Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Турция в период реформ 20-30-х годов



Провозглашение республики стало лишь предзнаменованием радикальных преобразований охвативших Турцию в последующие годы. Уже в марте 1924 г. Мустафа Кемаль окончательно закрывает османскую эпоху в истории Турции. По его инициативе парламент принимает решение о ликвидации института халифата. Все недвижимое имущество османской династии было конфисковано, а все члены этого рода высланы из страны. Последствия этого шага имели широкий резонанс в то время и продолжают сказываться и сейчас. Миллионы мусульман-суннитов по всему миру лишились пусть и номинального, но общепризнанного духовного лидера – халифа, что вызвало протесты во всем исламском мире. Почти сразу же свои претензии на халифат обозначил правитель Хиджаза Хусейн ибн Али. Тема халифата актуальна и сейчас в контексте политизации ислама и усиления роли радикальных исламистских группировок. Одновременно с ликвидацией халифата было упразднено Министерства шариата и вакфов, а все научно-образовательные учреждения переведены в ведение Министерства образования.

В ноябре 1924 г. парламентом была принята первая республиканская конституция, которая провозгласила Турцию светским республиканским государством. Конституция декларировала общедемократические права: свобода совести, свободу слова, печати, собраний и т. д. Но пройдут десятилетия, прежде чем декларируемые свободы станут нормой жизни.

Еще в ходе провозглашения республики обозначился раскол среди соратников Мустафы Кемаля. После отмены халифата этот раскол усилился и принял организованные формы: из своих последовательных сторонников Мустафа Кемаль создал народно-республиканскую партию, а его бывшие соратники объединились в Прогрессивно-республиканскую партию. В оппозиции оказались видные политики и военачальники, сыгравшие ключевую роль в национально-освободительной войне. В 1925 г. в районах населенных курдами вспыхнуло мощное восстание под исламскими лозунгами, которое удалось подавить, лишь используя лучшие дивизии регулярной армии. После расправы над руководителями восстания репрессии обрушились и на оппозиционную Прогрессивно-республиканскую партию, лидеры которой предстали перед судом, а сама партия была запрещена. Таким образом, в Турции сформировалась однопартийная система, просуществовавшая фактически вплоть до 1945 г.

Вслед за разгромом оппозиции давление на религию усилилось. В ноябре 1925 г. были закрыты обители дервишей (текке) и усыпальницы суфийских святых (тюрбе). Как говорил сам Кемаль «республи­ка не должна быть страной шейхов, дервишей, мюридов и блаженных». Также было запрещено носить фески и папахи и предписывалось ходить в европейской одежде. В декабре того же года было введено европейское летоисчисление. В 1926 г. были приняты Гражданский и Уголовный кодексы, полностью заменившие нормы шариата. В 1928 г. из конституции республики было исключено положение о том, что ислам является государственной религией. Наряду с такими принципами новой идеологии как «революционность», «республиканизм», «народность» и «национализм», секуляризм или «лаицизм» стал одни из столпов конституции. Также, безусловно, антиисламский характер носил переход от арабской письменности к латинице в том же 1928 г., означавший разрыв с прежней арабо-мусульманской культурной традицией.

«Ислам был вынужден самоопределяться заново. В 1937 г. в тексте конституции среди важнейших и не подлежащих отмене принципов был назван принцип светского государства. Религии окончательно запрещено было вмешиваться в политику, правовую систему, образование, институты религии были взяты под жесткий контроль государства. Влиятельные тарикаты с их мистицизмом были объявлены вне закона, в итоге сила ислама была ограничена...

В результате всех названных мер в предвоенные годы «штаб квартиры» некоторых религиозных орденов и общин были вынуждены покинуть Турцию. Так руководство ордена бекташей перебралось в Албанию, последователи учения мевлеви обосновались в Сирии, сторонник орденов накшбанди, кадери и кюбреви оказалисьв Средней Азии, часть идеологов «народного ислама» пыталась найти убежище в Боснии и Герцоговине. (Киреев 2007, с. 223)

К концу правления Мустафы Кемаля Ататюрка (в 1934 г. в связи с введением фамилий, ему была, решением ВНСТ, присвоена эта фамилия) Турция внешне выглядела как вполне светская республика. Но и ислам никуда не делся, подавляющее большинство турок продолжали ходить в мечети, а в подполье, в условиях жесткого противостояния с репрессивным аппаратом республики, формировались новые течения политического ислама…

«…исламисты даже в 1930-е и 1940-е, самые трудные для них годы, подспудно оставались серьезным политическим оппонентом кемалистов, несмотря на все законодательные запреты по их вмешательству в политическую жизнь страны, несмотря на весьма жесткую статью 162 уголовного кодекса...» (Киреев 2007, с. 223)

Также важнейшим последствием проводимой политики реформ стало уравнивание женщин в правах с мужчинами. По новым законам в стране было запрещено многоженство. Турецкие женщинам были предоставлены права избирать и быть избранными, в 1930 г. в муниципальные советы, а в 1934 г - в парламент.

