек оценивает полезность блага, что при этом он учитывает?

Во-первых, он учитывает значимость полезности, исходя из своих потребностей.

Во-вторых, учитывает количество имеющегося блага (запасы). Чем его больше, тем оно менее ценно, и наоборот. То, чего много, не ценится.

В-третьих, он учитывает степень насыщения своих потребностей. Первая единица блага обладает наибольшей полезностью, вторая – меньшей и т. д. По мере удовлетворения потребностей степень насыщения растет, а величина конкретной полезности падает. Каждая дополнительно потребленная единица блага обладает все меньшей конкретной полезностью для человека. И, наконец, имеется последний (предельный) экземпляр блага, который обладает наименьшей полезностью, так как удовлетворяет наименее насущную потребность.

Эту закономерность и выразил немецкий экономист Г. Госсен в своем первом законе: величина полезности при потреблении каждой дополнительной единицы блага уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения. Отсюда можно сделать вывод: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного (крайнего) экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. В этом суть теории предельной полезности. Чтобы это объяснить, представители австрийской школы маржинализма К. Менгер, а затем Э. Бём-Баверк приводят пример с пятью мешками зерна у старика-отшельника, живущего в лесу. Полезность мешков располагается в убывающем порядке с учетом степени важности:

1-й обладает наибольшей полезностью – служит для питания старика;

2-й – для улучшения питания;

3-й – для откорма домашней птицы;

4-й – для производства пива;

5-й обладает наименьшей полезностью – служит для забавы (кормление попугая).

Ценность пятого мешка и определяет цену каждого мешка зерна. Если старик лишится пятого мешка зерна, цена зерна будет определяться полезностью четвертого мешка зерна, а она выше полезности пятого мешка, так как удовлетворяет более важную потребность старика – производство пива.

Таким образом, чем меньше мешков зерна остается у старика, тем выше цена одного мешка, потому что она определяется полезностью последнего (предельного) экземпляра. И каждый мешок из пяти может оказаться последним (предельным), что зависит от наличия запаса.

Наглядно это можно показать в виде графика: на горизонтальной оси представлено количество имеющихся мешков зерна, на вертикальной – предельная полезность (МИ) мешков (каждого).

 

 
 

 


Такой взгляд на ценность блага позволяет ответить на вопрос
А. Смита, известный в экономической литературе, как «парадокс Смита»: «Почему вода, столь полезная для человека, стόит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше для удовлетворения потребностей, стόит так дорого?» Потому, что ценность блага определяется не абстрактной
и общей (совокупной) полезностью блага, а конкретной и предельной
(с учетом значимости, насыщения, количества блага). Воды много. Если разделить ее на части (литры и т. д.), то предельная полезность последней части будет настолько низкой, что вода не будет экономическим благом (товаром). У алмаза меньше равных частей, поэтому предельная полезность выше.

Общая (совокупная) полезность или ТИ (total utility) – это сумма полезностей равновеликих частей блага (мешков зерна, литров воды и т. д.). ТИ = f (x1 + x2 + x3+ т. д.), где x – равновеликие части блага, каждая из которых обладает определенной полезностью (предельной). Чем больше частей у блага, тем больше его общая (совокупная) полезность, но меньше предельная полезность, а значит, и цена.

Поэтому на вопрос, что такое предельная полезность блага, можно ответить, что это добавочная (дополнительная) полезность, которую получает человек от потребления каждой дополнительной единицы блага*. Полезность каждой дополнительной единицы уменьшается и каждая единица может стать последней (предельной), что определяется количеством блага.

Важно обратить внимание на то, что, выясняя суть предельной полезности, мы говорим о единице блага и о каждой дополнительной единице, а также учитываем количество блага. Итак, мы познакомились с двумя подходами в теории ценности блага: классической политэкономии и маржинализма. Представители данных школ дискутировали по вопросу: что лежит в основе цены товара? Труд или полезность? Каждая школа использовала принцип монизма (от греч. мonos – один, единственный), называя единственный источник стоимости.

