Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Индустриальное развитие России.



Зачатки индустриализации России нужно отнести к 40-м годам Х1Х века, когда к машинам стало переходить хлопчатобумажное производство. В 60-е гг. были полностью механизированы бумагопрядение и ситцепечатание. В металлургии было внедрено пудлингование вместо кричного производства.

Двигателем индустриального развития стало железнодорожное строительство, где наряду с государственным, стал привлекаться и частный капитал. В 1857-1878 гг. практически весь дефицит ГБ был вызван поддержкой частных железнодорожных обществ. Массовое ж/д строительство приходится на 1865-1875 годы. Оно вызвало настоящий мультипликационный эффект, благодаря государственным заказам локомотивов, вагонов, рельсов, шпал, строительно-монтажных работ, продовольствия для строителей.

При общем росте объемов производства всей металлообрабатывающей промышленности в три раза, производство паровозов возросло с 227 единиц в 1887 г. до 963 в 1900 г., вагонов с 4338 до 33144 единиц. К началу ХХ века в России уже имелось 7 паровозостроительных заводов с годовой производительной способностью в 1200 паровозов. Для сравнения Франция к тому времени достигла годового выпуска 500, Германия –1400, США – 3153 паровозов.

Столь бурный рост железнодорожного строительства и связанное с ним производство транспортных средств, явилось фактором развития металлургической и металлообрабатывающей промышленности.

В России начинает развиваться и характерная для индустриальной системы корпоративная форма собственности (см. таблицу)

Таблица Акционерный капитал в промышленности России

Год Число акционерных компаний Акционерный капитал, млн.руб.

 

Железнодорожное строительство вызвало к жизни объединения монополистического типа: в 1882 г. появился «Союз рельсовых фабрикантов», в 1884 г. «Союз фабрикантов рельсовых скреплений». В дальнейшем монополистические объединения появлялись в основном в виде синдикатов: «Союз русских сахарозаводчиков»(1887г.) – синдикат мирового уровня. Синдикаты «Продамет» (контроль 60% внутреннего рынка черных металлов), «Гвоздь», «Продуголь», крупные нефтяные корпорации затормозили развитие конкуренции в своих отраслях.

Ведущую роль начинают играть банки, и среди них5 крупнейших: Русско-Азиатский, Петербургский международный коммерческий, Азовско-Донской коммерческий, Русский внешнеторговый, Русский торгово-промышленный. Им принадлежало 60% основных активов и пассивов.

К началу ХХ века они вкладывали огромные средства в кредитование торговли, финансировали промышленность, вели посредническую деятельность между зарубежными рынками и русской промышленностью.

Появляются первые признаки сращивания промышленного и банковского капитала. Так, Петербургский международный коммерческий банк купил акции Никополь-Мариупольского металлургического общества, машиностроительного завода и других предприятий.

Бурно развивалась нефтяная промышленность, сосредоточенная в районе Баку. В 1870 г. в России было добыто 1,8 млн пудов нефти, в 1890 – 241 млн пудов. Россия становилась крупнейшим экспортером нефти в мире, а в 1901 году сосредоточила половину мировой добычи нефти.

В горнодобывающей, нефтяной, машиностроительной промышленности ведущую роль играл иностранный капитал, и его привлечение при С.Ю.Витте было частью экономической политики. В 1899 г. Витте предложил привлекать инвестиции, а не займы, облегчить импорт технологии, разрешить иностранцам покупать недвижимость и землю.

В 1900 г. доля иностранных инвестиций составляла: 70% в горной промышленности, 72 – в машиностроении и металлообработке; 31% - в химической промышленности.

К началу ХХ века вслед за впечатляющими успехами (примером служит строительство Транссибирской железнодорожной магистрали протяженностью 7,5 тыс.км) экономического строительства, наметилось ужесточение государственной политики в отношении предпринимателей. Усиление позиций деловых кругов России входило в противоречие с государственным предпринимательством, чему способствовали военные программы (строительство броненосного флота, создание крупных военных заводов) и национализация ж/д транспорта.

В начале ХХ века после полосы успехов Россию затронул мировой экономический кризис: он вызвал серьезные финансовые потрясения, ускорив процесс развала старых хозяйственных структур и создания новой предпринимательской среды. В стране начался затяжной экономический спад, который отличался от стран Запада: перепроизводство товаров при снижении платежеспособности населения в городе и деревне и сокращение промышленного производства, после незначительного оживления промышленности в 1904 г., практически во всем народном хозяйстве. Оно охватило 15 отраслей, на долю которых приходилось 53,7 % стоимости валовой продукции. Наиболее сильный спад наблюдался в самой крупной отрасли – хлопчатобумажной – 18,6%.

Русско-японская война ускорила расстройство внутреннего рынка. Иностранные вкладчики усиленно изымали свои капиталы, это повлияло на кризис кредитно-финансовой системы.

Революция 1905-1907 гг. также негативно повлияла на экономику. Например, в Баку события 1905 г. привели почти к полному разгрому нефтепромыслов: пожар уничтожил ¾ промыслового имущества, сгорело 50% работающих вышек и 65% подготовленных. Общий размер убытков достиг 40 млн рублей (в то время как сумма годового налога с нефти в ГБ составляла 30 млн рублей).

Политическая нестабильность привела к резкому снижению деловой активности: падению курса кредитных билетов, стоимости русских акций на иностранных биржах, торгового оборота и количества сделок, совершенных банком и биржами.

Затяжной промышленный спад, разорительная война привели к снижению золотого запаса Госбанка, бюджетному дефициту. Все это поставило российские власти перед необходимостью проведения новой радикальной экономической реформы, основу которой составляли столыпинские преобразования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.