В годы реформ большое значение уделялось духовной жизни общества и гуманитарным наукам. Мустафа Кемаль стал инициатором создания Турецкого ис­торического и Турецкого лингвистического обществ. Лингвисты подготовили реформу языка, очистив турецкий язык от множества заимствований из арабского и персидского языков. Перед историками ставилась задача обосновать историческое право турок на Анатолию и Восточную Фракию – доказать, что они здесь не пришлые чужаки, а наследники местных древних цивилизаций.

Новые власти Турции хорошо осознавали, что без сильной экономики нельзя построить независимое государство. В 1923 г. на Измирском экономическом конгрессе был принят Экономический обет, в котором был указан курс на ликвидацию полуколониальной зависимости страны и развитие национальногока­питала. В 1920-е гг. шел поиск путей развития национальной экономики. В это время еще сохранялся льготный режим для иностранного капитала, поскольку это было в интересах самой Турции. Делались попытки развивать национальный частный капитал. Шло становление правовой базы развития национальной экономики. В 1926 г. был принят Торговый кодекс в 1927 г. Закон о поощрении промышленности. В 1925 г. опасаясь расширения территории восстания шейха Саида на земли, заселенные турками, власти вынуждены были отменить ашар — натуральный налог от доли урожая, заменив его фиксированным поземельным налогом.

Поворот к государственному регулированию в экономике был связан с мировым кризисом 1929 г., и последовавшей затем великой депрессией. Хотя по основным статьям турецкого экспорта кризис не нанес сокрушительного удара, власти поняли, что не разумно делать основную ставку на развитие частного капитала. В 1931 г. на съезде правящей Народно-республиканской партии этатизм (огосударствление) был объявлен одним из основополагающих принципов программы партии. С этого времени государство начинает последовательно проводить политику государственного капитализма. Поэтапно путем национализации из страны выдавливался иностранный капитал. На государственные средства строятся объекты инфраструктуры, крупные промышленные предприятия. Большую помощь в становлении турецкой индустрии оказал Советский Союз. В 1934 г. был принят первый пятилетний план развития (1934-1938 гг.). В рамках плана были построены металлургический комбинат, текстильный комбинат и другие важные для экономики страны промышленные предприятия. Основная суть политики этатизма заключалась в том, что главным игроком на рынке, крупнейшим предпринимателем становилось само государство. Государство само возводило и эксплуатировало важнейшие объекты (например электростанции), которые были не посильны частному турецкому капиталу, либо государство строило объекты и привлекало в качестве соакционеров частные структуры, или же через банки власти финансировали частный бизнес, при строительстве сравнительно небольших промышленных предприятий (например пищевой промышленности). К концу 1930-х гг. Турция преобразилась, экономика развивалась, у турецкий лиры был стабильный курс, а экспорт превышал импорт. На фоне депрессии в Европе и Америке Турция выглядела очень даже не плохо. Но до достижения уровня ведущих европейских стран, о чем мечтал Ататюрк, Турции было еще далеко.

Внешнюю политику времен Кемаля Ататюрка можно условно разделить на два периода — до и после прихода к власти в Германии Гитлера. Первый период характеризуется достаточно сложным внешнеполитическим положением молодой республики. Не смотря на признание в новых границах Великобритания не скрывала свою враждебность по отношению к Турции, что вылилось в косвенной поддержке курдского восстания в 1925 г. Непростыми становятся и отношения с недавним союзником СССР. На Лозаннской конференции Турция не поддержала советскую точку зрения о закрытии Черного моря для военных кораблей нечерноморских государств. А в 1925 г. красная армия уже проводит маневры, в сценарий которых заложена операция по захвату черноморских проливов — то есть возврат к старой царской политике в регионе. Хотя в том же 1925 году был подписан советско-турецкий Договор о дружбе и нейтралитете. В 1932 г. Турция вступила в Лигу Наций. После прихода к власти нацистов в Германии внешнеполитическая ситуация вокруг Турции меняется. Все три центра силы — СССР, западные державы (Англия и Франция) и Германия стараются вовлечь ее в свою сферу влияния. С Турцией заключают выгодные для нее договора, предоставляются на льготных условиях кредиты. В 1936 г. на конференции в Монтрё был пересмотрен статус черноморских проливов — Турция вернула себе права держать там флот и строить береговые укрепления. В 1938 г. Франция уступила Турции часть территории подконтрольной ей Сирии — Александретский Санджак. Саама Турция также проводит активную внешнюю политику. В 1934 г. по инициативе Турции был подписан Балканский пакт. В 1937 г. был заключен Саадабадский пакт, ставший важным фактором безопасности на Ближнем Востоке.

