Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характер социально-экономического развития. Раннефеодальное государство



В IX - первой половине XI вв. князья собирали дань со свободных общинников. Поэтому преобладание среди непосред­ственных производителей материальных благ свободных общин­ников, использование труда холопов и отсутствие феодальных вотчин послужило основанием для гипотезы о том, что Древне­русское государство еще не было феодальным.

Большинство исследователей считает Древнерусское госу­дарство раннефеодальным. Раннефеодальное общество не тожде­ственно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состоя­ния основные характерные черты феодальной формации. Но вме­сте с тем крестьянское население часть своего продукта отдавало князю и его дружинникам в виде дани.

Отсутствие феодальных вотчин компенсировалось распре­делением дани среди дружинников, которые были ядром господ­ствующего класса. Следовательно, совершенно очевидно, что в Древнерусском государстве будущее принадлежало феодальному укладу

K. этому времени, очевидно, сложились в основных своих формах феодальные производственные отношения. Феодальные производственные отношения характери­зуются господством крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отли­чие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, Отсюда личная зависимость кресть­янина от феодала, степень которой была различной — от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, полученную от феодала, крестьянин должен был отдавать ему часть своего труда или продук­тов. Это была земельная рента. Рента могла быть отрабо­точной (барщина), натуральной или денежной (оброк).

Складывание боярского землевладения шло несколькими путями:

1. князь жаловал своим дружинникам определенные территории для сбора дани и она впоследствии превратилась в наследственное владение

2. князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель

3. дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины класса феодалов

4. превра­щение в феодалов старой родо-племенной знати,

5. выделение из общин наиболее богатых общинников, «луч­ших людей»

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владелец вотчины назывался либо боярином, либо князем. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчи­нами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государ­ства великому князю

Все свободное население Киевской Руси носило назва­ние «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, «полюдье». Основная масса сельского населения называ­лась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме крепостной зависимо­сти/Одним из путей закрепощения свободного населения было закупничество Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть уро­жая, скота, деньги. Отсюда название этой категории феодально-зависимого населения — закупы. Закуп до­лжен был работать на феодала-кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые «холопами», или «че­лядью», которые пополнялись как из числа пленников, так и из числа разорившихся соплеменников.

 

Политический строй Древнерусского государства включал в себя как черты новой феодальной формации, так и старой, пер­вобытно-общинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. По всем вопросам князь советовался с дружи­ной. Дружинники могли спорить с князем и требовать от него боль­шей щедрости.

Старшие дружинники, наиболее уважаемые, составляли постоянный совет (думу) князя и именовались боярами. У неко­торых из бояр могла быть своя дружина. Княжеская дружина, де­лившая между собой дань, представляла зарождавшийся класс зем­левладельцев.

Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, харак­терного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения еще продолжали играть важную роль.

Князь и его дружина, занимаясь военным делом профес­сионально, обеспечивали защиту и безопасность остального на­селения, тем самым предоставляя соплеменникам свободу в вы­боре рода занятий. Княжеская власть была ограничена элементами сохранив­шегося народного самоуправления - народным вече. Народное собрание (вече) активно действовало в IX - XI вв. Народные ста­рейшины (старцы градские) участвовали в княжеской думе, и без их согласия князю было, видимо, трудно принять то или иное важ­ное решение.

Однако сосредоточение в руках князя военной и судебной власти ограничивало полномочия родовых и племенных старей­шин, основанные на традициях и обычаях уходящего в прошлое уклада.

Культура, общественная мысль и быт Киевской Руси

Для Киевской Руси был характерен высокий для того вре­мени уровень культуры.

Еще до принятия христианства на Руси была некая пись­менность ("черты и резы"), образцы которой сохранились на об­ломках глиняной посуды, камнях. С начала Х в. преобладающее распространение получила "кириллица" - система славянского пись­ма, разработанная для Моравии и Болгарии на основе греческого алфавита византийскими монахами - миссионерами братьями Ки­риллом (в миру Константин Философ) и Мефодием. После креще­ния Руси центрами письменности и книжного дела стали возник­шие монастыри, при которых создавались школы и библиотеки.

В XI в. грамотность проникает в среду феодалов. По сло­вам летописи, Ярослав Мудрый любил читать книги. Он создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский.

Первые дошедшие до нас русские книги относятся к XI в. Средневековая культура была элитарной. Книги были доступны лишь богатым людям. Стоили они очень дорого, так как изготав­ливались из специально выделанной телячьей кожи (пергамент), искусно оформлялись с использованием золота.

Одними из древнейших дошедших до нас русских рукопи­сей являются "Изборники" 1073 и 1076 гг., изготовленн ц для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В "Изборника ,"' собраны произведения религиозного, философского, поучительного харак­тера. К XI в. относится зарождение русской литера гуры.

Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII - XIII вв. Создаются публицистические произведения - "Мо­ление Даниила Заточника", назидательные - "Поучение князя Вла­димира Мономаха своим детям". Жемчужиной древнерусской ли­тературы стало "Слово о полку Игореве" - повесть о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 или 1187г.

