Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Структура рынка



ТЕСТ 1. Определите, верны (В) или не верны (Н) следующие утверждения:

1. Понятие «рынок» относится к числу базовых понятий экономической теории, но не теории отраслевых рынков.

2. Отрасль – это совокупность предприятий и фирм, производящих одинаковую или похожую продукцию и использующих родственные технологии производства.

3. Рынок объединяется близостью используемых технологий и товаров, а отрасль – общностью удовлетворяемых потребностей.

4. Отрасль и рынок почти всегда понятия тождественные.

5. При определении границ рынка используются разные подходы, в том числе по критерию перекрестной эластичности спроса, по критерию перекрестной эластичности предложения, географический критерий границ рынка.

6. Перекрестная эластичность предложения определяется как соотношение процентного изменения объема продаж смежных товаров к процентному изменению цены данного товара.

7. Структура рынка определяется главным образом характером распределения конкурирующих фирм и представляет собой три типа рынков: тесную олигополию, слабую олигополию, монополистическую конкуренцию.

8. Тесная олигополия имеет место в том случае, если четыре крупнейшие фирмы контролируют около 90% рынка.

9. Доминирование, как модель олигополистической конкуренции, возникает на рынках, где четыре крупнейшие компании контролируют 50-70% рынка.

10. Слабая олигополия возникает, если 4 крупнейшие фирмы контролируют 50% рынка.

11. При расчете уровня концентрации, если одна или несколько фирм доминируют на рынке, то число малых фирм не имеет значения.

12. Показатель концентрации (показатель собственной доли фирмы на рынке) – это доля фирмы в общем объеме продаж.

13. В качестве показателя концентрации может быть введен индекс концентрации, определяемый как сумма долей n крупнейших фирм, действующих на рынке и рассчитываемый по формуле

14. Индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается по формуле:

15. Чтобы определить увеличение значения индекса Херфиндаля-Хиршмана при слиянии двух фирм, необходимо их рыночные доли перемножить, а полученный результат удвоить.

16. Индекс Джини представляет собой отношения площадей S1 и S2, где S1 – площадь, ограниченная кривой и реального распределения и идеальной версией Лоренца, а S2 – треугольник абсолютно равномерного (идеального) распределения.

17. Чем выше значение индекса Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами на рынке и тем выше уровень концентрации.

18. Индекс Джини будет иметь практически равные значения при существовании на рынке двух продавцов и при распределении рынка между десятью тысячами продавцов.

19. Барьеры входа на рынок можно разделить на стратегические и тактические.

20. К стратегическим барьерам, блокирующим вход на рынок, можно отнести особенности технологии производства отраслевого продукта.

21. Долгосрочная политика формы в области расходов на исследования, разработки, научно-технические и организационные инновации может быть отнесена к так называемым нестратегическим барьерам входа на рынок.

22. Стратегические барьеры входа на рынок включают в себя патентную политику фирмы, а также вертикальную интеграцию и дифференциацию продукции.

23. Чтобы обеспечить стратегические барьеры фирма должна учитывать поведение международных экономических организаций, а также национального правительства в реализации экономической политики и формировании долгосрочных международных и национальных экономических перспектив.

24. Положительная отдача от масштабов производства есть главный стратегический барьер входа на рынок.

25. Минимально эффективный выпуск продукции – это объем выпуска, при котором положительная отдача от масштабов производства сменяется постоянной или убывающей отдачей в долгосрочном периоде.

26. При наличии в отрасли фирм, которые производят товар с издержками большими, чем минимальное значение LATC, вследствие ценовой конкуренции эти фирмы не терпят убытков и продолжают производство.

27. Опережающая вертикальная интеграция предполагает, что фирма может выступать как собственник предприятий ранних стадий производственного процесса.

28. Запаздывающая интеграция (интеграция первого типа) предполагает, что фирма может выступать как собственник предприятий поздних стадий производственного процесса.

29. Диверсификация деятельности фирмы отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками.

30. Показатели монопольной власти обычно основаны на сопоставлении цены и предельных издержек фирмы, оценке её прибыли.

ТЕСТ 2. Выберите правильный вариант ответа:

1. Товары, скорее всего, принадлежат к одному рынку, если:

А. Они являются взаимодополняющими друг друга и имеют высокую перекрестную эластичность.
Б. Они являются взаимодополняющими друг друга и имеют низкую перекрестную эластичность.
В. Они являются взаимозаменяющими друг друга и имеют высокую перекрестную эластичность.
Г. Они являются взаимозаменяющими друг друга и имеют низкую перекрестную эластичность.

 

2. Доминирование на рынке предполагает:

А. Что четыре крупнейшие фирмы контролируют 30% рынка.
Б. Что четыре крупнейшие фирмы контролируют 90% рынка.
В. Одна из фирм имеет долю в диапазоне 40-70% рынка.
Г. Нет верного ответа.

 

3. Тесная олигополия будет иметь место в том случае, если:

А. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 30% рынка.
Б. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 90% рынка.
В. Одна из фирм имеет долю в диапазоне 40-70% рынка.
Г. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 30-40% рынка.

 

4. Слабая олигополия:

А. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 30% рынка.
Б. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 90% рынка.
В. Одна из фирм имеет долю в диапазоне 40-70% рынка.
Г. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 35-40% рынка.

 

5. Концентрация как элемент структуры рынка будет характеризоваться:

А. Объединением рыночных долей крупнейших фирм на рынке.
Б. Уровнем и качеством взаимоотношений между олигополистами.
В. Равенством/неравенством взаимных прав членов олигополистической группыгруппы.
Г. Все ответы верны.

