Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты соответствующего типа следует предусмотреть в зависимости от присутствия в районах его проживания различных потенциально опасных объектов, особенно радиационно, химически, и биологически опасных, которые могут стать целями террористических атак. Кроме того, населению с возрастанием вероятности террористических актов целесообразно иметь набор перевязочных средств и медикаментов первой необходимости. В некоторых случаях, как показывает опыт, целесообразна также выдача на руки оружия населению, и организация отрядов самообороны.
Контроль обстановки.
Основной целью контроля обстановки является своевременное обнаружение подготовки различных терактов и последующее прогнозирование событий. Поскольку в настоящее время терроризм является глобальной проблемой, контроль целесообразно осуществлять как на международном уровне, так и внутри государства.
Главная задача контроля — выявление источников и путей финансовых потоков, питающих террористические группировки, снабжения их оружием и другими необходимыми для террористической деятельности средствами, Для этого на международном уровне могут привлекаться соответствующие структуры внешней разведки РФ, а внутри страны – структуры ФСБ и МВД. Полученные данные направляются в Национальный антитеррористический комитет субъекта борьбы, а также заинтересованным министерствам и ведомствам для прогнозирования обстановки, уточнения или принятия решения.
Для непосредственного контроля с целью предотвращения терактов на федеральном, региональном и территориальном уровнях, на таможнях и пропускных пунктах государственной границы, в аэропортах, на вокзалах и других подобных местах организуются посты контроля пассажиров, их ручной клади, режимного контроля, оснащение необходимыми приборами и системами. На потенциально опасных и особо важных объектах организуется также контроль персонала и прилегающих территорий с применением наиболее эффективных средств.
5. Создание оперативной системы оповещения и информации. Оповещение и информация населения о террористических актах ведётся по существующей системе оповещения о ЧС, по средствам массовой информации в кратчайшие сроки и в соответствии с инструкциями о правилах поведения в данной обстановке. При ЧС, вызванных крупномасштабными терактами, возможен вывод из строя энергетических систем и стационарных источников оповещения населения. Поэтому заблаговременно должна быть организована дублирующая система мобильных средств информации на автомобилях.
Подготовка населения к действиям в условиях угрозы, либо ЧС, обусловленных террористическими актами.
Подготовка населения должна осуществляться с учётом конкретных особенностей района, области, региона. В программу обучения групп (категорий) населения целесообразно включать такие вопросы:
- общие сведения о терроризме и правовая база борьбы с ним;
- действия по предупреждению и минимизации последствий терактов на данной территории (объекте);
- характеристика среды обитания (места жительства, работы) как места или объекта возможного теракта;
- действия при угрозе теракта и факту его совершения.
При этом следует рассматривать теракты различного характера и ликвидации их последствий.
В группах (категориях) руководящего состава органов исполнительной власти и управления РСЧС всех уровней должны отрабатываться вопросы организации защиты населения и территорий по различным вариантам.
Возможных терактов с учётом тесного взаимодействия с органами управления ФСБ, МВД и других ведомств, заинтересованных в этой области. По наиболее актуальным вопросам защиты в условиях совершения терактов, населению должны даваться рекомендации по правилам поведения в данных ситуациях и проводиться практические занятия.