Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Римский фольклор и мифология



Римская литература может быть охарактеризована как «интенсифицированный эллинизм»: она проходит путь греческой литературы за более короткий промежуток времени, отстав от нее в своем начале на пять веков. Будучи литературой «второго поколения», римская литература отнюдь не лишена своеобразия. Ее отличают практицизм, экспрессионизм, страстность, внимание к практическим проблемам и вопросам, а также гораздо меньшая, чем в Греции, доля фантастики и отвлеченного от потребностей повседневной жизни философствования.

Римская мифологическая система несет на себе следы влияний нескольких народов: влияние этрусской мифологии, становление системы общеиталийских божеств, влияние греческой мифологии, восточных культов. Отличительной чертой римлян является пласт легенд (об Энее, об основании Рима и др.), в которых историческое и мифологическое слиты. Римский фольклор характеризуется ярким сатирическим началом, сопутствующим любому празднованию.

Список литературы

Немировский Легенды ранней Италии и Рима. Любое изд.

Парандовский Я. Мифология. Любое изд.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

 

Римская литература III-II вв. до н.э. Комедия

Римская литература начинает свое развитие с эпоса, который выстраивается по греческим образцам в виде переводов (Ливий Андроник – перевод «Одиссеи» на латинский язык сатурновым стихом) либо пересказов национальных исторических сюжетов (Гней Невий, Энний).

Наиболее востребованным жанром оказывается комедия (Плавт, Теренций). Разнообразие жанров римской комедиографии. Специфика «комедий плаща» (паллиат). Приемы контаминации и романизации. Традиции народной культуры в комедиях Плавта. «Удвоение масок», тяготение к «трогательному», «ложный конфликт» в комедиях Теренция, чья спокойная, благожелательная атмосфера контрастирует с бурным характером и сочным народным языком комедий Плавта.

 

Список литературы

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия: Пособие по спецкурсу. М., 1979.

Римская литература периода гражданских войн

(конец II – первая половина I века до н.э.)

Противостояние патрициев и «новых людей» находит свое выражение как на личностном уровне (гражданские войны), так и в оппозиции «азианского» и «аттического» стилей. Ключевыми фигурами этого периода можно считать Марка Туллия Цицерона и Гая Юлия Цезаря.

Жизнь и творчество Цицерона являют собой образец «античного человека» для Европы периода Возрождения. «Срединный путь» Цицерона между крайностями азианского и аттического стиля, его представления об идеальном ораторе (трактаты «Оратор», «Об ораторе», «Брут»), обогащение латинского языка кальками греческих философских терминов, вошедших в таком виде в европейскую культуру. Возникновение жанра литературного письма.

Гай Юлий Цезарь и в личностном, и в стилистическом отношении противостоял Цицерону. Его сочинение «Записки о Галльской войне» дают нам не только прекрасный образец аттического, строгого, ясного и лаконичного стиля («императорского стиля»), но и представляют собой опыт формирования заданного образа политика в сознании читателей.

«Неотерики», к числу которых принадлежал Гай Валерий Катулл, провозглашали примат «ученого поэта» над «добропорядочным гражданином», частной жизни над жизнью гражданской, обращались к традициям александрийской лирики. Особенности композиции сборника стихов Катулла: полиметры, эпиллии, любовная лирика, дружеские и бранные стихи, эпиграммы.

 

Список литературы

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Гаспаров М.Л. Поэзия Катулла. // Катулл. Стихотворения. М., 1986. (Лит. памятники).

 

Римская литература эпохи принципата

Приход к власти Октовиана Августа и завершение гражданских войн. Идеологическая политика Августа в области государства, семьи и религии. Кружок Мецената. Формирование классического стиля: реставрация эпического стиля с углубленным личностным началом / самосознанием.

Творчество Вергилия. Композиция «Буколик». Трансформация жанра идиллии Феокрита: углубление психологической проработки характеров персонажей и повышение условности места действия. Множественность интерпретаций IV экологи. «Георгики» Вергилия и поэма Лукреция «О природе вещей» (эпическая форма, философское содержание, новизна художественных средств). Контраст вступления к поэме и ее финальных сцен. Сопоставление назидательности Вергилия и Гесиода: перемещение дидактики в план идеологии. «Энеида» Вергилия как национальный эпос римского народа. Сопоставление с эпическими поэмами Гомера. Сюжет и композиция «Энеиды». Эней и Одиссей, Эней как «человек судьбы». Совмещение исторического и мифологического материала. Образы главных героев: Энея, Дидоны, Турна, фурии Аллекто, царя Латина, Палланта, амазонки Камиллы, Мезентия и его сына Лавса. Боги в поэме. Проблема финала поэмы.

