Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

Специальность: Социология

Специализация: Социология управления

  УТВЕРЖДАЮ Декан факультета социологии д.с.н., профессор Танатова Д.К. л ПРИНЯТО РЕШЕНИЕМ СОВЕТА ФАКУЛЬТЕТА ОТ 29.11.2011 ПРОТОКОЛ №4   УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой д.с.н., профессор Танатова Д.К. л УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ОТ 29.11.2011 ПРОТОКОЛ №4

 

ПРОГРАММЫ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

для специальности 040102.65 - Социальная антропология

Степень (квалификация) – Социальный антрополог

 

 

Москва 2011


 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета РГСУ.

Ответственный редактор: заведующий кафедрой социальной антропологии, д.с.н., профессор Д.К. Танатова

 

 

Авторский коллектив: Танатова Д.К., Колударова С.В., Ситнова И.В., Носкова А.В., Новикова С.С., Никитина Е.С., Краснова О.П., Лескова И.В.

 

Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности 040102.65 – Социальная антропология, - М.: Союз, 2011. – .

 

 

© Авторский коллектив, 2011

© Издательство РГСУ «Союз»


 

Программа итоговой государственной аттестации по специальности 040102.65 «Социальная антропология» составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования министерства образования Российской Федерации (ГОС 2000).

В содержании программы представлены следующие учебные дисциплины: антропогеография, гендерная антропология, история материальной культуры и хозяйства, история социальной антропологии, методы социально-антропологических исследований, педагогическая антропология, семиотика, социолингвистика, социальная антропология, теория и история социологии, физическая антропология, философская антропология, этнология, антропология управления, корпоративная культура, профессиональная этика, экономическая антропология, управление персоналом, имиджеология, современные парадигмы и научные подходы в социологии и социальной антропологии, исследование межнациональных конфликтов, методы анализа культур, исследования региональной идентичности, социальная природа религии, социально-историческая антропология, этническая миграция.

Тематика вопросов согласована с кафедрами, осуществлявшими чтение курсов по блокам обще-профессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации.


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

АНТРОПОГЕОГРАФИЯ

 

1. Предмет и метод антропогеографии. Основные теории антропогеографии.

Антропогеография как школа социально-экономической географии. Влияние географического фактора на формирование человека. Методы антропогеографии в изучении народонаселения. Основные положения теории Ф. Ратцеля и др.

2. Теории антропосоциогенеза в определении основных характеристик народонаселения.

Природные предпосылки социального. Проблема взаимодействия природы и общества. Антропогенез как процесс возникновения и развития человека как общественного существа. Теории Дарвина, Геккеля, Энгельса. Идеи Тейяра де Шардена, Н. Вернадского.

3. Биологические, социальные и культурные вопросы воспроизводства населения Земли, его возрастно-половой состава.

Специфика и периодизация онтогенеза человека, Динамика народонаселения. Качество воспроизводства. Уровни и способы познания мира как один из показателей качества воспроизводства. Относительные и абсолютные характеристики динамики народонаселения. Уровни продолжительности жизни и связь возрастного состава с типами воспроизводства. Проблема «демографических ям» и «демографических взрывов» в связи с внешними и внутренними факторами бытования сообщества.

4. Связь антропогеографии с этнической антропологией. Миграция и размещение населения Земли.

Национальный состав населения и его размещение, принципы расовой, национальной и этнической принадлежности. Значение антропологических и географических характеристик в определении этносов. Этнопопуляция. Возрастная, половая, лингвистическая специфика изменчивости этнических характеристик. Религиозные и национальные основы этнической идентификации. Адаптация и ее антропологические особенности. Миграция населения. Смешение и генный поток как факторы изменчивости. Урбанизация, плотность населения и их связь с качеством жизни.

 

ГЕНДЕРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

1. Проблематика пола и гендера в социальной антропологии.

