Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Период правления Абдул Хамида II 1876-1908(1909).



В целом годы правления этого султана в исторической литературе оценивают крайне негативно. Действительно в это время произошел откат назад от того пути модернизации, который был намечен еще Махмудом II, и был продолжен в годы Танзимата.

В эти годы Османская Турция представляла собой аграрную страну с крайне примитивным уровнем сельского хозяйства. Прогрессивному развитию аграрного сектора мешали крупное помещичье землевладение в сочетании с издольной арендой. Османские крестьяне находились под тяжелым налоговым прессом. Крайне тяжелой формой налога был – «ашар» - официально это десятина от урожая – на практике из-за вымогательства сборщиков и откупщиков доходила до 30-40% от произведенной крестьянами продукции. Негативную роль играло и вмешательство в сельское хозяйство иностранного капитала. Так, например, под иностранным (французским) контролем оказалась одна из доходнейших отраслей аграрного сектора – табаководство. Иностранный капитал был заинтересован в дешевом сельскохозяйственном сырье и стремился к сохранению обеспечивающих эту дешевизну полуфеодальных и феодальных методов эксплуатации крестьян Османской империи.

К немногим достижениям периода правления Абдул Хамида II можно было бы отнести создание сети транспорта и связи. Налаженная работа транспорта и средств связи должны были сцементировать Османскую империю, а также укрепить власть самого султана. С 1885 по 1908 г. протяженность железных дорог выросла в 10 раз и составила 4 тыс. км. Однако строительство железных дорог обошлась очень дорого казне и рядовым налогоплательщикам.

Промышленное развитие Османской империи также оставляло желать лучшего. Собственно Турция, как и вся территория Османской империи, обладала огромными природными ресурсами, но доходы от них были минимальны. Дело в том, что горнодобывающая промышленность контролировалась иностранными компаниями. Главным образом английские и французские компании владели концессиями на добычу каменного угля, разработку залежей руд бора, меди, марганца.

Внутренняя политика Абдул Хамида II после роспуска меджлиса и вплоть до 1908 г. была направлена на создание жесточайшего авторитарного режима, подавление свобод, дарованных во времена Танзимата и конституцией, борьбой против всякого инакомыслия. В начале своего единоличного правления султан расправился с «новыми османами» - сторонниками конституции, прежде всего с «отцом конституции» бывшим великим визирем Мидхат-пашой. Были поставлены под жесткий контроль учебные заведения. Ведена жесточайшая цензура печати. К началу века из 50 газет и журналов, издававшихся в Стамбуле, осталось только три газеты на турецком языке. В отечественной науке принято считать, что тридцатилетний период правления Абдул Хамида II стал одной из самых мрачных страниц в истории Турции. Подобной точки зрения придерживались и придерживаются и многие турецкие исследователи.

После Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., и вплоть до конца правления Абдул Хамида II Османская империя не вела больших войн, которые бы кончались потерей значительных территорий. И в эти годы даже могло сложиться впечатление, что во время правления сурового султана процесс распада империи приостановился. Но это была лишь видимость, империя трещала по швам: тенденции к отделению от Стамбула проявлялась на Балканах, в арабских странах, и на востоке Анатолии. В это время Малая Азия представляла собой очень пеструю в этническом отношении территорию, здесь наряду с турками проживали греки, курды, армяне, лазы, значительную группу составляли, прибывшие из Росси «черкесы» - представители разных кавказских народов, вынужденные покинуть родные земли в ходе кавказских войн. При том почти везде все перечисленные народы проживали не изолированно, а рядом друг с другом. Так было и на востоке Анатолии, где бок о бок жили турки, армяне и курды. Как уже было сказано, армяне были экономически активной частью османского общества. Они занимались ремеслами, торговлей, многие представители армянской буржуазии были тесно связаны с европейским капиталом, а некоторые даже имели иностранное подданство. Вполне естественное желание армян развивать самобытную культуру, вылилось в требование территориальной автономии в местах компактного проживания в восточно-анатолийских вилаетах Османской империи (Эрзерум, Ван, Битлис, Диярбакыр и др.). При том армяне заручились поддержкой держав, и, требование провести реформы в этих районах содержались в тексте Берлинского договора. Однако, практика проведения подобных «реформ» с предоставлением автономии в итоге вела к полному отторжению регионов от империи, таким способом, через автономию, в итоге получили независимость Сербия, Болгария и др. Отсюда становится понятным жесткое противодействие Порты попыткам армян создать автономию в восточной Анатолии. Армянские революционные организации развернули вооруженную борьбу против властей, а также против мирного мусульманского населения: турок и курдов. Ответные действия османского государства преподносились в общественном мнении европейских стран как «массовое истребление христиан», при том судьба погибших от рук армянских боевиков мирных мусульман в расчет не принималась. Наибольшего размаха террор армянских революционных комитетов достиг в 90-е гг. XIX в. И террор этот не ограничивался восточными районами Анатолии, в 1896 г. было совершено нападение на Османский банк в Стамбуле. А в 1905 г. там же армянские боевики организовали покушение на Абдул Хамида II.