Гораций наиболее полно и органично вписан в систему латинского языка, в его поэзии нашли отражение все грамматические явления латыни. Следствием этой гениальности становится наиболее ощутимая разница в восприятии его поэзии в переводах. Стихотворный размер играет одну из ведущих ролей в его художественном мире. «Оды» (песни) содержат четверостишия, «Эподы» («припевки») организованы двустишиями, «Сатиры» написаны свободный сатурновым стихом. В четырех книгах «Од», во всех тематических группах Гораций проводит излюбленную идею «золотой середины». Та же идея отражается и в его позиции как теоретика литературы, сформулированной в принципах «Науки поэзии».

Жанр римской любовной элегии: «общие места», образ возлюбленной поэта, характер любовного чувства. Различные интонации внутри жанра – элегии Тибулла и Проперция.

Жизненный и творческий путь Овидия резко делится на две части: до ссылки и в изгнании. Разработка любовной темы в «Любовных элегиях», «Искусстве любви», «Героинях». Эллинистические традиции в «Метаморфозах» и «Фастах». Причины изгнания Овидия. Произведения последнего периода жизни («Тристии», «Послания с Понта»): тема одиночества, образ «живого мертвеца». Пушкин об Овидии.

Список литературы

Топоров В.Н. Эней – человек судьбы. М., 1993.

Гораций Флакк К. Оды, эподы, сатиры, послания. / Пер., вступ. ст. М.Л. Гаспарова. М., 1970.

 

Римская литература эпохи империи

Эпоха Юлиев – Клавдиев. Философ-стоик Сенека как воспитатель Нерона – противоречивость позиции. «Новый стиль». Трагедии Сенеки в сопоставлении с трагедиями Еврипида и Софокла): статичность образов, «кровавый» характер действия, афористичность стиля, бедность драматургической составляющей. Сенека-моралист («Нравственные письма к Луцилию»).

Императоры Флавий, Траян, Домициан. Сатира как неотъемлемая часть национальной римской картины мира. Сатиры Горация и Ювенала. Эпиграммы Марциала и эллинистическая традиция. (в сопоставлении с эллинистической традицией). Картина римской жизни в произведениях сатириков.

Римская историография. Тит Ливий – художественно-дидактическое направление. Корнелий Тацит – «бич тиранов» (А.С. Пушкин), драматизм повествования, сложность синтаксических периодов. Светоний – каталогизация черт характера.

Римский роман. Пародийно-сниженное начало «Сатирикона» Петрония. Проблема авторства. Эпизод пира у Тримальхиона. Мотивы «голода» и «страсти/похоти». Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел»: усиление личностного начала, религиозно-мистическая идея романа (сказка об Амуре и Психее). Литературные и фольклорные источники текста. Вставные новеллы. Образ Исиды и обратная метаморфоза героя.

 

Список литературы

Культура Древнего Рима: в 2 т. М., 1985.

История всемирной литературы: в 9 т. М., 1983. Т.1.

Темы лекций

1. Введение. Краткий очерк истории греческого народа. Древнегреческая мифология. Специфика мифологического сознания.

3. Эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

4. Древнегреческая лирика классического периода (VII-VI вв. до н.э.) Декламационная лирика. Элегия и ямб.

5. Мелика монодийная и хоровая.

6. Происхождение жанра трагедии. Эсхил как «отец трагедии».

7. Трагедии Софокла и Еврипида.

8. Древнеаттическая комедия. Творчество Аристофана.

9. Становление греческой прозы V в. до н.э. Историография, риторика, философия (Платон, Аристотель).

10. Эллинизм. Роль Александрии в развитии эллинистической культуры.

11. Новоаттическая комедия (Менандр). Эллинистическая лирика (Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит).

12. Становление литературы Рима. Легенды и мифы Римского государства.

13. Жанры римской драматургии. Комедии Плавта и Теренция.

14. Литература периода принципата Августа.

15. «Золотой век» римской поэзии: Катулл, Вергилий, Гораций.

16. Творчество Сенеки и Овидия.

17. Римская историография и поздняя греческая проза (Плутарх, Лукиан). Античный роман.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.