Гендерная антропология как научная дисциплина: объект, предмет и задачи. Введение понятия «гендер» в научный дискурс. Концепция гендерной идентично-сти Роберта Столлера. Различия категорий пол и гендер. Биологические и социальные уровни пола. Гендер как социальный пол. Направления разработки гендерной теории в научном анализе. Гендер как социальный конструкт. Гендер как стратификационная категория. Гендер как культурный символ. Псевдогендерный подход. Категориально-понятийный аппарат гендерной теории. Гендерная идентичность. Гендерная идеология. Гендерная дифференциация. Гендерная роль. Гендерные стереотипы. Гендерная культура. Маскулинность. Феминность.

 

2. Конструирование гендерной системы.

Понятие «гендерная система». Основы системно-гендерного анализа общественных отношений. Теория поло-гендерной системы Г. Рубин. Понятие «гендерного порядка» в концепции Р. Коннелла. Гендер как социальный институт Дж. Лорбер. Отечественная традиция изучения гендерной системы российского общества (Е. Здравомыслова, А. Темкина, А. Роткирх, О. Здравомыслова). Понятие «гендерного контракта». Первобытное общество, матриархат, патриархат как формы конструирования гендерной системы общества. Базовые факторы в формировании патриархатной системы отношения полов: разделения труда, брак и семья, правовые нормы, бытовые обычаи как средство социального контроля, идеология вторичности женщины. Общества с нетрадиционной системой гендерных ролей (теория М. Мид).

 

ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ХОЗЯЙСТВА

 

1. Материальная культура и хозяйство палеолита.

Палеолит: хронологические рамки, внутреннее деление на периоды. Основные теории расселения древнейшего человечества. Становление и развитие присваивающего хозяйства. Древнейшие археологические культуры. Эволюция каменной индустрии в нижнем, среднем и верхнем палеолите. Основные этапы антропогенеза и соответствующие им фазы развития материальной культуры. Значение палеолита в ранней истории человечества.

2.Зарождение земледелия. Эволюция земледельческих систем .

Понятие «неолитическая революция» (Г.Чайлд). Проблема происхождения земледелия. Древнейшие агрокультуры. Мотыжное земледелие. Подсечно-огневая система. Поливное земледелие и ирригация. Роль скотоводства в развитии земледелия. Основные комплексы земледельческих орудий. Специфические и универсальные черты раннеземледельческих культур Азии и Африки.

3. Материальная культура и хозяйство номадов

Кочевые скотоводы как хозяйственно-культурный тип. Признаки номадизма. Основные регионы распространения номадизма. Специфика взаимоотношений кочевых и оседлых сообществ. Роль кочевников в хозяйственной, экономической, политической и культурной истории человечества.

4. Возникновение городов и городского образа жизни

Основные характеристики города (М.Вебер). Проблема возникновения городов: естественная фаза развития общества или «городская революция». Древнейшие агрогорода Малой Азии и Ближнего Востока. Восточный и западный типы городских общин. Город и сельская округа: специфика взаимоотношений. Специализированные производства в системе древнего города (Э. Сайко).

 

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

1. Становление и развитие классического эволюционизма в социальной антропологии.

Предпосылки становления эволюционистских концепций в социальной антропологии и их общая характеристика. Эволюционизм Г. Спенсера. Теория древних обществ Л. Г. Моргана. Эволюционистская концепция Э. Тайлора и аргументы ее критиков Л. Г. Моргана, Дж. Мак-Леннана, Дж. Леббока, А. Бастиана, Н. Н. Харузина, М. М. Ковалевского, Дж. Фрэзера, У. Риверса. Универсальная теория культуры - варианты интерпретации. Происхождение явлений (институтов) культуры. Сравнительный метод и метод пережитков.

2. Диффузионистское направление в культурно- антропологическом знании.

Методологические и концептуальные основания диффузионизма. Диффузионистские концепции в теории культур Л. Фробениуса и Ф. Гребнера. Антропогеография Ф. Ратцеля. Развитие диффузионизма в США и Англии. Гипердиффузионистская теория панегиптизма Г. Эллиот-Смита и У. Перри. Датская школа и идея диффузии культур К. Биркет-Смита. Миграционизм Т. Хейердала.

3. Социологическая школа в социальной антропологии.

