1) стадия интереса. без стадии интереса творчество не возможно. При этом интерес должен быть подлинным, достаточно сильным и искренним, что бы проявляться в те моменты, когда контроль сознания ослабляется. То есть объект познания должен быть интересен человеку, но как показывает наблюдение на творчество могут существенно влиять еще и различные чувства и желания — например стремление удивить, оправдать чьи то надежды, забота о ком либо.
2) Интерес- наблюдение - осмысление. В научных исследованиях обязательно проводится работа по сбору различного рода данных имеющих отношение к интересующему явлению. В обычном решении задач наблюдения часто заменены припоминанием той информаци, которая имеет отношение к интересующему явлению.
Размышления в момент наблюдения в основном заторможенны, хотя наблюдение строится от идеи и влияют на возникновение идей, то есть понятийно- логическое мышление в период наблюдений в основном затормаживается, хотя полностью не выключается.
3) наблюдение — осмысление — кристализация. Когда накапливается достаточно данных человек старается все больше и больше их осмыслить, классифицировать, привестви в порядок , а так же он начинает выделять связи и общие закономерности, которые первоначально скрыты для быстрого понимания. При этом осмысление, не зависимо от того, осознает это человек или нет, перегруппировывает данные наблюдений, что то выдвигает вперед, а что то отодвигает, то есть расставляет метки. Во время осмысления явлений возникает состояние противоположное состоянию во время наблюдения. Человек в той или иной мере отришается от окружающего, «уходит в себя» то есть на этом этапе поведение «наблюдателя» тормозится, и человек привращается в мыслителя.
В зависимости от типологических способностей конкретного человека от степени знакомства с изучаемым им явлением 2 и 3 стадия могут менятся местами: определеные логические выводы и соображения могут вызывать внимательное отношение к тому или иному явлению, и человек может обратиться к наблюдению после размышлений.
4) осмысление — кристализация — свобода. Если речь идет о познании сложного явления, осмысление рано или поздно исчерпывает себя, мысль начинает повторяться, человек легко пробегает в уме ходы своих действий, часто многочисленных, однако это уже ни к чему не приводит. В таких случаях возникает мысль что идея должна «созреть», что услилие стоит на некоторое время оставить и вернуться к ним позже. наступает стадия вынашивания или кристализации нового представления в подсознании. Этот процесс скрыт от сознания. Со временем наступает момент, когда человек чувствует что в тайниках его души что то созрело, его начинает что то беспокоить, и что то привлекает к себе внимание. Это и есть процесс перехода к следующей стадии творчества.
5) Кристализация — свобода — грезы. Завершение кристализации, создает в подсознании стремление к свободе: человеку становится необходимо освободится от контактов, от дел, от повседневных забот, что бы «уйти в себя» и уделять внимание тому что происходит в душе.
Обычное общение является блоком для перехода в состояние грез, а это состояние необходимо для творческого процесса и как следствие общение часто мешает самовыражению и постижению нового.
Свобода в этих случаях включает в себя свободу от авторитетов, свободу от воспоминаний, свободу от логических рассуждений, свободу от преждних знаний. Это необходимо для того, чтобы обратиться к чему то новому в душе, более объемному чем случайные образы и этот уход чем то напоминает состояние вируса.
Индивидуальные особенности и творческие процессы
1) влияние возраста на динамику и размах идей
2) специфика творчества молодых специалистов
1) творчество молодых зависит оттого в какой степени у них сохранились детские черты, такие как любознательность, и непосредственность восприятия и реакции. Кроме детского типа восприятия на творческую успешность положительно влияет ранее выявления и развитие способностей. То есть для молодых людей характерно и вполне естественно восторженное удивление, умение по детски смотреть на мир, и откликаться даже на незначительные явления, это связанно с возрастны негативизмом и обостренным чувством протеста против недостаточности своих возможностей, что в свою очередь обостряет чувствительность внешним событием и является очень важным для формирования способностей к нетрадиционному мышлению, именно обостренная чувствительность помогает детям видеть и слышать.
В зрелом же возрасте люди уверенны что они воспринимают все объективно, с годами у них появляется запрограмированный взгляд на вещи, избыточный рационализм, и сухое абстрактное мышление.
Составляющее детской непосредственности важны для творчества, потому что восприятие становится более целостным, менее искаженным и противоречивым, хотя следует помнить, что с годами все равно формируется устойчивое доминирование определенных категорий(пространство, времени, причинности, классификация опытов понятиях, и так далее ).
однако в пиковые моменты творчества когда напряжение растет до уровня приближающегося к экстримальному, логика человека долго сохранявшая непосредственность восприятия быстрее регрисирует.
Молодых специалистов в творчестве так же отмечает смелость идей. Нередко молодые специалисты из общеупотребительных понятий способны строить конструкции, изумляющие своей оригинальностью. Их не смущает использование совершенно новых принципов для достижения , с точки зрения представления окружающих. Они еще слишком мало знают в своей области, поэтому им не за что бояться.
Повышенная амбициозность. При прочих равных условиях, в молодости самооценка выше, поэтому начинающие исследователи часто имеют неадекватные представления о своих достижениях, и порой абсолютно непроверенные материалы выносят на обсуждение. Такая стратегия может создать молодым преимущество, поскольку научное открытие не редко совершаются в результате того, что одни ученые не побоялись публиковать, а другие не поленились задуматься над результатом, хотя они могли быть и неожиданными.