 

6. Показатель концентрации, характеризующийся суммой долей n крупнейших фирм, действующих на рынке, это:

А. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Б. Индекс Джини.
В. Индекс концентрации.
Г. Индекс Лоренца.

 

7. Если на рынке действуют четыре крупные фирмы, имеющие соответственно рыночные доли 38%, 25%, 15% и 12%, то индекс концентрации для них составит:

А. 22,5
Б.
В.
Г.

 

8. Для рынка, рассмотренного в предыдущем примере индекс Херфиндаля-Хиршмана составляет:

А. 22,5  
Б.  
В.  
Г.  

 

9. Сравните два рынка, используя индекс концентрации. На первом рынке действуют четыре равновеликие фирмы, имеющие равные доли рынка. На втором рынке – три равновеликие фирмы с одинаковыми долями рынка.

А. На первом рынке степень концентрации выше.
Б. На втором рынке степень концентрации выше.
В. Степень концентрации на обоих рынках одинакова.
Г. Использование только одного заданного критерия не дает возможности однозначно охарактеризовать степень концентрации предложенных рынков.

 

10. Для предыдущего случая оцените степень концентрации по индексу Херфиндаля-Хиршмана:

А. На первом рынке степень концентрации выше.  
Б. На втором рынке степень концентрации выше.  
В. Степень концентрации на обоих рынках одинакова.  
Г. Использование только одного заданного критерия не дает возможности однозначно охарактеризовать степень концентрации предложенных рынков.  

 

11. График предельного продукта для конкурентной фирмы:

А. Совпадает с графиком спроса на её продукт.
Б. Лежит ниже графика спроса.
В. Лежит выше графика спроса.
Г. Совпадает с кривой предложения отдельной фирмы, т.е. с графиком её предельных издержек.

 

12. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана ≤1000, то имеет место:

А. Тесная олигополия.
Б. Слабая олигополия.
В. Чистая монополия.
Г. Совершенная конкуренция.

 

13. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) равен 1000, то имеет место:

А. Тесная олигополия.
Б. Слабая олигополия.
В. Чистая монополия.
Г. Совершенная конкуренция.

 

14. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) равен 0, то имеет место:

А. Тесная олигополия.
Б. Слабая олигополия.
В. Чистая монополия.
Г. Совершенная конкуренция.

 

15. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) больше 1800, то имеет место:

А. Тесная олигополия.
Б. Слабая олигополия.
В. Чистая монополия.
Г. Совершенная конкуренция.

 

16. Величина изменения (в процентах) объема продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:

А. Коэффициент перекрестной эластичности предложения.
Б. Коэффициент Лернера.
В. Коэффициент Тобина.
Г. Коэффициент Папандреу.

 

17. Идеальное распределение рыночных долей между фирмами будет характеризоваться:

   
   
А. Выпуклой от биссектрисы кривой.
Б. Прямой ОА.
В. Отрезком ОВ.
Г. Отрезком АВ.

 

18. В случае слияния двух фирм, имеющих рыночные доли 10 и 15% соответственно, индекс Херфиндаля-Хиршмана увеличится на:

А. 300.
Б. 250.
В. 225.
Г. 100.

19. В случае существования монополии кривая Лоренца будет представлена:

   
А. Выпуклой от биссектрисы кривой.
Б. Прямой ОА.
В. Отрезком ОВ.
Г. Отрезком АВ.
Д. Ломаной ОВА

 

20. Если на рынке имеет место монополия, то значение индекса Джини составит:

А. 1.
Б. 0.
В. 0<Индекс Джини<1.
Г. В этом случае его невозможно рассчитать.

 

21. К нестратегическим барьерам входа/выхода на рынок не относятся:

А. Предпочтения потребителей.
Б. Иностранная конкуренция.
В. Патентная политика.
Г. Технология производства.

 

22. Стратегические барьеры входа/выхода включают все нижеперечисленные, кроме:

А. Динамики спроса.
Б. Стратегическое ценообразование.
В. Стратегическая, долгосрочная политика в области расходов на НИОКР.
Г. Вертикальная интеграция.

 

23. Вертикальная интеграция предполагает:

А. Объединение в рамках одной фирмы предприятий единой вертикальной производственной цепочки.
Б. Объединение в рамках одной фирмы одинаковых, однотипных по деятельности предприятий.
В. Объединение в рамках одной фирмы предприятий, не связанных единой технологической цепочкой и выпускающих несвязанные друг с другом по потребительским качествам товары.
Г. Объединение в рамках одной фирмы предприятий, не связанных единой технологической цепочкой, но выпускающих взаимозависимые друг от другом товары.

 

24. По формуле:

 

рассчитывается:

А. Коэффициент Бейна.
Б. Коэффициент Лернера.
В. Коэффициент Джини.
Г. Коэффициент Тобина.

 

25. По формуле:

 

рассчитывается:

А. Коэффициент Бейна.
Б. Коэффициент Лернера.
В. Коэффициент Тобина.
Г. Коэффициент Тобина.

 

26. Уровень доходности крупных фирм:

А. Значительно больше, чем у мелких, и отличается большей стабильностью.
Б. Значительно больше, чем у мелких фирм, но отличатся нестабильностью.
В. Значительно меньше, чем у мелких фирм, и отличается серьезной нестабильностью.
Г. Значительно меньше, чем у мелких фирм, но отличается большей стабильностью.

 

27. Если в долгосрочном периоде экономическая прибыль фирмы равны нулю, при этом наблюдается равенство цены и предельных издержек, то с наибольшей долей вероятности речь идет о:

А. Совершенной конкуренции
Б. Монополистической конкуренции.
В. Олигополии.
Г. Монополии.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.