Предпосылками для проведения коренной аграрной реформы явились:
· снижение эффективности ведения помещичьего хозяйства;
· быстрое развитие промышленности;
· значительное количество крестьянских антифеодальных выступлений;
· поражение в Крымской войне;
19 февраля (3 марта по новому стилю) 1861 года были подписаны Манифест и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Тогда же учрежден Главный комитет об устройстве сельского состояния, которому была поручена конкретная реализация «Положения». Всего было принято от указанного числа 17 законодательных актов.
Их социально-экономическое содержание следующего характера:
1. В России от личной крепостной зависимости освобождалось 22,5 млн крестьян, в том числе более полумиллиона приписанных к промышленным предприятиям. Дворовые (почти 1,5 млн человек) освобождались без выкупа, но ничего, кроме свободы, не получали.
2. Сам процесс освобождения растягивался во времени на два года, до 19 февраля 1863 года. Крестьяне становились временно обязанными, несли старые повинности, хотя и в урезанных размерах. Этот срок был объективно необходим, чтобы и крестьяне, и помещики смогли адаптироваться к изменившейся ситуации и подготовиться к выкупной операции. В реальности выкупная операция затянулась до 1895 года. До этого срока сохранилось и состояние «временнообязанности». Еще в 1881 году, когда было принято Положение об обязательном выкупе , 15% крестьян оставались временнообязанными.
3. Крестьяне должны были выкупать надельную землю у помещиков. То есть крестьяне освобождались с землей, но за выкуп. Размер выкупной суммы определялся принципом капитализации оброка из расчета 6% годовых. В результате, теряя часть своей земли, переходящей в собственность крестьян, помещики не теряли доходы с этой земли. Положивши полученные суммы в банк, они в виде тех же банковских 6% получали в денежной форме прежний доход.
4. Поскольку у крестьян не было денег для выкупа, выкупную операцию взяло на себя государство. Казна сразу же выплатила от 75 до 80% выкупных сумм помещикам, а остальные 20-25% помещику выплачивали сами крестьяне. Таким образом, крестьяне становились долговременными (на 49 лет) должниками государства, а не помещиков. Но казна кредитовала крестьян тоже не бесплатно. Крестьяне отдавали свой долг казне из расчета тех же 6%. В результате «набегала» крайне обременительная для крестьян сумма.
5. Характерно, что на момент крестьянской реформы помещики должны были казне 425 миллионов рублей. Государство легко разрешило проблему помещичьего долга: выплачивая им деньги за землю, переходящую к крестьянам, оно вычитывало из суммы платежа величину долга. Тем самым государство возвращало себе свои деньги, а помещики освобождались от долга.
6. Землей наделялась не отдельная крестьянская семья, а община. Крестьянин, в принципе, мог выйти из общины, но лишь с ее согласия и после погашения всех недоимок (помещику и государству). Покупать и продавать землю имела право только община, а не отдельная семья. С одной стороны, сохранение общины соответствовало историческим традициям русского крестьянства, с другой – было в интересах помещиков и фиска, ограничивало внедрение рыночных институтов в поземельные отношения.
7. Нормы крестьянского землевладения определялись таким образом, что часть надельных земель отрезалась в пользу помещиков. «Отрезки» вызывали особое возмущение крестьян и стали объектом их многолетней борьбы. В то же время «отрезки» привязывали крестьян к помещику в силу необходимости аренды земли, дабы довести ее площадь до привычных и необходимых для нормального воспроизводства размеров. Отметим, что если надел был меньше нормы, то крестьянам полагались «прирезки»
В итоге, если рассматривать всю массу крестьян, то они потеряли от 10% до четверти надельной земли.
Таким образом, освобождение крестьян осуществилось на компромиссных началах. Крестьяне получили «землю и волю», хотя и за деньги и в урезанных масштабах, помещики потеряли зависимых крестьян и часть земли, хотя и были компенсированы деньгами.
Неудовлетворенность крестьян выразилась в многочисленных стихийных акциях протеста.
Годы
Число выступлений
Основные противоречия крестьянской страны не были разрешены:
· сохранилась крупная помещичья собственность на землю;
· земля не стала абсолютно свободным объектом рыночного перераспределения;
· сохранилась нерыночная общинная форма крестьянского землевладения, создающая препятствия для быстрого развертывания рынка рабочей силы;
· политическое устройство России – абсолютная монархия – не создавала достаточного простора для развития буржуазных производственных отношений.
Частный капитал не мог осуществлять значительных инвестиций в реальный сектор без развитой кредитной системы. Остро встала задача финансовой реформы. 2 июля 1860г. создан Государственный банк России с правом выдавать краткосрочные ссуды; ему передавались вклады старых банков Заемного и Коммерческого. Госбанк являлся коммерческим и эмиссионным банком, принадлежащим государству.