Понятие социологической школы; стадии развития общества О. Конта; социология культуры Э. Дюркгейма (понятие механической и органической солидарности, теория разделения труда); социологический подход к изучению древних обществ (теория первобытного мышления Л. Леви-Брюля).

4. Культурно- историческая школа: методологические подходы.

Предпосылки становления культурно-исторической школы. Социологически ориентированная эстетика И.Тэна. Американская школа исторической этнологии. Антропология А. Кребера как последовательная реализация культурно-исторического подхода.

 

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

1. Организация, принципы и цели социально-антропологического исследования.

Программа исследования. Формулировка цели, задач и принципов социально-антропологического исследования. Организация прикладного исследования. Принципы работы с информаторами. Выбор и возможности аудио- и видеотехники для повышения качества исследований.

2. Методы экспедиционных (полевых) исследований в социальной антропологии.

Включенное наблюдение. Этнографический метод и его особенности. Интервьюирование в социально-антропологическом исследовании. Компаративные (кросс-культурные) методы исследований в современной социальной антропологии.

Методы визуальной антропологии. Использование цифровых технологий в исследованиях. Границы применения аудио- и видеозаписи – этические, психологические и географические.

3. Социологические и статистические методы исследований в социальной антропологии.

Использование опроса (анкетирование, интервьюирование) в исследованиях, направленных на выявление культурных феноменов и изучение социальных институтов. Использование методов анализа документальных источников, особенности библиографического метода (автобиографического). Обработка статистической информации. Методы корреляционного анализа в социально-антропологических исследованиях.

4. Структурно-функциональные методы исследований в социальной антропологии.

А. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс, Э. Эванс-Причард и др. Понятие структуры и функций. Возможности структурно-функционального анализа (методологии).

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

1. Педагогическая антропология как наука.

Антропология как научное знание о человеке. Статус педагогической антропологии в целостной системе антропологического знания.

Основные направления развития педагогической антропологии (как естественно-научная дисциплина; педагогически ориентированная философская теория; «новая педагогика»; методология современной педагогики).

Актуальность антропологического знания для современной теоретической и практической педагогики. Объект, предмет, задачи современной педагогической антропологии. Проблематика и источники педагогической антропологии. Методологические принципы педагогической антропологии (антропологическая интерпретация, комплексность, системность, рефлексивность и т.д.).

Методы педагогической антропологии и их особенности в изучении феномена человека.

 

2. Человек как предмет педагогической антропологии.

Природа человека как основание для представлений о природе воспитания, воспитательных отношений и процессов, педагогического знания, педагогики. Сущность человека как объекта и субъекта воспитания. Становление воспитания в антропосоциогенезе.

Закономерности в педагогической антропологии: единство общего, особенного и единичного в познании человека. Структурные модели человека: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Воспитание как процесс формирования человека с учетом системных взаимосвязей между указанными аспектами человеческого существования.

 

СЕМИОТИКА

 

1. Свойства и структура знака. Знаковые классификации. Семиотическая классификация знаков.

Семантический треугольник, имя, денотат, смысл, значимость знака, мотивированность, произвольность знака, три измерения семиозиса: синтактика, семантика, прагматика, нулевой знак, иконический знак, знак-индекс, знак-символ, символ и знак.

2. Язык как знаковая система. Функции языка в семиозисе культуры.

Речевая деятельность, язык, отношения между семиотическими системами: порождение, гомология, интерпретация, свойство двойного означивания единиц языка, синхрония, диахрония, орудийные и смыслообразующие функции языка, функции речи.

 

СОЦИОЛИНГВИСТИКА

 

1. Основные формы существования языка. Свойства и функции литературного языка. Разговорный язык.

Признаки, свойственные форме существования языка; народно-разговорный язык, койне, просторечие, язык-пиджин, креольский язык, территориальные диалекты, типы социальных диалектов, устная и письменная формы литературного языка, КЛЯ, РР: неофициальность ситуации, спонтанность, «равноправие» говорящего и адресата; арго и жаргон, функциональные стили, состояние языка, диглоссия.

