Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика уровня сформированности произвольного компонента.



Характеристика уровня сформированности «общего показателя развития»

Уровень «школьной зрелости»,

ю терминологии А.Керн — И.Йирасек, оценивался по специально выделяемым параметрам: сформированность графомоторных навыков (выполнение субтестов «Срисовывание группы точек» и «Срисовывание букв») и сформированность общего уровня развития («Рисунок человека»).

Рисунки большинства воспитанников детского дома характеризовались схематичностью, отсутствием деталей, а зачастую представляют собой так называемого «головонога», что типично для детей 3-3,5 лет. 59% детей-сирот испытывали затруднения при воспроизведении фигуры человека, что можно обьяснить недоразвитием отдельных свойств восприятия, а также, недостаточной сформированностью образов-представлений.

Характеристика уровня сформированности интеллектуального компонента.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей-сирот с ЗПР («Обучающий эксперимент» А.Я.Ивановой) позволило определить сформированность следующих параметров: уровень развития ориентировочной деятельности; восприимчивость к помощи взрослого; осуществление логического переноса.

Уровень развития ориентировочной основы деятельности

На данном этапе дети-сироты с ЗПР показали неспособность ориентироваться в условиях задачи и планировать свою деятельность. Трудности ориентировки усугублялись двигательной расторможенностью и постоянным отвлечением детей на внешние раздражители. Они не испытывали или испытывали кратковременный интерес к заданию, что объясняется нами низким уровнем развития познавательной деятельности, в том числе, отсутствием умения планомерно обследовать предметы.

Уровень восприимчивости к помощи взрослого

Восприимчивость к помощи взрослого оценивалась количеством «обучающих уроков». Чем больше уроков требовалось испытуемому для выполнения задания на классификацию, тем хуже, в конечном счете, оказывалась его обучаемость.

В среднем для овладения каждым из видов классификации (цвет, форма, величина) нормально развивающимся детям потребовалось 0,3;0,2;0,3 «обучающих уроков», детям-сиротам с ЗПР — 0,8;0,9;0,9уроков соответственно. Детям с ЗПР, воспитывающимся в семье 0,6;0,6;0,7«обучающих уроков».

Мы считаем, что полученные данные можно объяснить, прежде всего, недостаточным опытом общения со взрослыми, несистематическим обучением и особенностями мыслительной деятельности.

Осуществление логического переноса

При осуществлении логического переноса воспитанники детского дома испытывали затруднения при установлении сходных и отличительных признаков сравниваемых геометрических форм. Они практически не использовали слова-обобщения, а при выполнении последующих задач использовали тот признак группировки, который уже применялся при решении предыдущих, что свидетельствовало об инертности процессов мышления.

Характеристика уровня сформированности эмоционального компонента Эмоциональное отношение к учению выявлялось при помощи оценки уровня школьной тревожности (модифицированная методика Е.Я.Агпеп).

Высокую тревожность у 50% детей-сирот с ЗПР вызывали ситуации учебного характера, в которых ребенок находился в процессе общения со взрослым во время занятий, в то время как среди детей с ЗПР, воспитывающихся в семье, их всего 29%.

Полученные данные объясняются сложившейся закрытой системой взаимоотношений, ограниченностью контактов, длительным нахождением детей в ситуации эмоциональной депривации вследствие чего, любые, даже самые незначительные изменения в сфере воспитания, обучения, общения между сверстниками и взрослыми вызывают тревожность.

Характеристика уровня сформированности произвольного компонента.

Оценка степени сформированности произвольного компонента («Графический диктант» Д.Б.Эльконина) проводилась на основании следующих критериев: уровень самостоятельной регуляции деятельности и уровень регуляции деятельности посредством словесной инструкции.

Дети-сироты с ЗПР выполнили первую часть задания (под руководством психолога) достаточно легко, однако при выполнении второй части задания отмечались значительные сложности.

Полученные результаты объясняются нами ярко выраженной потребностью в общении со взрослыми, которая базируется на дефиците, и как следствии сверхценности этого общения. Возможность выполнять задания только в условиях пошагового контроля и трудности самостоятельно планировать и осуществлять даже простые действия — характерная черта детей-сирот, неготовых к обучению в условиях общего образования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.