Вспомогательный персонал психологической консультации состоит в основном из таких специалистов, как секретари-референты и помощники-лаборанты.
Задача секретарей-референтов заключается в том, чтобы проводить первичный прием клиентов, получать от них предварительные данные социально-демографического характера, записывать на консультацию, информировать об условиях ее проведения, а также поддерживать постоянную связь с клиентами, вести с ними переговоры.
Взаимодействие психолога-консультанта с секретарями-референтами сводится к тому, чтобы своевременно снабжать их всей необходимой информацией о консультировании – такой, которая может понадобиться клиенту во время консультации, а также оперативно получать от клиента информацию, необходимую психологу-консультанту.
Роль лаборанта-помощника сводится к тому, чтобы своевременно готовить все необходимое для проведения психологической консультации, включая место, оборудование, материалы, документацию, связанную с консультированием. Иногда лаборанту, если он достаточно опытен, поручают самостоятельно проводить психологическое тестирование клиента, обрабатывать результаты тестирования, помогать психологу-консультанту в профессиональных вопросах во время проведения консультации.
В свою очередь роль психолога-консультанта в его взаимодействии с помощником-лаборантом сводится к тому, чтобы, во-первых, научить помощника всему тому, что он должен уметь делать во время консультации, во-вторых, непосредственно руководить его работой.
Иногда, если психологическая консультация по числу работающих в ней специалистов является достаточно большой или если в процессе проведения консультирования приходится обрабатывать значительную по своему объему информацию, используют разнообразную множительную и вычислительную технику. В этом случае в состав вспомогательного персонала психологической консультации включают специалистов по вычислительной и множительной технике. В какой-то степени в работе этой техники должен уметь разбираться и сам психолог-консультант, чтобы не только правильно формулировать задачи для помощников, но и пользоваться соответствующей аппаратурой. Что касается специалистов другого профиля, то их включают в состав психологической консультации по мере необходимости.
Упражнения
1. Вспомните, какие факторы следует принимать в расчет, практически решая вопрос о создании психологической консультации.
2. Припомните все, что необходимо учитывать, выбирая место для размещения психологической консультации и подбирая кадры для работы в ней.
3. Назовите основные факторы, обусловливающие оптимальный режим работы психологической консультации и распределение обязанностей между ее сотрудниками.
4. Вспомните основания, исходя из которых определяется индивидуальный режим работы каждого психолога-консультанта.
5. Что лично вам следовало бы сделать для того, чтобы полностью соответствовать своей роли в работе, например медико-психологической или судебно-психологической экспертной комиссии?
Практические задания
1. Предположим, что вам приходится практически решать вопрос о том, стоит или не стоит создавать новую психологическую консультацию. Примите решение и обоснуйте его.
2. Допустим, что, выполнив указанное выше задание, вы приняли положительное решение о необходимости создания новой психологической консультации. Постарайтесь теперь определить подходящее место для ее размещения и обоснуйте свой выбор.
3. Представьте себе, что теперь вам необходимо подобрать кадры для работы в созданной вами психологической консультации, определить наиболее удобный режим ее работы как для клиентов, так и для работников консультации. Примите решение по этим вопросам и объясните его.
4. Допустим, что для созданной вами новой психологической консультации нужно теперь подобрать вспомогательный персонал. Решите и эту задачу и дайте обоснование своему решению.
Ключевые слова
Психологическая служба.
Внешний режим работы психологической консультации. Внутренний режим работы психологической консультации. Индивидуальный режим работы консультанта-психолога.