Не менее сложной была обстановка на Балканах. По Берлинскому договору Турции вернули большую часть из занятых русской армией балканских владений. На Западе эти территории именовались Македония, а для Османской империи это была историческая область Румелия (ныне это владения Болгарии, Македонии, Греции Албании и Косово, и лишь небольшая часть осталась за Турцией).

Во внешней политике после Берлинского конгресса, который подвел итоги русско-турецкой войне 1877-1878 гг., наметилась переориентация Османской империи от сотрудничества с Англией и Францией в сторону союза с Германией. Германии была предоставлена концессия на строительство и дальнейшую эксплуатацию, сроком на 99 лет, железной дороги от Багдада до Берлина. Кроме того, германский капитал проявлял большую активность и в других сферах османской экономики, в то время как немецкие офицеры занимались обучением турецкой армии. В 1883 г. в Турцию прибыла германская военная миссия, которую в 1885 г возглавил генерал фон дер Гольц, который занял пост помощника начальника генерального штаба турецкой армии.

Фундаментом идеологии Османской империи при Абдул Хамиде II становится ислам, или как было принято в отечественной литературе «реакционная доктрина панисламизма». По все видимости уже в начале своего правления султан осознавал бесперспективность дальнейшего развития концепции «османизма». Реформаторы эпохи Танзимата надеялись сплотить вокруг этой идеи всех подданных империи вне зависимости от происхождения и вероисповедания. Но после Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., и последовавшего за ней Берлинского конгресса, то есть после потери значительных территорий, мусульмане составляли около трех четвертей всего населения империи, таким образом, Османская держава стала по большей части мусульманским государством. Еще в XVIII в. османские правители закрепили за собой титул халиф – то есть повелитель всех правоверных (по крайней мере духовный лидер всех мусульман суннитов). При Абдул Хамиде II титул «халиф» становится даже важнее чем «султан» (правильнее «падишах» - то есть император). Панисламизм – как идеология о единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной принадлежности и вне зависимости от проживания в разных странах был привлекателен для Абдул Хамида II как в его внутренней, так и во внешней политике. Утверждая себя в качестве халифа – правопреемника всех халифов от Абу Бакра до последних Аббасидов – Абдул Хамид II подтверждал легитимность османского правления в арабских провинциях империи. Во внешней политике Абдул Хамид II стремился выступать в качестве лидера всего исламского мира, делал все, что бы его воспринимали как защитника и покровителя всех мусульман в мире. Идеи о единстве мусульманских народов во многом были заимствованы из учения Джемаледдина аль-Афгани[1], который долгое время жил в Стамбуле, где и скончался в 1897 г. Абдул Хамиду II импонировала выдвинутая аль-Афгани концепция «праведного» правителя, но идея об ограничении абсолютной власти парламентом безусловно никак не могла найти понимание у турецкого султана. Одним из немногих успешных проектов связанных с идеологией панисламизма можно назвать строительство Хиджаской железной дороги, завершившейся в 1908 г. Деньги на ее строительство собирались почти во всех странах, где проживали мусульмане.

«Строительство этой дороги явилось одним из престижнейших проектов времен Абдулхамида, став масштабным пропагандистским актом. Однако его реализация вызвала открытое сопротивление бедуинских племен и арабских шейхов. В строительство этой дороги, не смотря на большие жертвы, внесли значительный вклад многие исламские общины; оно стало ярким свидетельством того, что политика Абдулхамида была обращена ко всем исламскому миру» (История Османского общества, с. 86)

