Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психогенные сердечные заболевания



 

Первое, что следует сделать психологу-консультанту, если к нему обратился клиент с жалобами на боли в области сердца или на иные недомогания, субъективно и объективно выражающиеся в различных нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы (учащенный или неритмичный пульс, сильные или, напротив, слишком слабые сердцебиения и т.п.), – это подробно расспросить клиента о том, какова предыстория его заболевания и обращался ли он к врачу – терапевту или неврологу. Это обязательно надо сделать в самом начале общения с клиентом по двум причинам. Во-первых, потому, что клиент может быть действительно физически болен, и тогда ему в первую очередь необходимо будет поставить точный медицинский диагноз и назначить эффективное лечение. Во-вторых, для того чтобы психотерапия (которая назначается, как правило, после или вместе с медикаментозным лечением) прошла успешно, клиент должен быть уверен в том, что он действительно не болен физически. В противном случае, все его внимание и сознание будут сосредоточены на ощущениях, связанных с состояниями организма, и они постоянно будут порождать у клиента страх и тревогу, препятствуя психотерапевтическому лечению. В-третьих, клиент должен на собственном опыте убедиться в том, что советы врачей, связанные с приемом лекарств, ему мало помогают. В-четвертых, подобное знание истории недомогания клиента поможет психологу-консультанту не повторять ошибок прошлого и не рекомендовать клиенту то, что уже было испробовано, но не дало должного результата. Наконец, в-пятых, выслушав подробный рассказ клиента об истории его заболевания, психолог-консультант сможет оценить клиента как личность, глубже понять его психологию и с учетом этого выбрать правильный метод психотерапевтического воздействия на него.

После того как история недомогания клиента выяснена подробно и получены сведения о том, как клиент пытался в прошлом решать свою проблему, психолог-консультант может приступить к следующему этапу работы с клиентом. Этот этап заключается в том, чтобы точно установить, в чем, в каких ощущениях проявляется недомогание клиента, когда и при каких условиях соответствующие ощущения возникают. Подробно разузнав об этом у клиента, психолог может приступить к выработке и обсуждению с клиентом практических рекомендаций, касающихся того, как предупредить возникновение в будущем подобных недомоганий и устранить их в настоящем.

В ходе консультирования на обсуждаемую тему могут возникнуть ситуации, требующие некоторых общих, типичных практических решений. Выделим и обсудим эти ситуации для того, чтобы психолог-консультант мог воспользоваться соответствующими советами и рекомендациями, если ему придется столкнуться с подобными случаями в своей профессиональной работе.

Случай 1. В ходе беседы консультанта с клиентом выясняется, что он чаще всего испытывает неприятные, болезненные ощущения в области сердца тогда, когда физически утомлен, психологически перенапряжен или когда нарушается длительно и надолго привычный для него режим жизни. В этом случае клиенту надо рекомендовать научиться расслабляться, отдыхать, быстро перестраиваться с работы на хотя бы кратковременный отдых.

Для профилактики подобных недомоганий клиенту можно также посоветовать усвоить некоторые способы эффективного искусственного, физического или психологического расслабления, используемые, например, в аутотренинге, а также в практике проведения телесной психотерапии. Полезными могут оказаться также регулярные прогулки на свежем воздухе, принятие душа, самомассаж и самовнушение.

Случай 2. Боли и другие неприятные ощущения, связанные с работой сердечно-сосудистой системы, возникают вследствие волнений, частых тяжелых эмоциональных переживаний клиента. Здесь могут иметь место две типичные ситуации: а) сам клиент не очень хорошо понимает, почему у него возникают подобные ощущения;

6) клиент по собственному опыту знает о том, что неприятные ощущения возникают вследствие тяжелых переживаний, но не в состоянии управлять своими эмоциями, особенно в стрессовых условиях.

В первой ситуации клиенту необходимо будет разъяснить, убедить его в том, что реальной причиной его недомогания являются отрицательные эмоции. Во второй ситуации главная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы научить клиента справляться со своими эмоциями. Чаще всего, однако, клиента приходится и просвещать, и учить практическим действиям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.