Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика уровня сформированности мотивационного компонента.



Изучение уровня сформированности мотивационного компонента в структуре психологической готовности к обучению в школе проводилось при помощи методики «Мотивационная готовность» А.Л.Венгера. Критерии, положенные в основу оценки мотивационного компонента в структуре психологической готовности к школьному обучению, выявляли доминирующие мотивы учебной деятельности.

При анкетировании практически все дети-сироты с увлечением рассказывали о своем участии в свободных видах деятельности (игровой, конструктивно-изобразительной, спортивной), но в то же время они отмечали значительные трудности на занятиях в детском саду.

Характеристика уровня сформированности социального компонент.

Для проверки уровня сформированности социального компонента в структуре психологической готовности к обучению в школе была использована методика определения уровня владения коммуникативными действиями (Д.И.Бойкова, С.В.Бойковой), атакже наблюдение и беседа.

Сформированность данного компонента оценивалась нами по следующим параметрам: умение общаться со взрослыми и умение общаться со сверстниками в свободной деятельности.

Анализ результатов выполнения методики показал, что высокий уровень овладения коммуникативными действиями отмечен у 80% из числа нормально-развивающихся детей, средний. — 20% детей-сирот с ЗПР, 40% детей с ЗПР, воспитывающихся в семье, а также 20% детей с нормальным темпом психического развития. Низкий уровень овладения коммуникативными действиями обнаружили 80% детей-сирот с ЗПР и 60% детей с ЗПР, воспитывающихся в семье.

Следует отметить доминирование внеречевых средств над речевыми, отсутствие развернутого речевого высказывания, изобилие междометий, эмоциональных возгласов и экспрессивных жестов у детей-сирот с ЗП Р.

В ходе беседы с педагогическим и медицинским персоналом было установлено, что практически все дети-сироты с ЗПР (85%) выполняют инструкции, «соблюдают дистанцию», однако несформированность умения общаться со сверстниками (70%), гипермотивация в процессе общения со взрослыми, а также чрезмерное вмешательство педагогов в личное пространство детей, приводят к отсутствию самостоятельности, неумению организовывать свою деятельность, вначале игровую, а впоследствии и учебную.

Полученные количественные показатели по каждой из методик преобразовывались по единому алгоритму с использованием следующей формулы: Аср/Впах х 100%,где Аср —среднее значение показателей по группе; Впах —максимальное значение показателей по группе.

 

Полученные в результате преобразований данные, находящиеся в низком уровне сформированности психологической готовности к обучению в школе, от 0,26 до 0,5-о средне-низком, от 0,6 до 0,75-о среднем, от 0,76 компонентов психологической готовности к школьному обучению детей-сирот с ЗПР, детей с ЗПР, воспитывающихся в семье, а также нормально-развивающихся дошкольников были выделены «профили обучаемости» (ПО).


 


1
1
— ~ь — Дети-сироты с ЗПР в-- Дети с ЗПР — ю,— Дети с нормальным развитием

 


высокий

[0,76-1]

П01'


0,73 '; ~ — -- ~Ф~

 


средний [0,6-0,75]

средненизкий [0,26-0,5]

низкии [0-0,25]


П02

П03

ПО4(


о,

,5

0,25 -',— --

 


Е И3-Ий Ф о с И

И Б3О о


И

о.

А с х

о с

о

ИА Ио х

Е

о


И Е

А

с о о. й о

Ео

А

й

о

Ф

Е

Ф

Е л

3 Ф

о Ео

Е

А А с Ио

о


И Ех И3-о

й

о о Е о

А

3-

о

Ф ИФ Е

л

3Й о Е

о ИА А Ф И

о

о


Я ИЕ Ф Е

л

Ф

И

ИФ

5о

х о 3-ЕФ

о

С Е

о

А И И

о

И В

Й Е


А

о

о М о

й Ф Е

А с о х И

3 Ф

о Ео

х ИА ИА Ф

о Ио Е


И И

л а

3 о И

Ио А Й

Ф Ф И И Е л

Ф

о

С Е

о х И

А А

со

В

Ио

О. с


ИВ

3 о Ф ЕФ И

Ио. л

ЕВ

Е

Ио

С Е

о

х 'ИА ИА

с

о

В

Ио о с


А Ь о

ЕА

с 3"Е Ф Е Ф Е 3о 33 о ИФ И

а о о

С Е

о

ИА А

с с

3" Ф И И


Ф

о Ео с

А

о о й

И Е И

И со

й ЕФ

о

с Ео х И.А А Ф

С с

И


о

о о Ф у И 3

о с

Ф

И

И

й

3-Ф Л 33Ф о о

о

Ф Ф а о с с Ео х ИА А

с

О

с

И И

 


Рис. 1. Уровни сформированности структурно-содержательных компонентов психологической готовности к школьному обучению

 


ПО1 — характеризуется высоким уровнем сформированности эмоционального, интеллектуального, произвольного, мотивационного, социального компонентов. В процессе выполнения задания дети способны принимать помощь взрослого, частично осуществлять логический перенос в словесной форме. У них отмечается высокий уровень сформированности мотивов учебной деятельности. Дошкольники успешно выполняют задания под руководством взрослого и способны действовать самостоятельно. В процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками используют вербальные средства общения.

П02 —характеризуется средним уровнем сформированности эмоционального, интеллектуального, произвольного, мотивационного, социального компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе. В процессе выполнения задания дети способны принимать помощь взрослого и осуществлять логический перенос в наглядно-действенной форме. Мотивы учения практически полностью сформированы. Они подчиняются требованиям взрослого, но способны выполнять задания только в условиях пошагового контроля. Наблюдается гипермотивация в общении со взрослыми. Общение со сверстниками происходит, как правило, во время занятий.

ПОЗ —характеризуется средненизким уровнем сформированности эмоционального, интеллектуального, произвольного, мотивационного, социального компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе. В процессе выполнения задания дошкольники способны принимать помощь взрослого и частично осуществлять логический перенос в наглядно-действенной форме. В структуре деятельности присутствуют отдельные элементы

 

учебной мотивации, хотя игровые - превалируют. Могут выполнять отдельные задания под руководством взрослого, но не способны организовывать самостоятельно свою деятельность. В процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми у детей преобладают невербальные средства общения.

П04 —характеризуется низким уровнем сформированности эмоционального, интеллектуального, произвольного, мотивационного, социального компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе. Дети не способны принимать помощь взрослого и осуществлять логический перенос. Они проявляют кратковременный интерес к любому виду деятельности, не подчиняются требованиям взрослого на занятиях и в свободной деятельности. В процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми используют невербальные средства общения.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы, построенной с учетом выделенных «профилей обучаемости» детей-сирот с ЗПР, так как различные варианты нарушений требуют дифференцированного подхода при выборе тех или иных средств психокоррекционного воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., Педагогика, 1991. — 152с.

2. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Автореф. дисс... канд. психол. наук. М., 1986. — 16 с.

3. Лубовский В.И., КузнецоваЛ.В. Психологические проблемы задержки психического развития. //Психология детей с задержкой психического развития. СПб, 2003.

4. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология,

1971, Мо 6. — С. 15 — 19.

5. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей.

М.,1978. — 224 с.

6. Лишенные родительского попечительства. / Ред. — сост. Мухина. В.С.— Москва, «Просвещение», 1991. — 223 с.

7. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — С.17 — 60; 244 — 258.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.