В 1863 г. появилась первая банковская организация, созданная по частной инициативе – Санкт-Петербургское общество взаимного краткосрочного кредита; 1 ноября 1864 года был открыт первый в России Акционерный Санкт-Петербургский частный коммерческий банк.
В 1873 г. в стране функционировало уже 39 акционерных коммерческих банков с суммарным основным капиталом в 1,06 млрд рублей. Для сравнения: основной капитал Государственного банка составлял 211 миллионов рублей.
Однако в этот период российский кредитный рубль продолжал инфлировать, чему способствовал дефицит ГБ, усугубленный русско-турецкой войной 1877-1878 гг.
Начало реформе денежно-кредитной сферы было положено указом 1881 г. о погашении долга казны Государственному банку.
В 1882 г. был создан Крестьянский поземельный банк для кредитования крестьян. В 1885 г. с теми же целями был основан Дворянский банк.
В 1884 г. министр финансов Н.Х.Бунге, убедившись в невозможности стабилизации рубля на прежней серебряной основе, перешел к политике девальвации и взял курс на золотую валюту. Началось накопление золота в Государственном банке; облигации госзайма тоже продавались на золото. Преемник Бунге, И.А.Вышнеградский продолжил политику девальвации. В 1887 г. один серебряный рубль был приравнен к 1,5 кредитным рублям. При Вышнеградском началась хлебная экспансия на Запад под лозунгом «недоедим, а вывезем». В 1888 г. был ликвидирован дефицит государственного бюджета.
В 1891 был введен почти запретительный протекционистский таможенный тариф: обложение достигло 33%, а по некоторым товарам – 100% стоимости ввозимого товара. Выгоднее стало ввозить капиталы, а не товары. Активный торговый баланс и устойчивый курс рубля поддерживался экспортом хлеба.
С 1892 по 1903 г. министром финансов в России был С.Ю.Витте. В 1894 г. Витте вводит казенную винную монополию, значительно укрепившую российский государственный бюджет. Но для перехода к золотому стандарту, как наименее инфляционному и наиболее стабильному, необходимо было увеличение золотого запаса. Золотой запас с 1888 г. вырос в 3 раза и достиг 814 млн рублей. К 1897 г. Россия обеспечивала 17,2% мировой добычи золота. Кроме того, Россия ежегодно получала примерно по 100 млн рублей иностранных кредитов, преимущественно в золоте.
3 января 1897 г. Государственный совет принял закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». В России был установлен золотой стандарт. Рублевая эмиссия до 600 миллионов рублей покрывалась золотом на 50%, а вся дополнительная эмиссия – на 100%.
Финансово-кредитный кризис лета 1899 г., носивший объективно-циклический характер, был преодолен легко. Витте инициировал создание «биржевого красного креста», который представлял собой синдикат частных банков, созданный для поддержания курсов ценных бумаг российских предприятий и государства.
В 1890-е годы особенно усилился протекционизм во внешней торговле. Таможенная политика оставалась составной частью системы экономических мероприятий по защите отечественных предпринимателей и создания для них благоприятных условий во внешней торговле. В 1891 году была установлена таможенная пошлина на все иностранные товары в размере 33% к их стоимости, а некоторые из них облагались почти запретительными пошлинами. По сравнению с 1868 годом импортные пошлины на чугун повысились в 10 раз, на рельсы – в 4,5 раза. В это же время экспортные пошлины были весьма незначительными.
В 1860 – 1870 гг. были осуществлены реформы и в других сферах социальной и хозяйственной жизни общества.
Была проведена земская реформа; по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1.01.1864 г. были сформированы выборные органы местного самоуправления – земства, состоящие из распорядительных органов (собраний) и исполнительных органов (управ). В ведение земств входили самые разнообразные местные службы; все учреждения находились под контролем губернатора и министра внутренних дел.
В соответствии с «Городовым положением» (1870 г.) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления с выборной городской думой, возглавляемой городской управой. В ведении городской думы и управы находились хозяйственные вопросы благоустройства, образования, здравоохранения, охраны порядка, торговли.
С 1864 г. в стране проводилась судебная реформа; была создана единая система судебных учреждений. В уездах и городах существовал мировой суд, в пределах губернии окружной суд; объединение их составляла судебная палата; высшей инстанцией являлся Сенат. К 1870 г. судебная реформа в основном завершилась, и новые суды были созданы в 70 губерниях.
Реформа образования способствовала созданию в городах народных и реальных училищ; в 1863 г. была подтверждена ранее отмененная автономия университетов с выборностью ректоров и деканов; в 1869 г. были созданы первые женские учебные заведения.
В 1860-1870 гг. была проведена военная реформа, по которой до 12 лет был сокращен срок службы в армии и отменены телесные наказания; в 1874 г. был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность; созданы юнкерские училища и академии.