В 1938 г. ушел из жизни первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Трудно переоценить его вклад в становление новой Турции. Приняв в двадцатые руководство над никем не признанным, окруженном со всех сторон врагами правительством в Анкаре, он оставил после себя если и не процветающую, но интенсивно развивающуюся страну. Тогдашняя Турция не соответствовала требованиям демократии, но и в самой Европе в те годы полностью демократических стран было очень мало.

Турция в 1938-1945 гг.

После Ататюрка президентом был избран один из его соратников, в прошлом адъютант Энвер-паши, Исмет Иненю. В целом он старался продолжать курс своего предшественника как во внутренней, так и во внешней политике. Однако события менялись слишком стремительно. В начале Второй мировой войны Турция придерживалась англо-французской ориентации, но так и не выступила на их стороне. Ситуация резко изменила летом 1940 г., после оккупации Франции немцами. Война приближалась к турецким границам. В 1941 г. была оккупирована Греция, Болгария стала союзником Германии. В этих условиях власти Турции, что бы избежать вступления в войну, проводили очень гибкую внешнюю политику. С Германией в июне 1941 г. был подписан пакт о дружбе и ненападении. После нападения Германии на СССР Турция объявила о нейтралитете. Сближение с Германией продолжилось. Турция продавала ей стратегическое сырье и продовольствие. Впрочем и СССР активно сотрудничал с III рейхом вплоть до 22 июня. Также следует учесть, что позиции Турции по отношению к Германии были крайне уязвимыми — немецкие войска стояли буквально на подступах к Стамбулу в Греции и Болгарии. И все же Турция пусть и с трудом, но противостояла требованиям Германии о вступлении в войну на ее стороне. Турция сосредоточила на границе с СССР в Закавказье 25 дивизий. Трудно представить себе дальнейший ход войны, если бы Турция вступила в войну в разгар, например, Сталинградской битвы и двинула свои дивизии на Баку. Но, по всей видимости, правящие круги Турции даже не предполагали такую возможность, будучи твердо ориентированы на союз с Великобританией. Уже в 1943 г. британский премьер-министр У. Черчилль в Адане вел переговоры с турецкими руководителями. Начались поставки вооружения в Турцию из США и Англии. Но и на стороне антигитлеровской коалиции Турция воевать не спешила. Лишь в 1944 г. Турция прекратила поставки Германии стратегического сырья. И только в феврале 1945 г. Турция объявила войну Германии и Японии. Не сделав ни единого выстрела Турция обеспечила себе место среди учредителей ООН.

Можно по разному оценивать поведение Турции в годы войны. С точки зрения истекавших кровью стран антигитлеровской коалиции руководство Турции проводило двуличную политику, фактически политику дружественного нейтралитета по отношению к Германии вплоть до 1944 г. Но, с позиции интересов исключительно самой Турции, внешняя политика турецкого правительства была блестящей — находясь в окружении воюющих стран сохранить нейтралитет, избежать прямого участия в военных действиях и сберечь свои людские и материальные ресурсы.

Турция в 1945-1960 гг.

Хотя Турция и не участвовала непосредственно в военных действиях, тем не менее она понесла значительный экономический урон. Сотни тысяч мужчин были призваны в армию и оторваны от своих рабочих мест, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Содержание огромной армии привело к росту военных расходов, а следовательно – увеличению налогов, внутреннего и внешнего долга, инфляции, а также дефициту продовольствия и товаров народного потребления. Что бы избежать проявлений массового недовольства власти установили еще более жесткий контроль над средствами массовой информации и общественными организациями. В ряде регионов было введено чрезвычайное положение. Особое внимание власти уделяли борьбе с «коммунистической деятельностью».

