– запись констант, переменных, функций на языке C#;
– правила записи арифметических выражений на языке C#;
– арифметические операторы присваивания;
– организацию простейшего ввода-вывода данных.
2. Разработать алгоритмы решения задач в соответствии с заданием.
3. Составить программы решения задач.
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя алфавит C#?
2. Перечислите операции, производимые в C#?
3. Что понимается под идентификаторами и, каковы требования к ним?
4. Какие типы данных используются в C#?
5. Охарактеризуйте целые типы данных в C#?
6. Охарактеризуйте вещественные типы данных в C#?
7. Дать понятие логического, символьного и строкового типа данных.
8. Какова структура программы на языке C# под консольным приложением? Зачем отдельные слова программы отображаются разным цветом?
9. Где и как описываются константы, переменные и типы данных?
10. Перечислите основные стандартные функции в C#?
11. Какова последовательность действий при выполнении оператора присвоения?
12. Перечислите приоритетность выполнения операций в выражениях.
13. Методы вывода Console.Write() и Console.WriteLine(). Пояснить на примерах форматированный вывод данных.
14. Как организовать пропуск одной и более строк при выводе данных?
15. Как сделать, чтобы окно пользователя открывалось для получения конечного результата?
Задание и порядок выполнения работы
1. Задача 1. Создать проект – консольное приложение, которое по заданным расчетным формулам и наборам исходных данных, указанных в табл. 2.1, вычисляет значения соответствующих переменных. На экран вывести результаты расчетов, сопровождая их вывод именами выводимых переменных. Решение задачи должно состоять из блок-схемы алгоритма и реализующей его программы, снабженной пояснениями.
Таблица 2.1
N
Расчетные формулы
Данные
2. Составить блок-схему решения поставленной задачи.
3. Написать и ввести программу в редактор кода под консольное приложение (Файл \Создать проект \Консольное приложение \ОК), сохранить его в папке Р21 под именем Z1 (D:\Temp\...\Prg\P2\Р21\Z1.scproj).
4. Запустить проект, используя команду Отладка \Начать отладку.
5. Проанализировать полученный результат на соответствие поставленной задаче.
6. Задача 2. Создать консольное приложение, в котором в диалоговом режиме ИСР Visual Studio 2010 Express запрашивает у Вас имя пользователя и номер группы обучения, а Вы отвечаете своими реквизитами. Например:
Ваше имя Михаил
Ваша группа МТС-01
После выполнения программы результаты в окне пользователя должны быть выведены в следующем виде:
Ваше имя Михаил
Ваша группа МТС-01
Мое имя Михаил
Моя группа ПИЭ-90
7. Добавить строки кода, в которых программа Вас приветствует (например, Привет Михаил!) и отмечает, что группа (например, МТС-01) замечательная.
8. Ввести программу в редактор кода под консольное приложение, сохранить его в папке Р2_2 под именем Z2 (D:\Temp\ …\Prg\Р2\P22\Z2.scproj), запустить на исполнение.
9. Проанализировать результат на соответствие поставленной задаче.
10. Cкопировать папки P21 и P22 с их содержимым на свою Flash-память.
11. Завершить работу и подготовить отчет, в котором отразить условие задачи, алгоритмическую блок-схему, код проекта и результаты решения по каждой задаче.
Методические указания по выполнению задания
Пример выполнения задачи 1. Вычислить значение переменных y и p, используя расчетные формулы: ,
где а = 0.59, z = -4.8, x = 2.1
Величины a, z, x являются вещественными числами, их значения заранее определены условием задачи, поэтому их можно объявить в программе как константы типа double с присвоением им их заданных значений. Переменные y и p необходимо рассчитать, поэтому они с учетом значений входных данных объявляются как переменные того же типа double, но со стартовой нулевой инициализацией.
При написании выражения на языке C#, используются скобки(), операнды, операторы и стандартные функции. Для написания стандартной функции (табл. 2.2) используется класс платформ Math. Например, Math.Sin(x), Math.Pow(x,2), Math.Log(x+1).
Блок-схема алгоритма поставленной задачи приведена на рис. 2.1, а программа ее решения ниже:
Результаты выполнения задачи1:
Замечания. В программе предусмотрен вывод вещественных переменных в разных форматах. В отдельной строке переменная y отображается в формате, установленном по умолчанию. Переменная p – в экспоненциальном формате.В одной строке переменные y и p представленыв формате, который отображает при выводе на печать 5 символов, 2 из которых отведены для дробной части (F).
Задача 2. В диалоговом режиме ввести свое Имя и группу и вывести результат на экран. Здесь используются строковые переменные n и g типа string и методы Write(), WriteLine().
В приведенную программу добавить строки приветствия (например, Привет Ирина!) и поощрение группы (например, группа ПИЭ-01 замечательная!).
Вариант результата выполнения задачи2:
Основные стандартные функции приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Вызов функции
Назначение
Вызов функции
Назначение
Abs(x)
Абсолютное значение
Log10(x)
Логарифм от x по основан.10
Ceiling(x)
Округление вверх
Max(x,y)
Максимальное из двух
Cos(x)
Косинус
Min(x,y)
Минимальное из двух
DivRem(x,y)
Остаток от x/y, числа целые
Round(x)
Округление до ближайшего целого
Exp(x)
Экспонента = ex
Pow(x,y)
Возводит x в любую степень y
Floor(x)
Округление вниз
Sin(x)
Синус
IEEERemainder(x,y)
Остаток от x/y, числа вещественные
Sqrt(x)
Квадратный корень
Log(x)
Натуральный логарифм
Tan(x)
Тангенс
Приоритетность операций в выражениях:
1. Вычисления в ( ) // Сначала вычисления в самых внутренних ()
В консольном приложении используется одно окно. Вывод результата осуществляется методами Write, WriteLine, а чтение результата – ReadKey().
Console.Write(" ") – вывод в строку текстовой информации. Следующий вывод будет продолжен в этой же строке.
Console.Write(" " + z) – вывод текстовой строки и значения переменной z.
Console.WriteLine(y,z) – вывод значений переменных y и z в формате по умолчанию, но по завершении осуществляется переход к следующей строке.
Console.WriteLine("{0,8:E}", x) – форматный вывод значения x. Где 0 – номер вывода переменной, 8 – число позиций для отображения числа x, E, ображениютображению числаачения переменной – экспоненциальный формат данных (6 символов после запятой в отображении числа);
Console.WriteLine ("{0,6:F}{1,6:F}", x, y) – вывод двух значений: сначала x (0), а затем y (1), с шести позиционным отображением чисел и двумя (F) символами после запятой.
Console.WriteLine() – пропуск одной строки при выводе.
Console.ReadKey() – чтение результата (пауза) в окне DOS.