Первым разрушил монистический подход к теории цены английский экономист А. Маршалл – представитель неоклассического направления в экономической теории. Соединив обе теории, он создал синтетическую теорию цены. Этой теории затем придерживались Дж. Кларк, Л. Вальрас, В. Парето и др. Она изложена в книге А. Маршалла «Принцип экономической науки» и ее называют экономической библией.

Рассматривая цену как экономическую категорию, как результат сделки между продавцом и покупателем, А. Маршалл стал рассуждать с точки зрения выгодности купли-продажи и одного, и другого. Для покупателя ценность блага (цена) определяется полезностью, для продавца (будь он производителем или перекупщиком) – издержками, т. е. затратами.
А спор о том, что лежит в основе цены, труд или полезность, отмечал
А. Маршалл, подобен спору, каким лезвием ножниц (верхним или нижним) режется бумага. Продавец хотел бы продать дороже и не ниже своих затрат, но устанавливая максимальную цену, он рискует вовсе не продать. Покупатель хотел бы купить товар как можно дешевле, а максимальная цена, которую он заплатил бы, определяется предельной полезностью товара.

Цена формируется под влиянием рыночных сил: спроса и предложения. Торг идет до тех пор, пока цена продавца не совпадет с ценой покупателя. А цена для каждого определяется экономической ценностью блага, которая и делает товар пригодным к обмену (мы отмечали это как второе свойство товара).

Что такое экономическая ценность товара? Это оценка его субъектами рыночных отношений (продавцами и покупателями) в процессе купли-продажи с учетом двух факторов: полезности (т. е. полученного результата, результат – и есть полезность) и затрат на производство товара. Экономическая ценность чего бы то ни было всегда определяется сравнением результата с затратами. Это аксиома. Такую оценку товара производит каждый субъект сделки: и продавец, и покупатель.

Как определяет экономическую ценность товара покупатель? Он сравнивает приобретаемую полезность с затратами на покупку товара.
И при этом он подразумевает не абстрактную, а конкретную, предельную полезность. Чем выше предельная полезность приобретаемого товара, тем большую цену он готов дать. Но он хотел бы, получая большую предельную полезность, отдать меньшую цену. Итак, чем больше результат по сравнению с затратами, тем большей экономической ценностью обладает для него товар.

Как определяет экономическую ценность товара продавец? Он тоже сравнивает полезность (результат) от продажи товара с затратами на его производство, если он сам производил, или на покупку, если он перепродает.

Результатом (полезностью) для него является доход от продажи по какой-то цене. Он сравнивает полученный доход с издержками. Чем большую полезность в форме дохода он получит по сравнению с издержками, тем большей экономической ценностью обладает для него товар. Продавая каждую дополнительную единицу товара, он сравнивает дополнительный доход от продажи с дополнительными издержками на каждую дополнительную единицу и стремится к тому, чтобы дополнительный доход был больше дополнительных издержек. И продавец, и покупатель стремятся к выгоде. Обмен не эквивалентен, как думали Аристотель и К. Маркс,
а взаимовыгоден, как утверждал А. Смит и затем представители неоклассического направления. Ни один субъект обмена не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатом.

Можно сформулировать правило выгодности экономической деятельности (принятия экономических решений) субъектами рынка: экономическая полезность (полученный результат от обмена) должна быть больше или равна экономическим затратам. Важно понять, что цена товара – это результат сделки между субъектами рынка, каждый из которых преследует свою выгоду, определяя экономическую ценность товара путем сравнения результата (полезности) с издержками. В этом суть неоклассического подхода к теории цены. Это во-первых.

Во-вторых, цена испытывает на себе действие (проявление) таких законов, как закона убывающей полезности (1-й закон Госсена), закона возрастающих альтернативных издержек, законов спроса и предложения.

Как влияет на уровень цен проявление закона убывающей полезности? В условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей предельная полезность возрастает, что предопределяет рост цен. Однако, если в стране происходит экономический рост в связи с НТП (увеличивается количество благ), то происходит замедление роста экономической полезности благ (замедление роста цен).

