Кредитно-финансовая система РФ. Финансовый рынок РФ - опасности и угрозы, характерные для российских условий. «Финансовые пирамиды». Роль организованной преступности в махинациях в финансово-кредитной сфере. Внешняя экономическая деятельность. Уклонения от налогообложения. Влияние преступлений в финансово-кредитной сфере на экономику и социальную безопасность России.
Потребительский рынок. ФЗ РФ «О защите прав потребителей». Права потребителей. Защита прав потребителей. Причины нарушений в сфере потребительского рынка. Меры по защите прав граждан на потребительском рынке.
Практическое занятие (2 часа)
Изучение ФЗ РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 составление алгоритмов поведения гражданина при нарушении его прав в сфере торговли и оказания услуг.
Самостоятельная работа (6 часов)
Экономические отношения внутри российского общества. Законодательство в области финансово-кредитных отношений. Кредитно-финансовая система РФ – ее достоинства и недостатки. Махинации и преступления в финансово-кредитной сфере. Экономические опасности и угрозы и их латентность. Использование информационных технологий при совершении махинаций и преступлений в кредитно-финансовой сфере. Сфера потребительского рынка. Фальсификация продукции. Безопасность при крупных покупках. Безопасность пищевых продуктов, не продовольственных товаров и услуг. Претензии потребителя по качеству товара. Нарушения в рекламной сфере.
Результаты самостоятельной работы оцениваются по итогам проверки мультимедийных докладов и их оформлению.
Тема 3.2. Бедность и безработица как угроза социальной стабильности общества
Лекция (2часа)
Конституция РФ о правах граждан в области защиты своего здоровья, нравственности и безопасности. Бедность. Расслоение российского общества и наиболее бедные его слои. Оценка уровня бедности. Официальные критерии бедности в РФ. Причины бедности в современной России. Беднейшие группы населения – как источник повседневных социальных опасностей. Методы борьбы с бедностью и нищетой.
Безработица. Причины безработицы и ее влияние на социальную жизнь России. Оценка уровня безработицы в РФ. Незаконная миграция и ее влияние на жизнь российского общества. Государственное регулирование занятости и помощи безработным в России. Борьба с незаконной миграцией как социально-опасным фактором.
Практическое занятие (2 часа)
Статистический анализ безработицы в Псковской области и г. Великие Луки. Рекомендации для лиц, оказавшихся без работы и проживающих за чертой бедности.
Самостоятельная работа (6 часов)
Влияние экономического кризиса на уровень безработицы и бедности в РФ. Среднедушевой доход. Прожиточный минимум. Оценка уровней бедности. Депривационная оценка бедности. Социально-демографические особенности социально-незащищенных групп населения. Нищенство. Люди без определенного места жительства. Беспризорные и безнадзорные дети. Алкоголизм и наркомания. Влияние безработицы на жизнь российского общества. Уровень безработицы. Меры по снижению уровня безработицы в РФ. Миграционный обмен. Незаконная миграция. Каналы незаконной миграции. Сфера занятости мигрантов. Проблемы для государства, связанные с незаконной миграцией.
Результаты самостоятельной работы оцениваются по итогам собеседования, проверки докладов и их оформлению.
Раздел 4. Опасности в быту и в повседневной жизни
Тема 4.1. Поведение человека в социальной среде
Лекция (2 часа)
Человеческое сообщество как биосоциальная система. Конструктивный режим и деструктивный режим функционирования социума. Основные критерии общественного прогресса человеческого общества. Типологические черты личности безопасного типа поведения: мотивы поведения, целевые установки, способы деятельности. Условия (критерии) формирования личности безопасного типа. Понятие - «личность безопасного типа» (ЛБТП). Цель формирования ЛБТП. Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения. Стресс и его влияние на качества ЛБТП. Социальные характеристики личности безопасного типа поведения. Основные психолого-педагогические условия формирования ЛДТП. Безопасное поведение и его компоненты.
Практическое занятие (2 часа)
Способы выявления мотивов поведения и целевых установок личности при попадании в опасные и чрезвычайные социальные ситуации.
Практическое занятие (2 часа)
Выбор способов деятельности в опасных и экстремальных социальных ситуациях.
Самостоятельная работа (8 часов)
Основные ценности и нормы социального поведения. Деструктивное поведение и его типы. Личность опасного типа поведения и причины их проявления. Основные черты личности безопасного типа поведения. Психическая деятельность и ее влияние на формирование ЛБТП. Адаптационный синдром, классический стресс, эмоциональный стресс. Методы и средства воздействия на психику человека на сознательном уровне. Психологическая устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях. Комплексный механизм готовности человека к безопасной жизнедеятельности и ее функционирование.
Результаты самостоятельной работы оцениваются по итогам проверки рефератов и их оформлению.