2. Роль языка в этническом самосознании. Этноязыковая самобытность.

Генеалогическая классификация языков мира, язык и диалект, язык и культура, стандартизация и глобализм; язык, религия и народный менталитет; лингвокультурные соответствия; национально-культурная специфика речевого поведения.

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

1. Социально-антропологический подход к исследованию социальных и культурных явлений, его специфика и возможности. Антропологизм как мировоззренческая установка.

Социально-антропологический подход к исследованию социальных и культурных явлений, его специфика и возможности. Социальная антропология как учебная и научная дисциплина. Междисциплинарные связи социальной антропологии. Различия теоретико-методологических подходов в определении объекта, предмета исследования в международной практике социальной антропологии. Национальные научные традиции в социальной и культурной антропологии и этнологии. Основные модели и концептуальный аппарат современной социальной антропологии.

2. Развитие представлений об объекте, предмете и методах социальной и культурной антропологии. Изучение культуры бесписьменных и традиционных обществ.

Основные этапы развития социальной антропологии. Теоретические парадигмы в социальной и культурной антропологии.

Изменение представление об объекте и предмете социальной антропологии. Становление категорий и проблем социальной антропологии. Дискуссии о предмете, статусе, наименовании социальной антропологии в отечественной литературе 90-х годов ХХ в. Специфика бесписьменных и традиционных обществ как объекта исследования

3. Мир человека и повседневность в контексте социальной антропологии

Содержание повседневной жизни людей. Традиция, канон и стиль жизни человека. Анализ проблем повседневности в классических теориях культуры. Многообразие форм повседневности. Методы антропологического изучения повседневности. Жизненный мир и жизненный путь человека. Социокультурное и индивидуальное в направленности личности и индивидуальная траектория жизни. Событийный и биографический анализ в социальной антропологии.

4. Родство как социальное отношение. Классификация систем родства в социальной антропологии.

Родство как форма социальных отношений. Классификация системы родства и брака в работах А. Рэдклиффа-Брауна и Дж. Мердока. Брак как социальная организация отношений между полами. Гипотезы группового, дуально-родового брака. Пуналуальный брак. Основные идеи Л.Моргана, их развитие и критика в социальной антропологии. Личные симпатии, этикет, избегание как элементы системы родства.

6. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии.

Понятия «социальная организация» и «социальная структура» в социокультурной антропологии. Социальная структура как набор взаимосвязанных статусов (позиций) и соответствующих им ролей в рамках определенной общности или сообщества. Традиции исследования социальной структуры. Основания стратификации: власть, престиж, благосостояние. Типы обществ в зависимости от характера социальной стратификации: эгалитарные, ранговые, стратифицированные. Виды стратификации: аскриптивные и достигаемые социальные статусы.

Конкретные культурные формы социальной стратификации. Касты и их распространенность в различных культурах. Э. Эванс-Причард и Р. Фирт о системах возрастных классов. Гендерная стратификация. Этнические и расовые факторы социальной стратификации в традиционных и современных обществах.

7. Исследование хозяйства в социальной антропологии.

Хозяйство как система жизнеобеспечения. Системы категорий для описания хозяйства в отечественной и зарубежной социальной антропологии. Хозяйственно-культурный тип и его признаки: характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности. Модернизация традиционных хозяйственных укладов.

8. Понятие «личность» и «социализация» в социальной антропологии.

Психологическое направление в социально-антропологических исследованиях. Психологическая и педагогическая антропология. Личность как социокультурный тип человека. Маска, персона, личность в работах М. Мосса. Обусловленность типа личности социокультурным окружением. Типы воспитания и социализации детей. Типы культур с точки зрения механизмов наследования ценностей и знаний.

Социализация как приобретение навыков адекватно реагировать на требования социальной среды, обучение выполнению социальной роли. Работы Д. Мак-Леннан. Роль игры в процессе социализации. Принятие роли другого. Социализация посредством языка. Эмоциональная социализация (К. Гирц). Институты социализации в бесписьменном обществе. Инициация и посвящение. Институты воспитания и образования в современном обществе.

