Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лермонтов Михаил Юрьевич



1. Обостренное и необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности.

2. Лирический герой становится органи­зующим началом во всей лирике поэта, облекается устойчивыми чертами, едиными свойствами личности, психологическим единст­вом, единством жизнепонимания. Психологизм.

3. Поэзия Лермонтова — поэзия конфликта и дисгар­монии. Романтическое двоемирие.

4. Внутренний закон личности лирического героя — стихийная, не уничтожимая и не исчезающая внутренняя активность.

5. Лирический герой Лермонтова — герой трагический, страдаю­щий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность страданием — знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать («радости — муки»).

Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии Лермонтова мотивов (тем):

1. Одиночество. Это мотив — сквозной, центральный для лермон­товской поэзии, и, пожалуй, ни у одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой всеобъемлющий образ. Его герой одинок среди людей («... некому руку подать...»), ему нет места среди «бесчувственной» толпы и «бездушного» «све­та» («Как часто, пестрою толпою окружен...»), он оказывается лиш­ним на родине, ибо она «страна рабов, страна господ», он одинок в целом мире, мир является ему «пустыней», а если он и населен («шумный град» в «Пророке»), то герой изгоняется из него («В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья»). Мотив изгна­ния и близкий ему мотив странничества, скитаний, бесприютно­сти (в «Тучах» «вечные странники», «тучки небесные», уподобля­ются изгнаннику, лирическому герою) естественно связан с мо­тивом одиночества. Мотив одиночества связан с мотивом трагической избранности.

2. Тема родины. Любовь к Родине — любовь «странная», не­рассудочная и необъяснимая («за что, не знаю сам»), но тем более сильная.

3. Тема поэта. Лермонтов исследует прежде всего ситуацию отно­шений поэта и общества.

4. Мотив свободы и воли. Для него свобода — главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще. В отличие от декабристов и раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов, посвященных идее политической и гражданской свободы. Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное требование личности, взывающее к действию, борьбе, мятежу.

5. Поэт не принят и не понят обществом. Конфликт художника и толпы.

У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы, но это приводит не к уничтожению общественной тематики, а, на­против, к расширению сферы гражданского — гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова.

Парус. Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Прощай, немытая Россия...». Дума. Поэт («Отделкой зо­лотой блистает мой кинжал...»). «Как часто пестрою толпою окру­жен...». «И скучно и грустно...». «Есть речи — значенье...». «Воздуш­ный корабль». Родина. «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Утес. «Выхожу один я на дорогу...». Пророк
Некрасов Николай Алексеевич

1. Необычайный для лирики предмет изображения (жизнь и судь­ба крестьянина-ямщика, крепостной девушки, проститутки, нище­го разночинца) потребовал нелирического воплощения — сюжет­ного повествования, рассказа.«Я лиру посвятил народу своему»— эта строка из «Элегии» 1874 года воспринимается как эпи­граф ко всему его творчеству.

Образ страдающего русского народа.

2. Наделяет «своих» героев голосом.

3. Жизнь и смерть тесно переплетены.

4. Позиция автора-наблюда­теля, изучающего, сострадающего, негодующего, но не принадле­жащего к тому народному миру, который он изображает.

5. В образе матери для Некрасова сконцентрированы са­мые высокие чувства — любовь, самоотречение, жертвенность и одновременно самые мучительные страдания, самая полная безза­щитность.

6. Продолжатель традиций граж­данской лирики, декабристского решения темы.

7. Поэт Некрасова противопоставлен элеги­ческому одаренному судьбой свободному счастливцу I пол XIX века, как гражданскому образу пророка, при­званного «глаголом жечь сердца людей».

8. Лирическому герою свойственны мучительные воспоминания о страданиях матери и сестры, ненависть к мучителям, чувство стыда за то, что при­надлежит к этому миру «угнетателей», чувство вины за недостаток сил («Мне борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом»), боль из-за невозможности слияния с народом («Элегия»:«Увы, не внемлет он — и не дает ответа...»). Отношения в любви, поэтиче­ское служение, отношение к народу — все становится личным. Это создает ощущение предельной искренности и эмоциональной силы лирики Некрасова.

9. Образ Музы — трагический, роковой.

В дороге, Тройка, Родина, «Еду ли ночью по улице темной...», «Вче­рашний день часу в шестом...», На улице, «Блажен незлобивый поэт...», Муза («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной...»), Зеленый шум, Размышления у парадного подъезда, «В полном разгаре страда деревен­ская...», Памяти Добролюбова, Н.Г.Чернышевский, Утро, Элегия («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»). Железная дорога

 

Тютчев Фёдор Иванович

1. В течение всей жизни писал по существу об одном — о природе и человеке в соотноше­нии с природой.

2. Природа для Тютчева – это всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит «мир», «мирозданье», «космос»

3. Лирику Тютчева обычно называют философской: картины при­роды вызывают глубокие и напряженные раздумья о жизни и смер­ти, мироздании и человечестве, о «темном корне бытия» (Вл. Соловьев).

4. Изображение у Тютчева слито с мыслью, а мысль всегда насы­щена сильным и страстным переживанием.

5. Философская идея Тют­чева — всегда художественная, то есть образная.

6. Природа одухотворена, наделена душой и сознанием. Она обладает способностью не только к чувству и движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут, и блещут, и гласят...», май­ские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным проявлени­ям, возможным только для сложной и развитой психики.

7. Жизнь человека для Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия:«Бесследно все — и так легко не быть!».

8. Лирическое «я» отгорожено от остального мира.

9. В любовной лирике женщина становится пол­ноправным участником любви, это и необычайно развитый пси­хологизм и диалектика чувства героев.

10. Стилевые особенности: множество арха­измов, обыденно-разговорные, «непоэтические» слова, усиление восклицательной или вопросительной формой; эпитеты многообразны и многофункциональны («Лениво дышит полдень мглистый...», «Тени сизые смесились...», «таинственно-волшебные думы»).

Полдень. Весенние воды. Silentium. Осенний вечер. «О чем ты во­ешь, ветр ночной?..». «Тени сизые смесились...». «Как океан объемлет шар земной...». Цицерон. Предопределение. «О, как убийственно мы любим...» «Она сидела на полу...». «Весь день она лежала в забытьи...»
Фет Афанасий Афанасьевич

1. Поэзия, воспеваю­щая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жиз­ни, единство природы и человека, личности и мироздания:

И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь. («Добро и зло»)

2. Функции пейзажа универсальны: это и просто зарисовки («Вечера и ночи»), и целостная картина миро­здания («Тихая звездная ночь»), и крошечная деталь привычного мира («Кот поет, глаза прищуря»).

3. Мир полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не услышит («плачась, комар пропоет / Свалит­ся плавно листок»).

4. Стихи о любви импрессионистичны; трудно определить адресата. В центре внимания сам лирический ге­рой.

5. Моцартианство – особый, эстетский тип творчества.

«Одним толчком согнать ладью живую...». «На заре ты ее не буди...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Ярким солнцем в лесу пла­менеет костер...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...»

 

"Серебряный век" Характеристика в целом:

1. Интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и природа.

2. Интенсивный поиск новых художественных средств вырази­тельности; появление нереалистических методов — модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма (футуризм).

3. Тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием. 4. Обращение ко всей мировой художественной культуре прошлого. 5. Стремление к консолидации и объединению. 6. Космизм, жизнеустройство, жизнетворчество. 7. Стремление выстроить жизнь по законам искусства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.