При подаче спасательного круга тонущему необходимо:
- с берега - взять круг с внутренней стороны, принять положение устойчивого равновесия, сделать 1 - 2 размаха на уровне плеча с таким расчетом, чтобы он упал плашмя на близком расстоянии от тонущего;
- с катера на ходу - соблюдая положение устойчивого равновесия бросать круг со стороны того борта, каким катер подходит к тонущему;
- со шлюпки – встать в середине так, чтобы средняя банка была между ног, лодку развернуть кормой или носом к тонущему, затем бросить круг.
При подаче спасательного конца Александрова надеть малую петлю на левую руку, а в правую взять большую петлю с поплавком и набрать 4 - 5 шлагов троса и, приняв положение устойчивого равновесия, сделать 2 - 3 круговых размаха, бросить его поплавками вверх, по направлению к тонущему.
При снятии людей с затопленных зданий, сооружений, деревьев с использованием плавсредств необходимо:
- подходить к зданию (дереву) на малой скорости. против течения, с безопасной стороны;
- замерить глубину воды на подходе и непосредственно у здания, убедиться в отсутствии подводных препятствий;
- надежно закрепить плавающее средство;
- закрепить страховочный трос для страховки спасаемых при посадке;
- при невозможности подойти к дому (дереву) вплотную для посадки могут быть использованы плавающий мостик (канаты), или посадка производится вплавь, женщины и дети страхуются спасателями;
- посадка осуществляется по одному;
- поднимать пострадавших на борт плавсредства в условиях сильного ветра со стороны подветренного борта, в месте, укрытом от действия ветра и волн;
- запрещается перегружать плавающее средство сверх установленной грузоподъемности, садиться на борта, ходить и меняться местами во время движения; размещение спасенных осуществляется в строгом соответствии с указаниями старшего;
- всем спасенным по мере посадки немедленно одеть индивидуальные спасательные средства, разъяснить требования безопасности, поддерживать строгую дисциплину; спасатели размещаются вдоль бортов и на корме;
- при высадке пострадавших отметить время прибытия;
- при движении в зоне затопления вести наблюдение в целях исключения столкновений с затопленными местными предметами, плывущими льдинами, бревнами, деревьями, предупреждения повреждения и переворачивания плавсредств.
При спасении пострадавших, находящихся на поверхности воды, из-под воды вплавь необходимо:
- перед прыжком в воду снять с себя лишнюю одежду, вывернуть карманы, выбрать кратчайшее расстояние до тонущего с учетом направления течения, сделать глубокий вдох, совершить прыжок в воду, не производя глубокого погружения;
- подплыть к тонущему сзади и взять его за голову или под мышки. Если тонущий схватил спасателя за руки, препятствуя буксировке, сжать кисти рук и резким движением повернуть их в сторону больших пальцев тонущего. Чтобы освободиться от захвата за туловище спереди, упереться коленом в живот тонущего, ладонью нажать ему на подбородок и резким толчком ноги оттолкнуть от себя. Для освобождения от захвата за шею сзади - толкнуть тонущего под локоть и повернуть его руку назад за спину;
- если тонущий скрылся под водой – определить место поиска по последнему появлению тонущего на поверхности с учетом течения. Если утонувший лежит на грунте лицом вниз, подплывать к нему следует со стороны ног, если он лежит вверх лицом, подплывать следует со стороны головы. В обоих случаях следует брать пострадавшего под мышки, удерживая над собой. Для всплытия - оттолкнуться от грунта и вынести спасаемого на поверхность, затем осмотреться и кратчайшим путем доставить его к берегу или плавсредству;
- при спасении вплавь спасатель должен быть прикреплен к плавсредству страховочным фалом;
- плавая против волны при спасении пострадавших, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее. Можно набрать воздуха при большой волне и нырнуть под нее. Попав на волну, необходимо следить за тем, чтобы вдох приходился в промежутках между ударами волн;
- в случае попадания в быстрое течение не следует с ним бороться (это приведет к потере сил), а спокойно плыть по течению и, выбрав время и место, приблизиться к берегу, плавсредству;
- для предупреждения переохлаждения не превышать допустимо безопасное время пребывания в воде, периодически проводить перерыв между спусками (табл. 7.2);
- спасение пострадавших вплавь производить при глубине потока до 1,5 м и скорости течения до 2 м/с.
