Соотношение национальных и региональных символов. Региональные символы: гербы и флаги областей, земель, княжеств, исторических областей и т. п. Краеведение и местная история как основа региональной идентичности. Структура региональной идентичности. Элементы региональной идентичности. Исторические предпосылки возникновения региональной идентичности. Исторические примеры региональной идентичности: идентификация с княжествами, герцогствами, иными историческими областями.
2. Исследование региональной идентичности
Роль региональной идентичности в процессах этнической ассимиляции и диверсификации. Соотношение этнической идентичности в региональную и наоборот. Проблемы исследования региональной идентичности.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА РЕЛИГИИ
1. Религия как социальный феномен и как объект изучения.
Понятие религии, общее и особенное в определениях религии. Религиозный комплекс и его структура. Основы и предпосылки религии. Подходы в изучении религии: феноменологический, исторический, социологический. Основные аспекты социальной природы религии. Историческая динамика социума и эволюция религиозного сознания.
2. Социальные кризисы и религия
Кризис традиционной идентичности в античных цивилизациях и его отражение в развитии религии. Социально-психологические причины популяризации эзотерических учений и формирование мировых религий. Социальные аспекты мировых религий. Религиозная община как новая социальная форма коллективности. Церковь и рост институциализации общества.
3. Мировые религии и социальный мир.
Функции, миссия и роль католической и православной церквей как отображение своеобразия социокультурного пространства Запада и Востока. Развитие социальных функций религии и изменение их соотношения. Формирование ислама в контексте социально-политических реалий и проблем арабского Востока. Что такое теократическое государство. Социальные основы протестантизма. «Священное» и «мирское» в новом социально-экономическом контексте. Индивидуализация религиозного опыта. Социальное отчуждение и специфические функции религиозной общины в протестантской церкви.
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
1. Человек и время. Место и роль человека в историческом процессе.
Человек как субъект и объект истории. Исторический детерминизм. Вопрос о роли личности в истории. Объективные закономерности исторического процесса и свобода выбора человека. Идея биполярности человеческой истории. «Коллективистское» и «индивидуалистическое» общества. Историческая динамика человеческой индивидуальности. Ментальность и духовный строй как выражение внеиндивидуальной стороны личности.
Реальные понятия времени. Историческое время. Исторические циклы. Время историка и время социолога.
Возникновение исторической антропологии. М. Блок и Л. Февр и школа «Анналов». «Новая историческая наука» и социальная история на Западе и в России. Антропологическая ориентация социально-исторических исследований.
2. Человек в средневековом обществе.
Переход от рабовладельческому строю к феодальному. Характерные признаки раннефеодальной цивилизации. Новый тип человека. Эволюция социальной стратификации общества. Феодал и крестьянин, ремесленник и торговец как социально-антропологические типы эпохи средневековья.
Мировоззрение средневекового человека. Религия как основа формирования ментальности человека. Мировые религии и разнообразие ментальных и социокультурных миров. Общество и культура эпохи Возрождения. Переосмысление этических норм и представлений о мире и человеке. Отражение идеологии гуманизма в литературе и искусстве. Представление о мире, человеке и обществе в Древней Руси.
3. Человек как субъект новейшей истории.
Развитие товарного производства и рыночных отношений. Изменения в социальной структуре общества. «Буржуазные ценности». Формирование человека-гражданина. Человек и технический прогресс. Различие материальных, социально-политических и духовных потребностей буржуа и пролетария. Формирование «урбанистического» менталитета. Человек эпохи просвещения. Секуляризация духовной жизни.
Отличительные черты русского и западноевропейского историко-культурных типов в ХIХ - начале ХХ вв. Социоментальные миры русского крестьянина, купца, пролетария, дворянина, буржуа.