9. Аккультурация и межкультурные взаимодействия с точки зрения социальной антропологии.

Понятия инкультурации и аккультурации в социальной антропологии. Межпоколенческая трансмиссия культуры. Понятие аккультурации и культурного контакта. Процессы аккультурации (имитация, адаптация, конфликт, интеграция). Концепции культурного шока. Модель М. Херсковица. Геттоизация, ассимиляция, колонизация. Классификация межкультурных взаимодействий. Особенности межэтнических, межрасовых, межконфессиональных взаимодействий.

10. Исследования мышления, менталитета и процессов восприятия в социальной антропологии.

Культура и мышление как проблема социальной антропологии. Концепция «первобытного мышления» Л. Леви-Брюля и ее критика (работы К. Леви-Стросса и др.). Рациональное и иррациональное в культурах. Особенности восприятия, чувствования в традиционных и современных обществах. Логические структуры и стиль мышления в разных культурах.

Коллективное и социальное бессознательное в культуре. Этнопсихоанализ. Измененные состояния сознания в культурных практиках. Менталитет и способы его изучения в социальной антропологии.

 

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

1. О. Конт как основоположник социологической науки.

Основные направления научной деятельности О. Конта: важнейшие труды и идеи. Значение О. Конта в истории социологии.

2. Социология: объект, предмет и основные парадигмы. Понятие социального.

Объект и предмет познания социологии как науки. Предмет социологии в различных теоретико-методологических подходах. Основные этапы эволюции и современные представления об объекте и предмете социологии. Место социологии в системе наук. Основные категории и уровни понятийного аппарата социологии: общефилософский, общесоциологический и операциональный. Виды понятийного аппарата социологии: термины, статистические категории, операциональные, модельные и аналитические понятия. Связь важнейших социологических понятий с теоретическими направлениями в социологии. Категория «социальное» в предметной области социологии.

Современное состояние социологии и проблема выбора социологической парадигмы. Структурно - функционалистское направление в социологии Э. Дюркгейма. Парсонс: школа структурного функционализма. Теория социального действия и ее роль. Теория социальной системы. Методологическое значение структурно - функциональной социологии Т. Парсонса. Развитие структурного функционализма Р. Мертоном. Марксистская парадигма о материалистическом понимании общественного прогресса. Развитие марксистской конфликтной парадигмы социологами Франкфуртской школы. «Понимающая» социология М. Вебера. Понятие социальной реальности, место в ней социального действия. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули и Г. Блумера. Интегральная социология П. Сорокина.

3. Структура социологического знания и типы социологических теорий.

Основные компоненты и функции социологического знания. Основные подходы к построению структуры социологической науки: теоретическая и эмпирическая социология; общая и отраслевая социология; макросоциология и микросоциология; фундаментальная и прикладная социология. Общесоциологическая теория, специальные и отраслевые теории, конкретные социологические исследования. Теории среднего уровня, их сущность и место в структуре социологического знания. Фундаментальные и прикладные исследования как направленность социологического знания на решение познавательных или практических целей.

4. Общество как социокультурная система.

Понятие общества и социальной системы. Уровни социальных систем, их иерархичность. Специфика социальных систем и закономерности их функционирования. Признаки общества как целостного социального образования. Разработка различных концептуальных подходов к определению «общество»: теории «действующих индивидов», теория «социальных групп», институциональный поход, функциональная и аналитическая концепции. Теории происхождения общества: инструментальная, гендерная, кратическая, семантическая и др. Современные концепции обществ: цивилизационная, теория глобального общества И. Валлерштайна, концепция коммуникативного общества Н. Лукмана, теория «трех волн» О. Тоффлера, теория «стадий экономического роста» У. Ростоу. Диалектика цивилизованного и формационного подходов к обществу.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

1. Физическая антропология и эволюционная теория антропосоциогенеза.