При спасении пострадавших с использованием легководолазного снаряжения перед спуском в воду необходимо:
- изучить характер работы и условия, в которых предстоит ее выполнять;
- измерить глубину, скорость течения и температуру воды, ознакомиться с прогнозом погоды;
- определить необходимое легководолазное снаряжение, средства обеспечения спуска и воздухоснабжения, инструмент и оборудование;
- рассчитать требуемое количество воздуха и материалов;
- проверить исправность и комплектность основного и страхующего снаряжения, средств спуска.
Таблица 7.2
Безопасное время пребывания в воде
Температура воды, 0С
Без изолирующей одежды
В изолирующей одежде с одним комплектом
шерстяного белья
время пребывания, ч
необходимый перерыв между спусками, ч
время пребывания, ч
необходимый перерыв между спусками, ч
Более 24
0,5
-
один раз в сутки
18-24
4-7
2-0,5
-
то же
16-18
3,5
более 2
то же
13-15
до полного согревания
то же
10-12
то же
3,5
7-9
0,5-1
то же
4-6
0,5-0,25
то же
1,5
До 3
0,07
то же
В ходе выполнения спасательных работ спасатель - водолаз обязан:
- не превышать допустимо безопасное время пребывания в воде, периодически производить перерыв между спусками;
- погрузившись в воду, не отходя от трапа или беседки, убедиться в исправности телефонной (УКВ) связи и в хорошем воздухоснабжении, проверить герметичность снаряжения и только после этого начать погружение на глубину;
- спускаться с борта плавсредства в воду на сигнальном или каком-либо другом конце, а также прыгать с борта (трапа) в воду запрещается;
- обеспечивающий (страхующий) должен потравливать сигнальный конец, не выпуская его из руки и не давая слабины. Если сигнальный конец получил сильное натяжение, погружение следует прекратить и запросить пловца о самочувствии;
- достигнув заданной глубины, дать сигнал наверх "чувствую себя хорошо". Выполняя спасательные работы постоянно контролировать свое самочувствие, снаряжение, изменения окружающей обстановки и время пребывания под водой. При срабатывании указателя минимального давления прекратить работу, дать сигнал на поверхность и начать подъем. Периодически проверять, свободны ли сигнальный конец и шланг;
- при возникновении неисправностей снаряжения или плохом самочувствии прекратить работу, доложить командиру спуска и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями.
При спасении пострадавших, провалившихся под лед, необходимо:
- прежде чем сойти с берега на лед внимательно осмотреться, наметить маршрут движения. Опасно выходить на лед с крутых берегов, в тех местах, где река имеет быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, тростников, где ручьи впадают в водоем или около берега бьют ключи, в местах стока в водоем теплых промышленных сбросов;
- при оказании помощи провалившимся под лед приближаться к нему лежа с раскинутыми в стороны руками и ногами, опираясь на шест или доску; при использовании лыж они должны быть отстегнуты, петли палок на руки не наматывать;
- для оказания помощи пострадавшему используют доски, лестницы, шесты, веревки, багры. Если этих средств под руками нет, то два - три спасателя ложатся на лед и цепочкой передвигаются к тонущему, удерживая друг друга за ноги, а первый подает ему ремень, одежду и т.п.
При спасении пострадавших из-под воды зимой с использованием аквалангистского снаряжения необходимо:
- принять меры, предупреждающие образование в шланговых соединениях ледяных пробок, обмерзание дыхательных и травящих клапанов снаряжения (их необходимо поливать горячей водой и продувать воздухом);
- водолазные шланги продуть сжатым воздухом;
- воздух в баллоны накачать заранее;
- принимать меры к сохранению прочности ледяного покрова у места спуска;
- быть внимательным при работе под водой к шумам воздуха (при образовании ледяных пробок шум изменяется); если подача воздуха прекратилась, работу следует приостановить и доложить об этом командиру спуска для принятия срочных мер [7].