Не смотря на жесткие репрессии Абдул Хамиду II так и не удалось подавить оппозиционное движение. На смену новым османам пришло следующее поколение борцов за конституцию, которых стали именовать младотурками. Началом организованного сопротивления режиму Абдул Хамида II стал 1889 г. Тогда была создана подпольная организация в военно-медицинском училище в Стамбуле. И в том же году активизировалось конституционное движение в эмиграции, когда во Францию эмигрировал сын крупного чиновника Ахмед Риза бей. С 1895 г. он начал издавать газету «Мешверет», которую тайно провозили на территорию Османской империи. К движению за восстановление конституции примкнули и представители организаций нетурецких народов Османской империи: армян, македонцев, албанцев и др. В 1902 г. в Париже состоялся первый съезд оппозиционных сил, на котором выявились серьезные расхождения во взглядах о будущем обустройстве Османской империи. Следует выделить два основных направления — группа сторонников Ризы бея и сторонников принца Сабахэттидина. Первый выступали за решающую роль сильного государства в деле дальнейшего развития османской империи, вторые напротив главным двигателем прогресса видели частную инициативу. Риза бей являлся сторонником унитарного устройства Османской империи, где все народности будут иметь равные права, в то время как принц Сабахэтдин, будучи тесно связан с нетурецкой османской буржуазией, был готов к предоставлению территориальной автономии некоторым регионам с нетурецким населением. И, наконец, последователи Ризы бея выступали за абсолютную самостоятельность и независимость Османского государства как в вопросах внешней, так и внутренней политики, в то время как единомышленники принца Сабахэтдина были не против вмешательства внешних сил (то есть европейских держав) во внутренние дела империи. В итоге сторонники Ризы бея составили организацию «Единение и прогресс», а последователи принца Сабахэтдина объединились в «Общество частной инициативы и децентрализации».

Новый виток активизации борьбы с режимом Абдул Хамида II начинается в 1905 г., что было вызвано как внутренними причинами – призыв на военную службу в связи с кампанией в Йемене, налоговый гнет и др., а также внешним влиянием – революции в России и Иране. По регионам азитской части Турции — Анатолии прокатилась череда восстаний. Волнения происходили в Синопе, Самсуне, Сивасе, Кайсери и других городах, но наиболее серьезным и организованным стало сопротивление властям с Эрзеруме, где около двух лет в 1906-1907 гг. фактически было двоевластие. Сторонники Ризы-бея делали ставку на привлечение в свои ряды чиновников, военных, не вели массовую пропаганду среди населения, и к восстаниям в Анатолии не имели никакого отношения, напротив последователи принца Сабахэтдина имели своих представителей в восставших регионах и оказывали влияние на происходившие события.

Важнейшим событием, коренным образом повлиявшим на судьбу Османской империи, стало возникновение в 1906 г. тайной младотурецкой организации в Салониках, которая позже станет известна как Салоникский комитет партии «Единение и прогресс». Активную роль в этой организации играли почтовый служащий Мехмед Талаат и майор Исмаил Энвер. В течение менее чем двух лет Салоникский комитет смог сагитировать на свою сторону множество офицеров расквартированной в Македонии армии — одной из наиболее боеспособных частей вооруженных сил Османской империи. Одним из таких военных вступивших в ряды младотурок был Мустафа Кемаль – будущий первый президент Турецкой республики.

В 1907 г. в Париже состоялся второй объединенный съезд оппозиционных к режиму Абдул Хамида II организаций, кроме «Единение и прогресс» и «Общества частной инициативы и децентрализации», в нем приняли участия революционные организации армян, македонцев и др. народностей Османской империи. На съезде было принято решение начать подготовку к вооруженному восстанию против власти султана, с требованием восстановления конституционного правления. Практическая работа по подготовке восстания была возложена на Салоникский комитет «Единение и прогресс». Первоначально восстание планировалось на 1909 г.

Однако события стали развиваться стремительно и вынудили лидеров младотурок ускорить начало восстания. Под давлением великих держав, прежде всего Англии и России в Македонии (где были сосредоточены основные силы младотурок) готовились «реформы», и предполагался ввод иностранных войск. Поэтому было решено начать вооруженное выступление в начале июля 1908 г. Сначала 3 июля выступили небольшие отряды, состоявшие в основном из военнослужащих, под предводительством офицеров Ниязи-бея и Энвер-бея, но уже к 23 июля почти все воинские части, расквартированные в Македонии, примкнули к восстанию. В тот же день Салонкский комитет обратился к Абдул Хамиду II с требованием немедленно ввести конституционное правление, в противном случае выдвигалась угроза похода революционных войск на Стамбул. При том требования отречения самого султана не было. В итоге Абдул Хамид II согласился с требованиями восставших — было введено конституционное правление и назначены выборы в парламент - Меджлис.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.