Особенности построения Интернет-порталов государственных органов
Россия в рейтинге электронных правительств
Создание и поддержка Интернет-порталов или Интернет-представительств органов власти является важнейшей частью концепции электронного правительства, активно реализуемой в настоящее время в развитых государствах. Задачи этих специализированных официальных веб-сайтов связаны с исчерпывающим информированием и отчетом перед гражданами за свою деятельность, а также с оказанием информационно-телекоммуникационных услуг населению, посредством которых государство в известной степени способно реализовывать многочисленные управленческие функции. К числу последних относится, например, выдача лицензий, свидетельств и разрешений, проведение торгов по государственным контрактам, сбор налогов, учет объектов собственности, регистрация граждан.
Преимущества использования открытой Интернет-инфраструктуры в целях государственного администрирования все больше привлекает и российское государственное руководство. Использование Интернет-технологий ведет к рационализации управления в тех областях, где государство непосредственно работает с гражданами, т.е. в малом бизнесе и бытовом секторе, оптимизация служебного делопроизводства влечет повышение эффективности работы госслужащих, а открытость информационной системы приводит к подконтрольности государства гражданам и устранению стимулов для развития коррупции.
Российская Федерация является участницей пакета международных соглашений по совершенствованию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, наиболее авторитетным из которых, пожалуй, можно признать подписанную в рамках Большой восьмерки 22 июля 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного общества.2 Этим соглашением Россия приняла на себя обязательства по проведению экономических и структурных реформ в сфере использования современных технологий, по развитию информационных средств в государственном секторе и предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для граждан, по преодолению цифрового разрыва внутри государства и целый ряд других.
Сегодня в нашей стране развивается также и прикладное направление достижения идеалов электронного правительства. В свою практическую фазу вступила реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65.3 В качестве задач заключительного, третьего этапа реализации Программы (2005 — 2010 гг.) предусматривается «завершение формирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам. В результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики» (см. раздел 2 «Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы»).
Очевидно, что звеньями одной цепи, развивающими планы российского правительства по созданию общедоступной государственной информационной инфраструктуры являются такие наиболее известные инициативы последнего времени, как, во-первых, принятие 12 февраля 2003 г. Постановления Правительства №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»,4 обязавшего соответствующие органы власти создать свои веб-сайты, разместив на них широкий перечень информации о своей деятельности.
Во-вторых, имеется в виду и такое обстоятельство, которое не прошло незамеченным в экспертной среде, как корректировка разработанной Минэкономразвития РФ концепции проекта Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в сторону формирования комплексной системы проактивного раскрытия всей без исключения государственной информации, на которую не распространяется режим ограниченного доступа, через фигуру так называемого «репозитория»5 .
В-третьих, важное руководящее значение для российских органов власти в рассматриваемой сфере является Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р (в ред. 29.07.2005). В соответствии с Концепцией, «повышение информационной открытости деятельности федеральных органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, а также создание механизмов общественного контроля их деятельности будет обеспечиваться путем создания…», среди прочего:
— общегосударственных информационных ресурсов, а также информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть Интернет;
— единой системы навигации в сети Интернет по общегосударственным информационным ресурсам, а также информационным ресурсам федеральных органов государственной власти;
— систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения;
— системы подтверждения передачи информации в электронном виде, ее подлинности, а также любых действий по ее изменению в процессе межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти с населением и организациями.
Между тем, официальные планы по поводу построения комплексной государственной Интернет-инфраструктуры пока далеки от завершения. Существенные проблемы наблюдаются даже на наименее дорогостоящем и организационно емком направлении реформы, — в реализации упомянутого Постановления Правительства №98. В связи с этим в различных комплексных исследованиях и сводных рейтингах, свидетельствующих о степени развития электронного правительства в мире, Россия пока занимает не самое выгодное место.
Так, в соответствии с авторитетным докладом «Глобальная готовность Объединенных Наций к электронному правительству» («UN Global E-government Readiness Report2005»), подготовленным структурой ООН по проблемам развития открытых информационных сетей в сфере публичного управления и финансов (UNPAN, United Nations Online Network in Public Administration and Finance), Россия занимает лишь 50 место следом за Хорватией, Украиной и Уругваем. Правда, здесь можно отметить довольно энергичную динамику нашего рейтинга, поскольку в соответствии с докладом той же организации за 2003 г. Россия занимала 58 место между Таиландом и Колумбией, с одной стороны, и Доминиканской Республикой и Ямайкой — с другой.
Таблица. Индекс готовности к электронному правительству, 2005
(По данным «UN Global E-government Readiness Report 2005»)6