Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Россия в рейтинге электронных правительств



Особенности построения Интернет-порталов государственных органов

Россия в рейтинге электронных правительств

Создание и поддержка Интернет-порталов или Интернет-представительств органов власти является важнейшей частью концепции электронного правительства, активно реализуемой в настоящее время в развитых государствах. Задачи этих специализированных официальных веб-сайтов связаны с исчерпывающим информированием и отчетом перед гражданами за свою деятельность, а также с оказанием информационно-телекоммуникационных услуг населению, посредством которых государство в известной степени способно реализовывать многочисленные управленческие функции. К числу последних относится, например, выдача лицензий, свидетельств и разрешений, проведение торгов по государственным контрактам, сбор налогов, учет объектов собственности, регистрация граждан.

Преимущества использования открытой Интернет-инфраструктуры в целях государственного администрирования все больше привлекает и российское государственное руководство. Использование Интернет-технологий ведет к рационализации управления в тех областях, где государство непосредственно работает с гражданами, т.е. в малом бизнесе и бытовом секторе, оптимизация служебного делопроизводства влечет повышение эффективности работы госслужащих, а открытость информационной системы приводит к подконтрольности государства гражданам и устранению стимулов для развития коррупции.

Российская Федерация является участницей пакета международных соглашений по совершенствованию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, наиболее авторитетным из которых, пожалуй, можно признать подписанную в рамках Большой восьмерки 22 июля 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного общества.2 Этим соглашением Россия приняла на себя обязательства по проведению экономических и структурных реформ в сфере использования современных технологий, по развитию информационных средств в государственном секторе и предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для граждан, по преодолению цифрового разрыва внутри государства и целый ряд других.

Сегодня в нашей стране развивается также и прикладное направление достижения идеалов электронного правительства. В свою практическую фазу вступила реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65.3 В качестве задач заключительного, третьего этапа реализации Программы (2005 — 2010 гг.) предусматривается «завершение формирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам. В результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики» (см. раздел 2 «Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы»).

Очевидно, что звеньями одной цепи, развивающими планы российского правительства по созданию общедоступной государственной информационной инфраструктуры являются такие наиболее известные инициативы последнего времени, как, во-первых, принятие 12 февраля 2003 г. Постановления Правительства №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»,4 обязавшего соответствующие органы власти создать свои веб-сайты, разместив на них широкий перечень информации о своей деятельности.

Во-вторых, имеется в виду и такое обстоятельство, которое не прошло незамеченным в экспертной среде, как корректировка разработанной Минэкономразвития РФ концепции проекта Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в сторону формирования комплексной системы проактивного раскрытия всей без исключения государственной информации, на которую не распространяется режим ограниченного доступа, через фигуру так называемого «репозитория»5 .

В-третьих, важное руководящее значение для российских органов власти в рассматриваемой сфере является Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р (в ред. 29.07.2005). В соответствии с Концепцией, «повышение информационной открытости деятельности федеральных органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, а также создание механизмов общественного контроля их деятельности будет обеспечиваться путем создания…», среди прочего:

— общегосударственных информационных ресурсов, а также информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть Интернет;

— единой системы навигации в сети Интернет по общегосударственным информационным ресурсам, а также информационным ресурсам федеральных органов государственной власти;

— систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения;

— системы подтверждения передачи информации в электронном виде, ее подлинности, а также любых действий по ее изменению в процессе межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти с населением и организациями.

Между тем, официальные планы по поводу построения комплексной государственной Интернет-инфраструктуры пока далеки от завершения. Существенные проблемы наблюдаются даже на наименее дорогостоящем и организационно емком направлении реформы, — в реализации упомянутого Постановления Правительства №98. В связи с этим в различных комплексных исследованиях и сводных рейтингах, свидетельствующих о степени развития электронного правительства в мире, Россия пока занимает не самое выгодное место.

Так, в соответствии с авторитетным докладом «Глобальная готовность Объединенных Наций к электронному правительству» («UN Global E-government Readiness Report2005»), подготовленным структурой ООН по проблемам развития открытых информационных сетей в сфере публичного управления и финансов (UNPAN, United Nations Online Network in Public Administration and Finance), Россия занимает лишь 50 место следом за Хорватией, Украиной и Уругваем. Правда, здесь можно отметить довольно энергичную динамику нашего рейтинга, поскольку в соответствии с докладом той же организации за 2003 г. Россия занимала 58 место между Таиландом и Колумбией, с одной стороны, и Доминиканской Республикой и Ямайкой — с другой.

 

Таблица. Индекс готовности к электронному правительству, 2005

(По данным «UN Global E-government Readiness Report 2005»)6

Ранг Страна Индекс
1. США 0,9062
2. Дания 0,9058
3. Швеция 0,8983
4. Великобритания 0,8777
5. Южная Корея 0,8727
6. Австралия 0,8679
7. Сингапур 0,8503
8. Канада 0,8425
9. Финляндия 0,8231
10. Норвегия 0,8228
11. Германия 0,8050
12. Нидерланды 0,8021
13. Новая Зеландия 0,7987
14. Япония 0,7801
15. Исландия 0,7794
16. Австрия 0,7602
17. Швейцария 0,7548
18. Бельгия 0,7381
19. Эстония 0,7347
20. Ирландия 0,7251
21. Мальта 0,7012
22. Чили 0,6963
23. Франция 0,6925
24. Израиль 0,6903
25. Италия 0,6794
26. Словения 0,6762
27. Венгрия 0,6536
28. Люксембург 0,6513
29. Чехия 0,6396
30. Португалия 0,6084
31. Мексика 0,6061
32. Латвия 0,6050
33. Бразилия 0,5981
34. Аргентина 0,5971
35. Греция 0,5921
36. Словакия 0,5887
37. Кипр 0,5872
38. Польша 0,5872
39. Испания 0,5847
40. Литва 0,5786
41. Филиппины 0,5721
42. ОАЭ 0,5718
43. Малайзия 0,5706
44. Румыния 0,5704
45. Болгария 0,5605
46. Таиланд 0,5518
47. Хорватия 0,5480
48. Украина 0,5456
49. Уругвай 0,5387
50. Россия 0,5329

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.