Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Драма V в. до н.э. как литературный жанр



Трагедия и комедия рождаются из фольклорной традиции и в происхождении своем связаны с культом Диониса. Трагедия произрастает из мистерий, культа героев, пронизанного френетическим элементом; для нее важны понятия «пафоса», страстей, которые претерпевает герой, страха и сострадания, которые испытывает зритель, приходя к «катарсису» («очищению»).

Устройство греческого театра и организация театральных представлений. Драматические агоны. Сатировская драма. Структура трагедии.

В творчестве Эсхила, «отца» трагедии, происходит становление трагедии как жанра, в центре которого находится герой, несущий «трагическую вину». Трагический конфликт утверждается как борьба с фатальным. Произведения Эсхила отличаются монументальностью, глобальностью проблематики. Стиль – ораторно-декламационный, большая значимость френетического элемента. Трагедия «Прометей прикованный»: трактовка образа Прометея, его героически-титанический характер, принятие собственной судьбы. Трилогия «Орестея» - единственная из дошедших до нас трилогий древнегреческих авторов: проблема «родового проклятия», проявляющего себя в нескольких поколениях семьи Атридов, понятия «трагической иронии», «трагической вины» героя, нормативного героя (образы Афины, Аполлона), соотношение человеческой и божественной воли (образы Агамемнона, Клитемнестры, Ореста, Электры).

Творчество Софокла принадлежит периоду расцвета афинской демократии – «веку Перикла». Из семи сохранившихся текстов Софокла три написаны на сюжеты фиванского цикла: «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», что говорит о несомненной важности этого цикла для автора трагедий. Интерпретационная история этих трагедий сложна и богата. Они находятся в русле философских споров своей эпохе, однако сложность проблем, поставленных в этих драмах, фатальный, неразрешимый характер конфликтов, представленных в художественно совершенной форме, вывели значение этих текстов далеко за рамки древнегреческой литературы.

Влияние софистов на развитие риторического мастерства (философ Анаксагор, Протагор, Горгий).

Еврипид, «трагичнейший из поэтов», открыт человеческому страданию. В его творчестве трагедия обнаруживает как новые возможности, ведущие к трансформации жанра, так и приметы кризиса. В «трагедиях аффектов» («Медея», «Ипполит») Еврипид выводит на авансцену героинь, наделенных «разрушительными страстями», углубляясь в проработку их характера, отходя от «мифа» как содержательного стержня жанра трагедии. Такие трагедии, как «Ион», «Елена», по современной классификации были бы названы мелодрамами: в них место перипетии занимает интрига, вводится мотив «подкинутого ребенка», благополучный финал венчает действие. Итоговые трагедии Еврипида – «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки» - показывают характер героя в момент кризиса («Ифигения в Авлиде») и разрабатывают проблематику взаимоотношений человека и бога («Вакханки»), сочетая итоговые открытия мастера с тонкой психологической проработкой характеров и элементами интриги.

Если материалом трагедий служило все богатство мифологических сюжетов, то сюжеты комедий чаще всего строились на синтезе известных фольклорных сюжетов и комически либо сатирически преобразованной действительности. Части комедии - парабаса, агон. Острая политическая направленность комедий Аристофана, «сатира на лица», характерная для раннего периода его творчества и составляющая отличительное качество древней аттической комедии, постепенно уступает место проблемам культуры («Облака», «Лягушки») и утопическим образам поздних комедий («Птицы». «Плутос»).

 

Список литературы

Театр Еврипида. Пер., введ. и послесл. И.Ф. Анненского; Под ред. и с коммент. Ф.Ф. Зелинского.

Софокл. Трагедии. Люб. изд.

Эсхил. Трагедии. Пер. и послесл. В. Иванова. М., 1989.

История греческой литературы. Т.1.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т. 1, 2, 3.

Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство.

Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемухина Н.М. Греческая трагедия. М., 1958.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

Толстой И.И. Инвективные песни аттического крестьянства в древней комедии. // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М., 1966.

Фрейденберг О. Трагедия. // Фрейденберг О. Миф и литература древности.

Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.