Трагедия и комедия рождаются из фольклорной традиции и в происхождении своем связаны с культом Диониса. Трагедия произрастает из мистерий, культа героев, пронизанного френетическим элементом; для нее важны понятия «пафоса», страстей, которые претерпевает герой, страха и сострадания, которые испытывает зритель, приходя к «катарсису» («очищению»).
Устройство греческого театра и организация театральных представлений. Драматические агоны. Сатировская драма. Структура трагедии.
В творчестве Эсхила, «отца» трагедии, происходит становление трагедии как жанра, в центре которого находится герой, несущий «трагическую вину». Трагический конфликт утверждается как борьба с фатальным. Произведения Эсхила отличаются монументальностью, глобальностью проблематики. Стиль – ораторно-декламационный, большая значимость френетического элемента. Трагедия «Прометей прикованный»: трактовка образа Прометея, его героически-титанический характер, принятие собственной судьбы. Трилогия «Орестея» - единственная из дошедших до нас трилогий древнегреческих авторов: проблема «родового проклятия», проявляющего себя в нескольких поколениях семьи Атридов, понятия «трагической иронии», «трагической вины» героя, нормативного героя (образы Афины, Аполлона), соотношение человеческой и божественной воли (образы Агамемнона, Клитемнестры, Ореста, Электры).
Творчество Софокла принадлежит периоду расцвета афинской демократии – «веку Перикла». Из семи сохранившихся текстов Софокла три написаны на сюжеты фиванского цикла: «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», что говорит о несомненной важности этого цикла для автора трагедий. Интерпретационная история этих трагедий сложна и богата. Они находятся в русле философских споров своей эпохе, однако сложность проблем, поставленных в этих драмах, фатальный, неразрешимый характер конфликтов, представленных в художественно совершенной форме, вывели значение этих текстов далеко за рамки древнегреческой литературы.
Влияние софистов на развитие риторического мастерства (философ Анаксагор, Протагор, Горгий).
Еврипид, «трагичнейший из поэтов», открыт человеческому страданию. В его творчестве трагедия обнаруживает как новые возможности, ведущие к трансформации жанра, так и приметы кризиса. В «трагедиях аффектов» («Медея», «Ипполит») Еврипид выводит на авансцену героинь, наделенных «разрушительными страстями», углубляясь в проработку их характера, отходя от «мифа» как содержательного стержня жанра трагедии. Такие трагедии, как «Ион», «Елена», по современной классификации были бы названы мелодрамами: в них место перипетии занимает интрига, вводится мотив «подкинутого ребенка», благополучный финал венчает действие. Итоговые трагедии Еврипида – «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки» - показывают характер героя в момент кризиса («Ифигения в Авлиде») и разрабатывают проблематику взаимоотношений человека и бога («Вакханки»), сочетая итоговые открытия мастера с тонкой психологической проработкой характеров и элементами интриги.
Если материалом трагедий служило все богатство мифологических сюжетов, то сюжеты комедий чаще всего строились на синтезе известных фольклорных сюжетов и комически либо сатирически преобразованной действительности. Части комедии - парабаса, агон. Острая политическая направленность комедий Аристофана, «сатира на лица», характерная для раннего периода его творчества и составляющая отличительное качество древней аттической комедии, постепенно уступает место проблемам культуры («Облака», «Лягушки») и утопическим образам поздних комедий («Птицы». «Плутос»).
Список литературы
Театр Еврипида. Пер., введ. и послесл. И.Ф. Анненского; Под ред. и с коммент. Ф.Ф. Зелинского.
Софокл. Трагедии. Люб. изд.
Эсхил. Трагедии. Пер. и послесл. В. Иванова. М., 1989.
История греческой литературы. Т.1.
Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т. 1, 2, 3.