Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Признаки органа государственной власти.



Под признаком органа государственной власти следует понимать внутренние свойства, характерные для данного института.

Всю совокупность признаков органа государственной власти следует подразделять на:

· основные или обязательные;

· дополнительные или факультативные.

 

К основным (обязательным) признакам относятся:

1. Особый, установленный государством порядок образования или формирования органа государственной власти. Помимо этого порядка орган государственной власти появиться не может, т.е. будет не легитимным.

Процедуре образования органа государственной власти, как правило, предшествует принятие необходимого нормативного акта.

В Конституции РФ определен способ формирования практически всех основных федеральных органов государственной власти. Однако одного конституционного упоминания об органе государственной власти недостаточно, поэтому конкретные правила формирования определяются ФКЗ (судебные органы, уполномоченный по павам человека) или ФЗ (Совет Федерации).

Порядок формирования органа государственной власти может быть предусмотрен изначально в ФЗ (ЦИК, Прокуратура), а также указами Президента РФ (Указ Президента РФ от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указ Президента РФ от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти).

Порядок формирования органов государственной власти субъектов РФ предусматривается в нормативных актах субъектов РФ, которые издаются в соответствии с федеральными нормами (п.1 ст. 77 Конституции РФ и ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

Выделяют следующие способы образования или формирования органов государственной власти:

· непосредственное избрание народом (Государственная Дума, Президент РФ, Высшие должностные лица субъектов РФ);

· назначение на должность (Председатель Правительства РФ назначается на должность Президентом РФ с согласия Государственной Думы, а заместители председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства)

· назначение на должность путем голосования (Генеральный прокурор назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, но Совет Федерации принимает решения через процедуру голосования);

· формирование на основе сочетания принципов выборности и назначения (Совет Федерации).

2. Государственно-властные полномочия.

Работа любого органа государственной власти связана с использованием государственно-властных полномочий, т.е. решения такого органа носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Конституция РФ исходит из того, что правовой статус органа государственной власти должен включать четкую, детальную регламентацию меры использования им своих властных полномочий.

Ядром властных полномочий является компетенция органа государственной власти.

Компетенция - это закрепленные в законе права и обязанности органа государственной власти, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления. Каждый орган государственной власти наделяется правами и обязанностями, при этом для органов государственной власти права и обязанности особым образом интегрируются друг в друга (что вправе, то и обязан делать).

Границы компетенции очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган государственной власти не превышал власти и не вторгался в сферу деятельности других органов. Однако вопросы коррупции.

Другим важным составляющим элементом властных полномочий, является предмет ведения, т.е. установленная сфера применения компетенции.

Предмет ведения – это сфера деятельности органов государственной власти, наделенных правом и обязанностью осуществлять определенные управленческие функции применительно к объектам управления.

Необходимо запомнить формулу:

Государственно-властные полномочия = Компетенция + Предмет ведения
(права + обязанности)

 

В Конституции РФ исчерпывающим образом определены властные полномочия Президента РФ, палат Федерального Собрания и Конституционного Суда РФ.

Полномочия других органов государственной власти определены в Конституции РФ самым общим образом, а в деталях регулируются специальными законами (например, о Правительстве РФ, Верховном Суде, Высшем арбитражном суде).

Исключением является Прокуратура РФ, функции и статус которой, Конституция РФ не определяет вообще, хотя имеется упоминание об этом органе (ст.129).

Властные полномочия некоторых органов государственной власти вообще не упоминаются в Конституции РФ, а регламентируются в специальных актах (ЦИК РФ).

Властные полномочия органов государственной власти субъектов РФ закреплены в ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и детализируются в актах субъектов РФ.

3. Особый, установленный государством порядок деятельности органа государственной власти, отступить от которого он не вправе.

Степень правовой регламентации процедуры деятельности органов государственной власти различна. Она более высока применительно к законодательным и судебным органам, органам государственной власти с особым статусом. Например, есть четкая процедура законодательного процесса, гражданского судопроизводства, уголовного судопроизводства, избирательного процесса и т.д.

Порядок деятельности Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти регламентируются наименее четко. Эти органы государственной власти осуществляют свою деятельность, не выходя за рамки общих принципов (федерализм, гласность, законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина и т.д.).

К дополнительным (факультативным) признакам относятся:

1. Внутренняя структура органа государственной власти. Как правило, орган государственной власти представляет собой организацию, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности. Другими словами это управляемая общность граждан государства. Однако в Российской Федерации есть единоличные органы государственной власти, не обладающие внутренней общностью. Например, Уполномоченный по правам человека, высшее должностное лицо субъекта РФ, Президент РФ.

2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются органу государственной власти для реализации собственных полномочий и включают смету, фонд заработной платы, оборудование и т.д. Это скорее условие осуществления компетенции, чем признак органа государственной власти.

3. Каждый орган государственной власти имеет право в процессе своей деятельности принимать определенные, только ему присущие юридические акты. Однако этот признак лишен самостоятельного содержания, т.к. является составной частью основного признака, а именно государственно-властных полномочий, потому что в актах полномочия находят свое практическое воплощение.

4. Каждый орган государственной власти осуществляет задачи и функции государства. Данный принцип характерен не только органам государственной власти, но и государственным органам, т.к. любое государственное установление, в конечном счете, служит обществу и государству.

5. Каждый орган государственной власти является составной частью единой системы органов государственной власти России. Однако единство системы органов государственной власти относится к категории принципов организации и деятельности, т.е. базовое начало, лежащее в основе выстраивания соответствующей системы.

В литературе встречаются и другие признаки. При их самостоятельном анализе следует отнестись к ним критически.

Итак, любому органу государственной власти присущи три основных признака, а дополнительные могут присутствовать, а могут и не присутствовать.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.