Вполне естественно, что все свои невзгоды различные слои турецкого общества связывали с обладавшей монополией на власть Народно-республиканской партией. Недовольство проявляли как трудящиеся, так и представители окрепшей национальной буржуазии Постепенно набирало силу движение за отмену антидемократических законов и послабление правящего режима.

Власти пытались снизить уровень социально-политической напряженности. В 1945 г. был принят закон о наделении крестьян землей. Хотя он не решил полностью земельные проблемы крестьянства, но все же сотни тысяч крестьянских семей стали собственниками земли. Но в то же время этот закон оттолкнул от НРП крупных землевладельцев. В последующие годы были приняты законы о социальном страховании рабочих и о проф­союзах. Также были также отменены некоторые ограничения свободы печати. Так же власти смягчили религиозную политику. Были открыты курсы по подготовке мусульманских священнослужителей. В 1947 г. впервые государство выделило средства на хадж. В Анкарском университете был открыт богословский факультет. Но самым важным реше­нием властей стал отказ от однопартийной системы. В 1945 г. ВНСТ приняло законы, открывавшие путь многопартийности». Либерализация политической жизни была обусловлена целым рядом причин.

«Значительным было влияние на это внешних факторов: разгрома держав «оси», курса Турции на сближение с Западом и желания послед­него наблюдать в Турции трансформацию политической системы по за­падному образцу. Вместе с тем, определяющими все же были причины внутреннего характера. Переход к многопартийной системе был подготов­лен всем ходом развития турецкого общества и направленностью кемалистских реформ на вестернизацию. После войны в среде буржуазии, верх­них эшелонах бюрократии и официальных политических кругах образо­вался некий консенсус относительно целесообразности такого перехода» (Турецкая республика, с. 66).

Послевоенные годы принесли Турции коренные изменения во внешней политике. Еще в последние месяцы войны ухудшились советско-турецкие отноше­ния. В марте 1945 г. СССР денонсировал советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете 1925 года. Свои действия СССР мотивировал прогерманским характером нейтралитета Турции и нарушением ею ре­жима Проливов, когда немецкие военные корабли несколько раз проходили через Босфор и Дарданеллы. В августе 1946 г. СССР направил Тур­ции ноту с предложениями о пересмотре конвенции о проливах 1936 г., в том числе обеспечении их безопасности совместными средствами СССР и Турции, что означало размещение на территории Турции советских военных баз. Кроме того СССР косвенно выражал и территориальные претензии к Турции – речь шла о восточных провинциях входивших до революции в состав Российской империи. Поддерживаемая США и Великобританией, Турция категорически отвергла советские предложения. Таким образом, начинается сближение с западными державами и наступает конец эпохи нейтралитета и балансирования.

Уже в 1947 г. Турция стала получать американскую военную помощь, оказавшись под действием «доктрины Трумэна». В 1948 г. была достигнута договоренность об экономическом сотрудничестве с США в рамках «плана Маршалла». Турции были предоставлены государственные займы и кредиты на поставки вооружения и военных материалов. Также Турция становится чле­ном таких международных финансовых организаций, как МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития).

Тем временем продолжалась либерализация общественно-политической жизни. Уже в 1945-1946 гг. было образовано до полутора десятка политических партий различных направлений. Но мелкие партии не могли составить серьезную конкуренцию НРП. Реальной оппозицией правящему режиму стала Демократи­ческая партия (ДП), руководство которой составили исключенные из НРА политические деятели, среди которых следует выделить бывшего главу правительства при Ататюрке Джеляля Баяра. Эту партию поддержали крупные землевла­дельцы и верхушка торгово-промышленного капитала. Демократы выступала за ограниче­ние политики этатизма, за поощрение частной инициативы, за либе­рализацию экономики. Также ДП намеревалась смягчить крайние проявления лаицизма, что впрочем как уже было отмечено начала делать и НРП.

На парламентских выборах в мае 1950 г. Демократи­ческая партия нанесла НРП сокрушительно поражение, получив 408 депутат­ских мест в ВНСТ против 69 у НРП. Наступил период единоличного правления ДП вплоть до мая 1960 г. Дж. Баяр становится президентом республики, а правительство чуть позже возглавил адвокат Аднан Мендерес.