Место человека в системе животного мира. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов. Человек как примат. Биологические предпосылки очеловечивания. Вид Homo sapiens как единственный современный представитель семейства гоминид. Сравнение человека с другими приматами. Антропосоциогенез. Двуногие человекообезьяны – австралопитеки. Первые представители рода «человек» (Homo) в Восточной Африке. Гипотезы моно- и полицентризма. Время и место возникновение Homo sapiens.

 

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

1. Философская антропология как научная и учебная дисциплина.

Определение понятия философской антропологии; предмет и объект исследования; различные подходы к изучению индивида и общества, многообразие моделей антропологии (биологическая, социальная, физическая, культурная); методы; философская антропология в системе гуманитарного знания.

2. Человек как личность в философской антропологии.

Природа человека; индивидуальное и социальное; типология личности (психологические типы К. Юнга); воля, интуиция, разум и чувства (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Б. Рассел, С. Киркегор); проблема пола (Э. Фромм).

3.Человек и общество в философской антропологии.

Межличностное общение («я и ты» М. Бубер); человек и общество (С. Московичи, «бегство от свободы» Э. Фромм); человек и государство (Д. Локк, Т. Гоббс); человек и право (П. Новгородцев); личное, общественное и свобода (Д. Милль, Н. Бердяев).

 

ЭТНОЛОГИЯ

 

1. Этнология (этнография) как научная и учебная дисциплина. Проблема конституирования этноса как основного объекта этнологии.

Общая характеристика предметной области, направлений исследований в отечественной и зарубежной этнологии. Дискуссия об объекте этнографической науки в конце ХIХ - начале ХХ вв. основные понятия этнологии. Культура, этнос, этническая культура как объекты изучения этнологии на рубеже ХХ в. Теоретическое значение работ российских этнографов (С.М. Широкогоров, Ю.В. Бромлей, Л.Н.Гумилев) для конституирования этноса в качестве основного объекта этнографической науки. Основные подходы к определению этноса. Этнос как социально-биологический феномен. Принципы исторической устойчивости и самоорганизации этноса, типы межэтнического взаимодействия. Теория этноса Ю.В. Бромлея. Типы этнических общностей. Этнос и субэтнос. Информационная концепция этноса. Факторы устойчивости этнических общностей (этническое самосознание, территория, эндогамия). Теория этноса Л.Н.Гумилева. Концепция пассионарности.

2. Этническая культура и ее специфика.

Этнографические трактовки культуры. Этническая культура и этническая специфика культуры. Функции этнической культуры. Принципы и условия воспроизводства этнической культуры. Культурная традиция: проблема диахронной устойчивости. Соотношение понятий этнос, народ, нация. Этногенез и этническая история. Этническое самосознание. Раса и этничность: социальное и этнографическое содержание понятий. Понятия: "адаптация", "аккультурация", "интеграция" в российской этнологии.

3. Теоретические парадигмы этнологии: конструктивизм, примордиализм, инструментализм

Роль социологии в изучении этнокультурных и этносоциальных явлений и процессов. Использование этнографических данных в этносоциологии, социальной (культурной) антропологии, социологии: исследования этнокультурных проблем и этносоциальных процессов развития общества. Концепции этничности. Конструктивизм, инструментализм, примордиализм: теоретические парадигмы этнологии.

4. Типы межэтнической коммуникации.

Межэтническая коммуникация как обмен между общностями результатами материальной и духовной деятельности, осуществляемый в различных формах (гипотезы Л.Гумилева), Исторические, социальные, культурные, этические, ситуационные и политические факторы, влияющие на этносоциальные контакты. Формы межэтнических коммуникаций, виды интеграции и способы ассимиляции народов. Концепции Р. Редфилда, М. Херсковица, М. Вебера, Р. Липтона. Этнические процессы в современном мире.

5. Классификации народов мира и России. Сущность и функции классификации.

Виды этнологических классификаций, принципы отбора материала. Этногенез, история формирования современных народов. Археологическая, лингвистическая и культурная характеристика ареалов. Численность, расселение, языковая, антропологическая и хозяйственно-культурная характеристики. Материальная и духовная культура. Социальная организация. Традиционное мировоззрение. Религиозные воззрения. Современное этнографическое состояние.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.