Как влияет на уровень цен проявление закона возрастающих альтернативных издержек? В условиях ограниченности ресурсов и экономического роста в связи с развитием НТП, альтернативные издержки увеличиваются, т. е. ускоряется рост экономических затрат, что предопределяет рост цен. Итак, проявление этих двух законов порождает противоположные тенденции в уровне цен (замедление и ускорение роста). Рынок под воздействием законов спроса и предложения выравнивает цены, устанавливая их равновесный уровень. В целом в установлении цены участвуют такие основные факторы, как полезность, издержки, соотношение спроса, предложения и др.

 

 

3. Развитие обмена и возникновение денег. Сущность и функции денег. Эволюция денег и природа современных денег.
Законы денежного обращения

 

Существуют разные научные концепции возникновения и сущности денег: рационалистическая и эволюционная.

Рационалистическая объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми. Данная идея господствовала до конца XVIII в. Некоторые современные экономисты с этим соглашаются. Так, П. Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность.
Дж. Голбрейт утверждает, что закрепление денежных функций за благородными металлами – продукт соглашения между людьми.

Эволюционная концепция исходит из того, что деньги – результат развития обмена.

Всесторонне исследовал исторический процесс развития обмена
и возникновения денег К. Маркс. Он подробно анализировал меновую стоимость, в которой выражается обмен: 1 платье = 20 кг зерна. Он показал, какие формы принимала стоимость по мере развития обмена между продавцами и покупателями. Им были названы 4 формы меновой стоимости: простая (случайная), полная (развернутая), всеобщая и денежная.

Анализ этих форм стоимости и прежде всего простой формы стоимости позволил выяснить сущность денег в их первоначальной форме золотых денег. Рассмотрим данные формы стоимости.

Простая (случайная) форма имеет вид равенства двух товаров:
1 платье = 20 кг зерна. Она называется простой (случайной) потому, что обмениваются всего 2 товара и дело случая, какие товары обмениваются, потому что обмен еще не являлся регулярным занятием людей. Охотник вышел из леса и встретил рыбака. Они обменялись благами случайно. Анализ этой формы стоимости очень важен, так как тайна денег скрыта именно в ней.

О чем говорит это равенство двух обмениваемых товаров? Если рассуждать с позиции собственника платья, то он измеряет стоимость платья в зерне. Он задает себе вопрос: «Сколько стоит платье?» И отвечает: «Оно стоит 20 кг зерна». Таким образом, он измеряет стоимость платья относительно стоимости зерна. Поэтому платье находится в относительной форме стоимости.

В то же время 2-й товар – зерно, измеряет собой стоимость платья.
Он – эквивалент стоимости платья. По стоимости он равен стоимости платья, равнозначен. Поэтому зерно находится в эквивалентной форме стоимости.

Если начать рассуждать с позиций собственника зерна, то будем
определять стоимость зерна и товары поменяются местами: 1 кг зерна = =1/20 части платья. В этом случае зерно будет находиться в относительной форме стоимости, а платье – в эквивалентной. Важно понять, что эквивалентом является тот товар, который собой измеряет стоимость другого товара.

Анализ простой формы стоимости на этом не заканчивается (см.
К. Маркс. Капитал, т. 1, гл. 1, 2, 3).

Для выяснения сущности денег этого анализа нам достаточно. Если вместо простой формы стоимости: 1 платье = 20 кг зерна, представить денежную: 1 платье = 20$, то становится понятным, что деньги – это товар – эквивалент. Однако, простую форму стоимости сменила не денежная, т. е. ни та, которая существует и теперь, а полная (развернутая).

Полная форма стоимости – это такая, в которой в относительной форме стоимости находится 1 товар. Он измеряет свою стоимость в других товарах, находящихся в эквивалентной форме стоимости, т. е.:

20 кг зерна

1 платье 2 топора .

1 овца

Данная форма стоимости выражает более развитую стадию обмена, когда для него появляется определенное место (рынок), где собираются люди, каждый со своим товаром, и измеряют стоимость своего товара в различных эквивалентах.

В процессе обмена люди постепенно предпочитают какой-то один товар в качестве эквивалента. На одних рынках это был скот, на других соль, меха, ракушки, золото и т. д. Так появляется всеобщая форма стоимости:

1 платье

1 топор 1 овца .

1 кг зерна

При этом все товары находятся в относительной форме стоимости
и лишь один из них на данном рынке – в эквивалентной. Он играет роль всеобщего эквивалента. Когда на всех рынках роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, тогда на смену всеобщей формы стоимости приходит денежная. В силу известных причин таким товаром стало золото.

Денежная форма стоимости выглядит так:

1 платье

1 топор

20 кг зерна 5 г золота .

1 овца

и т. д.

Прочное соединение, сращивание всеобщей эквивалентной формы
с натуральной формой определенного товара превращает данный товар в деньги. Таким образом, деньги – это товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Такова сущность денег в период обращения золотых денег
и бумажных, обмениваемых на золото. Как любой товар, деньги обладают свойствами товара: потребительной стоимостью и стоимостью.

Стоимость денег с точки зрения трудовой теории стоимости – это общественно необходимые затраты на производство денег (золотых), включая добычу золота, и с учетом редкости этого металла. Деньгам присуще свойство непосредственной обмениваемости, которым не обладает ни один другой товар.

Потребительная стоимость денег – это их полезность для владельца,
т. е. способность удовлетворять любые потребности путем покупки товаров. Будучи всеобщим средством обмена, деньги могут быть превращены в любой товар. Это всеобщая потребительная стоимость денег, такая, которой не обладает любой другой товар. Итак, на вопрос: почему и как возникли деньги, эволюционная концепция денег отвечает, что они возникли в результате развития обмена. Из всей массы товаров выделился один, который стал играть роль денег.

А почему роль денег первоначально закрепилась за золотом? Во-первых, в силу естественных свойств: редкость, однородность, легкая делимость и соединяемость, портативность (незначительные по весу слитки выражают высокую стоимость), длительная сохраняемость (не подвергнуто порче).

Во-вторых, золото потому противостоит другим товарам как деньги, что оно раньше противостояло им как товар.

При этом надо различать золото как деньги и золото как товар.
В качестве товара золото ничем не отличается от обычного товара и не выполняет всех функций денег. Сущность денег раскрывается в их функциях, т. е. назначении денег. Они выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа и мировых деньги. Особую роль среди них играют две первые – основные, фундаментальные. Остальные – производные от них. Рассмотрим эти функции денег.

Функция денег как мера стоимости – это способность денег измерять стоимость любого товара. Они могут выполнять эту функцию, потому что сами обладают стоимостью, подобно гире, которая измеряет вес, так как сама имеет вес. Согласно трудовой теории стоимости, стоимость товара, выраженная в денежной форме, называется ценой. Чтобы деньги могли измерять стоимость товара, они должны сами измеряться, как гиря измеряется в килограммах и граммах.

Деньги измеряются с помощью масштаба цен, который представляет собой фиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы.

Так, до 1975 г., когда МВФ перестал сообщать золотое содержание валют, 1$ представлял 0,736 г золота, 1 фунт стерлингов – 2,13 г, а советский рубль – 0,987 г золота. Доллар делится на центы, рубль на копейки
и т. д. Таким образом, деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товара в терминах, известных каждому участнику товарообмена,– в денежных единицах (счетных деньгах).

Функция денег как средство обращения означает, что деньги являются посредником при обмене товаров. Сначала товар обменивался на товар по схеме: Т – Т. Затем, когда появились деньги, товарный обмен сменился товарным обращением по схеме Т – Д – Т. Внутренний единый акт товарного обмена распался на два самостоятельных акта: продажа (Т – Д) и купля (Д – Т). Эти акты разделены во времени и пространстве, что обусловливает возможность самостоятельного движения товаров и денег. Продав товар, собственник его не обязан тут же покупать другой. Значит, собственник другого товара не продаст. В этом заключена формальная возможность экономических кризисов.

