Уренгой - Помары - Ужгород является советским магистральным газопроводом, который соединяет газовые месторождения, расположенные в Западной Сибири с городом Ужгородом. Далее газ экспортируется конечным потребителям в Европу. Газопровод пересекает границу России и Украины недалеко от города Сумы. Газопровод пересекет Уральский хребет, а во время его строительства было преодолено около 600 водных преград, включая такие реки как Обь, Волга, Днепр и Дон.
Проект этого газопровода был предложен в 1978 году, однако изначально вместо Уренгоя планировалось начать его строительство в Ямбурге. Однако позже решение было принято в пользу уже эксплуатировавшегося Уренгойского месторождения. Строительство газопровода было начато в 1982 году и закончилось в 1984. При помощи трубопровода была создана трансконтинентальная система транспортировки газа из Западной Сибири в Западную Европу. Официальная церемония открытия газопровода состоялась во Франции. Генеральным проектировщиком компании выступила Донецкая компания.
Общая протяженность трубопровода составила 4451 км, а его проектная мощность составляет 32 млрд. Кубометров газа в го. Диаметр использованных труб составил 1420 мм. Протяженность трубопровода по территории Украины составляет 1160 км. На этом отрезке было построено 9 компрессорных станций.
Трубы для строительства поставлялись Харцызским трубным заводов, который является одним из крупнейших заводов в Европе по выпуску газонефтепроводных труб с диаметром 1220 и 1420 мм
На каждой компрессорной станции установлены по три ГПА 25, произведенные компанией General Electric. Операторами газопровода Уренгой – Помары – Ужгород на территории России выступает компания «Газпром», на территории Украины оператором выступает украинская компания «Нафтогаз Украины»[8]
Газопровод Алтай
Стратегия «Газпрома» как глобальной энергетической компании предполагает выход на новые перспективные рынки. Значительный потенциал спроса на российский газ существует в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего в Китае.
Открывая китайский рынок, «Газпром» диверсифицирует направления экспорта. Возникающие при этом обязательства перед Китаем по поставкам газа никак не отразятся на исполнении уже заключенных контрактов с другими странами-покупателями российского газа. Для этого «Газпром» обладает достаточными ресурсами газа и добычными возможностями.
С коммерческой точки зрения для «Газпрома» принципиально важным является то, что поставки будут осуществляться по долгосрочным контрактам с нефтяной привязкой. Безусловно, привлекательны также и относительная близость потребителя — транспортное плечо гораздо меньше европейского — и отсутствие на пути газа стран-транзитеров.
Соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой компанией (КННК) было подписано 14 октября 2004 года. Соглашение предусматривает проработку вопросов, связанных с организацией «Газпромом» поставок природного газа из России в Китай, а также исследование возможностей реализации совместных проектов в области газопереработки и газохимии на востоке России и в третьих странах
13 октября 2009 года ОАО «Газпром» и КННК в развитие подписанных ранее соглашений подписали Рамочное соглашение об основных условиях поставки природного газа из России в Китай. В документе конкретизированы объемы, направления и сроки начала поставок, зафиксирована привязка ценовой формулы к индексу «нефтяной корзины».
27 сентября 2010 года ОАО «Газпром» и КННК подписали Расширенные основные условия поставок газа из России в Китай. В документе зафиксированы ключевые коммерческие параметры предстоящих поставок российского природного газа на рынок КНР по «западному» маршруту: объем и сроки начала экспорта, уровень «бери или плати», период наращивания поставок, уровень гарантированных платежей. Подписание экспортного контракта ожидается в 2011 году. Начало поставок запланировано на конец 2015 года. Согласно достигнутым договоренностям срок действия контракта составит 30 лет, объемы поставки на полное развитие — 30 млрд куб. м в год.
В настоящее время в рамках реализации проекта проведены предметные технико-экономические исследования маршрутов поставок, завершена стадия обоснования инвестиций[9].