Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неудачи в развитии потребностей и интересов



 

Когда клиент жалуется на то, что лично у него или у близких ему людей слабо развиты какие-либо интересы и потребности, консультант-психолог должен поставить точный диагноз мотивации клиента, а потом предлагать рекомендации по практическому решению проблемы клиента. К примеру, родители ребенка могут сетовать на то, что он ничем серьезным не интересуется, хотя уже достаточно взрослый, например подросток или старшеклассник. Взрослый человек может обратиться в психологическую консультацию с жалобой, что он сам или кто-либо из близких ему людей утратил интерес к жизни, к тому, чем раньше с увлечением занимался. В этих и других подобных случаях обязательно требуется поставить точный и

независимый диагноз, а не воспринимать ситуацию только со слов клиента.

В действительности, после постановки точного диагноза, проблема нередко оказывается не такой, какой представлялась вначале самому клиенту. Скажем, у родителей ребенка, обратившихся в психологическую консультацию, может сложиться ложное впечатление о том, что у их ребенка нет особенных, ценностных интересов, тогда как на самом деле может оказаться, что такие интересы есть, просто родители о них не знают. Нередко при этом выясняется, что родители не придают серьезного значения интересам ребенка, и он их скрывает от родителей, заставляющих его заниматься чем-то совсем другим.

При проведении психологического консультирования на обсуждаемую тему также важно иметь в виду следующие обстоятельства. Новые интересы у любого человека никогда не возникают под давлением окружающих людей, они могут появиться только в результате того, что сам человек осознает их важность и значимость для себя. Кроме того, новые интересы всегда возникают на основе уже существующих интересов, а не на пустом месте и только затем становятся самостоятельными, не зависимыми от прежних интересов человека. Поэтому всякий раз, когда мы хотим сделать так, чтобы у человека действительно появились и закрепились какие-либо новые интересы, необходимо выяснить, какие потребности и интересы у него уже имеются, и связать с ними вновь формируемые интересы.

Консультирование по вопросам формирования и развития у человека новых потребностей и интересов рекомендуется проводить поэтапно, руководствуясь следующим планом действий.

Этап 1. Точно установить, какие важные интересы и потребности слабо развиты у клиента и почему он озабочен их развитием у себя или у других, значимых для него людей.

Этап 2. Выяснить уже имеющиеся потребности и интересы клиента. Определить те из них, которые являются наиболее важными для него и благодаря которым можно практически формировать новые потребности и интересы.

Этап 3. Побудить клиента приступить к занятиям новыми для него видами деятельности – такими, которые связаны с формированием нужных потребностей и интересов.

Этап 4. Подкрепить новые интересы и потребности значимыми стимулами.

Обоснуем необходимость и поясним содержание каждого из указанных этапов работы над развитием новых интересов и потребностей у человека.

Первый этап включает в себя диагностику реальной мотивации поведения клиента, в частности получение вполне определенных ответов на следующие вопросы:

Отсутствие или недостаточное развитие каких потребностей и интересов особенно беспокоят клиента и почему?

Какие потребности и интересы у клиента являются достаточно развитыми?

Что практически должно измениться в жизни клиента, если у него появятся новые потребности и интересы, о которых он беспокоится?

Что произойдет, если клиенту удастся избавиться от тех потребностей и интересов, которые он считает чрезмерно развитыми у себя?

По окончании этого, психодиагностического этапа работы, уточняющего суть проблемы и намечающего практические пути ее решения, консультант внимательно анализирует ответы клиента на соответствующие вопросы и делает вывод о том, на какие потребности и интересы следует на самом деле повлиять, какие приобрести и от каких избавиться. Проанализировав ответы клиента, психолог-консультант сообщает ему свое заключение, и в случае согласия клиента с ним, приступает к следующему этапу решения его проблемы.

Если клиент не соглашается с выводами консультанта, то консультанту следует продолжать работу на данном этапе до тех пор, пока клиент не согласится с ним. В противном случае клиент не будет психологически готов к продолжению работы на следующем этапе психологического консультирования.

На втором этапе психологического консультирования важно найти фактологическую и психологическую достаточно прочную основу, опираясь на которую, можно будет приступить к формированию и развитию новых потребностей и интересов клиента. Чем значимее окажутся те потребности и интересы, удовлетворение которых будет прямо зависеть от включения клиента в новые виды деятельности, тем быстрее у него самого сформируются новые интересы и потребности, функционально связанные с данными видами деятельности.

Для того чтобы определить базисную мотивацию клиента, необходимо выяснить, что больше всего он ценит в жизни и почему и какие виды деятельности доставляют ему наибольшее удовлетворение и по каким причинам?

Получив от клиента развернутые ответы на эти вопросы, можно приступать к проведению третьего этапа психологического консультирования. Желательно, чтобы между вторым и третьим этапами консультирования был некоторый перерыв, достаточный для того, чтобы психолог-консультант мог ненавязчиво вовлечь клиента в новые виды деятельности, связав новые потребности и интересы со старыми, не утратившими для него значимости. Психологу следует заранее продумать аргументы, с помощью которых он сможет убедить клиента энергичнее заняться новыми для него видами деятельности. Важно также заранее определить и включить в работу новые психологические факторы, активизирующие у клиента процесс формирования новых потребностей и интересов.

Четвертый этап психологического консультирования представляет собой в основном уже собственную работу клиента по развитию и закреплению у себя новых потребностей и интересов. Задача психолога на данном этапе работы с клиентом состоит в том, чтобы направить работу клиента в нужное конструктивное русло и закрепить его успехи в развитии новых потребностей и интересов. Здесь желательно постепенно раскрыть клиенту значение, личностный смысл для него приобретения соответствующих интересов и потребностей.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.