Древнейшим элементом русской духовной культуры было устное народное творчество, былинный эпос. Широко были рас­пространены в народе заклинания, связанные с языческими праз­дниками и хозяйственной деятельностью, свадебные песни, похо­ронные причитания, пословицы, гадания, представлявшие собой мифологическую поэзию восточных славян. В Х - XI вв. начали складываться киевские былины о защитниках Русской земли -богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и князе Владимире Красное Солнышко. Несколько позже появи­лись новгородские былины об удачливом купце Садко, цикл пе­сен о галицко-волынском князе Романе Мстиславиче.

В первой половине XI в. возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись - "Повесть временных лет" -была создана около 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Основная идея "Повести" - единство русской земли. В ней осуждаются княжеские усобицы и кровавые распри. Нестору также принадлежат "Житие основателя Киево-Печерского монас­тыря Феодосия" и "Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба".

В XII - XIII вв. летописи стали вестись практически во всех княжествах, и летописание приобрело отчасти "областной" харак­тер, отражая, прежде всего, местные события. В Южной Руси была составлена так называемая Ипатьевская летопись, в Северо-Вос­точной - Лаврентьевская.

Киевский митрополит Илларион написал "Слово о законе и благодати", в котором восхваляет князя Владимира и всю Рус­скую землю.

Игумен Даниил описал свое путешествие в "святую зем­лю" Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. Это был новый жанр, получивший название "хождение".

Высокого уровня достигла в Киевской Руси архитектура. Памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Большинство каменных сооружений было разру­шено во время нашествия Батыя.

Каменное строительство на Руси началось в конце X века после принятия христианства. Первые сооружения из камня были возведены византийскими мастерами.

Князь Владимир в 989 году заложил в Киеве Десятинную церковь. Так она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, то есть десятая часть доходов кня­зя. Строительство церкви было завершено в 996 году, а разрушена она была в 1240 году. Церковь была украшена резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, расписана фресками. Рядом с церковью были воздвигнуты здания княжеско­го дворца.

При Ярославе Мудром византийскими архитекторами око­ло 1037 года был построен в Киеве Софийский собор, сохранив­шийся до наших дней. Это замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Фрески башен Со­фийского собора изображают военные и охотничьи сцены, живот­ных, птиц, представления скоморохов и т.п. Среди фресок собора есть портретное изображение Ярослава Мудрого с семьей.

В XI в. были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, киевских монастырях. Замечательным произведени­ем искусства является Софийский собор в Новгороде.

Уровень культуры Древней Руси ярко отражался в разви­тии ремесел. Существовало от 40 до 60 ремесленных специально­стей, многие изделия русских мастеров поднимались до уровня искусства.

Успехи были достигнуты в металлообработке. Русские куз­нецы из железа изготавливали сельскохозяйственные орудия, мо­лоты, клещи, гвозди и т.д. Изготавливалось оружие. В XI веке рус­ские мечи появляются на мировых рынках. Высокого развития достигло гончарное искусство. В Х веке появляется гончарный круг.

Больших достижений добились древнерусские ювелиры. Они делали серьги, кольца, ожерелья, подвески. Выполнялись они из серебра, золота, применялась разноцветная эмаль. В древне­русских кладах находили большое количество ценных ювелирных украшений.

Уникальное значение приобрела на Руси иконопись. Пер­вые иконы, привезенные из Византии, дают представление о ви­зантийской школе иконописи. Среди них одна из главных святынь русского народа - икона "Владимирская Богоматерь". В XII в.

появились и собственные древнерусские иконы. В XII - XIII вв. зародились национальные иконописные школы (в Новгороде, Ярославле, Владимире).

Характерной чертой бытовой жизни населения является существенная разница между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших до­мах, полуземлянках с земляными полами (на юге) и в срубах с деревянными полами (на севере). В городах строились дома (сру­бы), нередко двухэтажные (как правило, нижний этаж был хозяй­ственным, а верхний - жилым).

Совсем иными были жилые помещения знати. Называли их хоромами. Они представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами. Было множество галереек, крылец, и была обязательно башня (терем).

Основным видом одежды как у женщин, так и у мужчин была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин. У простых людей рубаха была домотканая, у знати - из дорогих тканей. Муж­чины носили под рубахой узкие длинные штаны, а женщины по­верх рубахи надевали юбку.

Верхней одеждой у простых людей была свита - длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также плащи. Плащи знати были из дорогих тканей, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи назывались "корзно". Это были длинные одеяния, застеги­вающиеся на одном плече золотыми застежками. Простые шубы -"кожухи"- носили крестьяне и ремесленники. Знать носила шубы из дорогих мехов, шитые золотом.

Крестьянской обувью были лапти - "лыченицы". Горожа­не носили кожаную обувь: сапоги или туфли - "поршни". У знати сапоги были из дорогой кожи, покрытые инкрустацией, иногда украшенные золотой вышивкой.

Развлечением знати были охота ("ловы") и богатые дружин­ные пиры. На столах была дорогая посуда, кубки, серебряные ложки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.