В этой функции деньги играют мимолетную роль, перенося товар из рук продавца в руки покупателя. Поэтому, по мере развития товарного обращения, деньги начинают менять свою форму. Сначала золотой песок и бесформенные слитки золота сменили монеты (слитки металла особой формы, веса, пробы, снабженные штемпелем государства). Затем появились бумажные деньги, как символы золотых, представители золота, замещающие его в обращении. До 1975 г. денежная единица любой страны представляла определенное количество золота. Бумажные деньги возникли впервые в Китае в XII в., их изготовляли из листьев тутового дерева.

В дальнейшем по мере развития общественного производства, распределения, обмена и появления продажи товаров в кредит появились другие формы денег – это кредитные деньги: векселя, банкноты, чеки, кредитные карточки, электронные деньги.

Функция денег как средство накопления. Раздвоение товарного обращения Т – Д – Т на два самостоятельных акта создает возможность
и необходимость накопления денег. Продажа товаров по цене выше затрат, при соответствующей конъюнктуре рынка, позволяет продавцу часть денег изымать из обращения и сохранять в виде сокровища. Речь идет о собирании полноценных, прежде всего золотых денег в виде монет, слитков или предметов роскоши из золота и серебра. Таким образом, функцию сокровища выполняет золото. Оно является важнейшим компонентом официальных резервов стран с развитой рыночной экономикой. Объем сокровищ в мире в официальных резервах стран и в частных тезаврациях (накопление золота частными лицами в виде сокровищ) составляет по некоторым данным свыше 60 тыс. т, а по некоторым данным более 100. Кроме того, в форме эстетического сокровища (ювелирных изделий) хранятся примерно 13 тыс. т.

В условиях обращения золотых денег сокровища играли важную роль в стихийном регулировании денежного обращения. По образному выражению К. Маркса, сокровища играют роль резервуаров, в которые по «приводным каналам» идут потоки денег, когда они лишние в обращении, и из которых по «отводным каналам» вытекают деньги в обращение, когда их там недостает (см. К. Маркс. Капитал, том I, гл. 3, § 3а). Следовательно, при обращении полноценных денег инфляции не должно быть.

Функция денег как средство платежа выражает прежде всего кредитные отношения, когда акты продажи и оплаты товаров в сфере обращения не совпадают по времени, а также выражает отношения и вне сферы товарного обращения: при выплате зарплаты и всякого рода финансовых обязательств (займы, налоги и т. д.). Эта функция приводит к появлению новой формы денег – кредитных денег: векселя, банкноты, чеки.

Вексель является простейшим видом кредитных денег. Он выглядит как письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока требовать с должника обозначенную денежную сумму. Вексель обращается в товарном обороте и выполняет роль денег.

Банкнота – вексель на банкира, так как она появилась в результате операции банка – учет векселей. Эту операцию осуществляют центральные эмиссионные банки, которые удовлетворяют потребности векселедержателей получить причитающуюся по векселю сумму денег до истечения срока векселя, за что банк взимает процент, а векселедержатель недополучает часть процента по векселю в соответствии со сроком погашения векселя.

К примеру, выдан вексель на 100 денежных единиц на 6 мес. под 2% ежемесячно. Таким образом, через 6 мес. векселедержатель получил бы с должника 112 ден. единиц. Но ему потребовались деньги через месяц. Он обращается в ЦБ, который покупает у него вексель за 102 ден. единицы,
а через 6 мес. ЦБ получит от должника 112 ден. единиц по этому векселю, получив прибыль, равную 10 ден. единицам. При этой сделке ЦБ выдавал векселедержателю банкноты, которые до начала XX в. разменивались на золото.

Чек – орудие кредитных операций в виде документа, содержащего безусловный приказ владельца текущего счета банку о выплате указанной в нем суммы денег определенному лицу.

Функция денег как мировые деньги выражает товарно-денежные отношения между странами. На мировом рынке эту функцию выполняло золото, которое принималось по весу, пока на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. страны мира, создав МВФ, не пришли к соглашению – считать доллар США символом золота, мировой резервной валютой*. США взяли на себя обязат

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.