Первые годы правления Демократической партии были успешными для турецкой экономики, рост ВВП составлял до 11% в год. Особенно интенсивно развивалось сельское хозяйство, строилось множество объектов инфраструкту­ры: дороги, порты, аэродромы. Важную роль в развитии играла иностранная экономическая помощь и внешние заимствования. Позже выявились и негативные стороны проводимой ДП экономической политики - массовое разорение мало­имущих крестьян и их миграция в города, рост внешней задолженности, инфляция. С середины 1950-х гг. темпы роста снизились более чем в два раза, а концу десятилетия начался спад. Наиболее трудным стало положение госслужащих и работников госсектора экономики, где зарплаты практически не росли. Правительство слишком часто стало прибегать к займам, в результате чего в 1958 г, Турция оказалась не в состоянии платить по внешним долгам.

ДП продолжила внешнеполитический курс НРП на дальнейшее сближение с западными державами и, прежде всего, США. Турецкие войска приняли участие в боевых действиях на Корейском полуострове, что позволило Турции в 1951 г. вступить в НАТО. Открыто проамериканский курс вызывал недовольство среди различных слоев турецкого общества, но власти наложили запрет на обсуждение внешней политики.

Не было ничего нового и в дальнейшем послаблении политики лаицизма, как уже было сказано выше, правительство НРП еще в 1940-е гг. также пошло на значительные уступки верующим. В 1950-е гг. был отменен запрет на азан (призыв к молитве с минаретов мечетей) на арабском языке, были открыты новые школы имам-хатыбов, в школьной программе появились уроки религии. Но здесь следует отметить, что руководители ДП, и в особенности премьер-министр А. Мендерес пользовались авторитетом и уважением среди верующих турок, и в тоже время вызвали раздражение у прокемалистски настроенных слоев общества – светской интеллигенции и военных.

К концу 1950-х гг., когда ухудшилась экономическая ситуация, ДП партия стала терять популярность. Напротив, активизировала свою деятельность оппозиционная НРП. Однако ДП не была готова отдать власть в честной конкурентной борьбе. Власти отвечали на протесты репрессиями и принятием неконституционных законов, препятствующим деятельности оппозиции. Весной 1960 г. начались массовые выступления против политики правительства ДП. Особенно активно в протестных действиях принимало участие студенчество. Однако власти не уделяли им должного значения, полагая, что это лишь проявление недовольства меньшинства. Полиция открывала огонь по демонстрантам, были жертвы.

27 мая 1960 г. восставшие части столичного гарнизона установили контроль над Анкарой. Переворот был подготовлен группой офицеров среднего звена, одним из организаторов заговора был полковник Алпарслан Тюркеш. Были арестованы президент, премьер-министр, министры и не поддержавшие переворот генералы. Власть перешла в руки Комитета национального единства (КНЕ) в составе 38 офицеров и генера­лов во главе с примкнувшим к восставшим бывшим начальником генерального штаба генералом Дж. Гюрселем. Демократическая пар­тия была запрещена, а ее руководители преданы суду. В итоге решением военного суда в сентябре 1961 г. А. Мендерес и два министра были приговорены к смертной казни и позже повешены. Остальные бывшие руководители государства и Демократической партии получили различные сроки тюремного заключения, однако никто из них не досидел свой срок до конца. И сам переворот и последовавшая за ним расправа до сих пор вызывают неоднозначную реакцию в турецком обществе.

Первые месяцы после военного переворота в Турции наблюдалась ситуация неопределенности.

«КНЕ не был един, в нем выделились две соперничавшие группиров­ки. Одна из них - умеренная или консервативная, по существу проводя линию НРП, выступала за скорейшие парламентские выборы и возвраще­ние таким образом власти партиям, т.е. НРП, основной соперник которой сошел с политической арены. Другую группировку представляли мелко­буржуазные радикалы, которые, вдохновляясь примером некоторых араб­ских стран, в том числе режимом А.Г.Насера в Египте, считали необходи­мым сохранить на длительный срок военную диктатуру. Они выступали за ограничение позиций крупного капитала, осуществление демократических реформ, более независимую от Запада внешнюю политику» (Турецкая республика, с. 68).

Новые власти приняли ряд мер по оздоровлению экономики, решению социальных проблем, а также пытались скорректировать внешнюю политику:

ослабить во­енно-политическую зависимость от США и НАТО, укрепить связи с развивающимися странами, улучшить от­ношения с соседними государствами, в первую очередь с СССР. Все эти тенденции были связаны преобладающим влияние радикалов на внут­реннюю и внешнюю политику КНЕ. Но уже в ноябре 1960 г. радика­лы были выведены из состава комитета и высланы из Турции. В начале 1961 г. начало работать Учредительное собрание, подготовившее проект новой конституции, которая была принята на референдуме в июле 1961 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.