Изучение уровня сформированности мотивационного компонента в структуре психологической готовности к обучению в школе проводилось при помощи методики «Мотивационная готовность» А.Л.Венгера. Критерии, положенные в основу оценки мотивационного компонента в структуре психологической готовности к школьному обучению, выявляли доминирующие мотивы учебной деятельности.
При анкетировании практически все дети-сироты с увлечением рассказывали о своем участии в свободных видах деятельности (игровой, конструктивно-изобразительной, спортивной), но в то же время они отмечали значительные трудности на занятиях в детском саду.
Характеристика уровня сформированности социального компонент.
Для проверки уровня сформированности социального компонента в структуре психологической готовности к обучению в школе была использована методика определения уровня владения коммуникативными действиями (Д.И.Бойкова, С.В.Бойковой), атакже наблюдение и беседа.
Сформированность данного компонента оценивалась нами по следующим параметрам: умение общаться со взрослыми и умение общаться со сверстниками в свободной деятельности.
Анализ результатов выполнения методики показал, что высокий уровень овладения коммуникативными действиями отмечен у 80% из числа нормально-развивающихся детей, средний. — 20% детей-сирот с ЗПР, 40% детей с ЗПР, воспитывающихся в семье, а также 20% детей с нормальным темпом психического развития. Низкий уровень овладения коммуникативными действиями обнаружили 80% детей-сирот с ЗПР и 60% детей с ЗПР, воспитывающихся в семье.
Следует отметить доминирование внеречевых средств над речевыми, отсутствие развернутого речевого высказывания, изобилие междометий, эмоциональных возгласов и экспрессивных жестов у детей-сирот с ЗП Р.
В ходе беседы с педагогическим и медицинским персоналом было установлено, что практически все дети-сироты с ЗПР (85%) выполняют инструкции, «соблюдают дистанцию», однако несформированность умения общаться со сверстниками (70%), гипермотивация в процессе общения со взрослыми, а также чрезмерное вмешательство педагогов в личное пространство детей, приводят к отсутствию самостоятельности, неумению организовывать свою деятельность, вначале игровую, а впоследствии и учебную.
Полученные количественные показатели по каждой из методик преобразовывались по единому алгоритму с использованием следующей формулы: Аср/Впах х 100%,где Аср —среднее значение показателей по группе; Впах —максимальное значение показателей по группе.
Полученные в результате преобразований данные, находящиеся в низком уровне сформированности психологической готовности к обучению в школе, от 0,26 до 0,5-о средне-низком, от 0,6 до 0,75-о среднем, от 0,76 компонентов психологической готовности к школьному обучению детей-сирот с ЗПР, детей с ЗПР, воспитывающихся в семье, а также нормально-развивающихся дошкольников были выделены «профили обучаемости» (ПО).
1 1 — ~ь — Дети-сироты с ЗПР в-- Дети с ЗПР — ю,— Дети с нормальным развитием
ПО1 — характеризуется высоким уровнем сформированности эмоционального, интеллектуального, произвольного, мотивационного, социального компонентов. В процессе выполнения задания дети способны принимать помощь взрослого, частично осуществлять логический перенос в словесной форме. У них отмечается высокий уровень сформированности мотивов учебной деятельности. Дошкольники успешно выполняют задания под руководством взрослого и способны действовать самостоятельно. В процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками используют вербальные средства общения.
П02 —характеризуется средним уровнем сформированности эмоционального, интеллектуального, произвольного, мотивационного, социального компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе. В процессе выполнения задания дети способны принимать помощь взрослого и осуществлять логический перенос в наглядно-действенной форме. Мотивы учения практически полностью сформированы. Они подчиняются требованиям взрослого, но способны выполнять задания только в условиях пошагового контроля. Наблюдается гипермотивация в общении со взрослыми. Общение со сверстниками происходит, как правило, во время занятий.
ПОЗ —характеризуется средненизким уровнем сформированности эмоционального, интеллектуального, произвольного, мотивационного, социального компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе. В процессе выполнения задания дошкольники способны принимать помощь взрослого и частично осуществлять логический перенос в наглядно-действенной форме. В структуре деятельности присутствуют отдельные элементы
учебной мотивации, хотя игровые - превалируют. Могут выполнять отдельные задания под руководством взрослого, но не способны организовывать самостоятельно свою деятельность. В процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми у детей преобладают невербальные средства общения.
П04 —характеризуется низким уровнем сформированности эмоционального, интеллектуального, произвольного, мотивационного, социального компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе. Дети не способны принимать помощь взрослого и осуществлять логический перенос. Они проявляют кратковременный интерес к любому виду деятельности, не подчиняются требованиям взрослого на занятиях и в свободной деятельности. В процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми используют невербальные средства общения.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы, построенной с учетом выделенных «профилей обучаемости» детей-сирот с ЗПР, так как различные варианты нарушений требуют дифференцированного подхода при выборе тех или иных средств психокоррекционного воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., Педагогика, 1991. — 152с.
2. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Автореф. дисс... канд. психол. наук. М., 1986. — 16 с.
3. Лубовский В.И., КузнецоваЛ.В. Психологические проблемы задержки психического развития. //Психология детей с задержкой психического развития. СПб, 2003.
4. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология,
1971, Мо 6. — С. 15 — 19.
5. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей.
М.,1978. — 224 с.
6. Лишенные родительского попечительства. / Ред. — сост. Мухина. В.С.— Москва, «Просвещение», 1991. — 223 с.