Конец ХХ и начало ХХI характеризуются активным становлением российской государственности и постоянными ее изменениями (реформы, модернизации, трансформации и т.д.). Процесс этот идет непросто. Прежняя, советская, система государственного управления ушла в прошлое, а институты нового демократического управления, институты гражданского общества и механизмы их функционирования только создаются и ищут свое место в политическом и экономическом процессах, в системе государственного и муниципального управления.
До бакалавров важно довести неоднозначный зарубежный опыт государственного управления. Но в тоже время важно понять, что в любой стране и в любое время центральной проблемой государственного управления являются профессиональные кадры. Именно кадры являются лицом власти. Именно кадры – чиновники и специалисты – обеспечивают взаимодействие власти с обществом и гражданами, готовят проекты любых документов и организуют их выполнение.
«Речь идёт о построении эффективного, современного государственного механизма управления, ориентированного на запросы граждан, на интересы общества и национальной экономики»
Президент России Владимир Владимирович Путин
Будущие менеджеры в сфере государственного и муниципального управления должны понимать, что современная российская бюрократия чаще ориентируется не на то, «как надо по законам и по науке», а на собственные, порой весьма своеобразные понятия и представления, свое видение исторических традиций и условий. Нужно уяснить, что на чиновничестве лежит большая ответственность за сохранение российского общества и государства с огромными просторами, самыми протяженными в мире границами и самым сложным в мире составом населения. На лицах, занимающих государственные и муниципальные должности, в том числе и выборные, лежит историческая миссия не только обеспечения стабильности и гражданского мира, но и приумножения национального богатства.
На повышение эффективности государственного и муниципального управления нацелены, прежде всего, Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)», Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» и осуществляемые в стране административная и муниципальная реформы. При вступлении в должность Президента России В.В. Путиным был подписан Указ № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Поэтому сейчас так важен учет опыта становления гражданской службы в стране для совершенствования современной российской государственной и муниципальной службы, поиск путей и механизмов перевода их в состояние, более адекватное новым социальным и политическим условиям.
Вопрос 1. Современная государственная служба
«Наши цели: закрепление имеющихся у России естественных конкурентных преимуществ, развитие новых возможностей в глобальной экономике, стабильное развитие страны, эффективное государство на службе человека и общества, правоохранительная и судебная системы, пользующиеся безусловным доверием граждан»
Выступление Президента России В.В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме, 2012 год
Государственное управление и местное самоуправление осуществляются не сами по себе, не автоматически, а в результате деятельности институтов государственной и муниципальной службы. Эффективность функционирования различных органов государственной власти в центре и на местах, государственного управления во многом зависит от того, насколько хорошо организованы деятельность государственной и муниципальной службы как правового и социального института, работа по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров, насколько соответствуют их профессиональная квалификация и организация труда современным требованиям.
«Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе