Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЛОВАРИ ПО ФОЛЬКЛОРУ И ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ

ЗАНЯТИЙ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ВОПРОСАМИ ДЛЯ

САМОПОДГОТОВКИ И МЕТОДИЧЕСКИМИ

РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

УЧЕБНИКИ

1. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. М., 1998. (Далее: Зуева, Кирдан).

2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. М., 2004. (Далее: Аникин)

3. Аникин В.П., Круглое Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для студентов нац. отделений пед. ин-тов. Л., 1983. (Далее: Аникин, Круглов).

4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творче­ство: Учебникдля филол. фак. ун-тов. М., 1977. (Далее: Кравцов, Ла­зутин).

5. Русское народное поэтическое творчество: Учебник для пед. ин-тов/М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков и др.; Под ред. А.М. Новиковой. 3-е изд., испр. М., 1986. (Далее: Новикова).

6. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для филол. фак. пед. ин-тов / Под общ. ред. проф. Н.И. Кравцова. М., 1971. (Далее: Кравцов).

7. Александр Лазарев. Народоведение: Учебникдля общеобразо­вательных школ, гимназий, лицеев. Челябинск, 1997. Ч. 1 и 2; 2000. Ч. 3.

8. Круглов Ю. Г. Русский фольклор. М., 2000..

9. Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996.

ХРЕСТОМАТИИ ПО ФОЛЬКЛОРУ

1. Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений /Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. М., 1998. (Далее: Зуева, Кирдан. Хрестоматия).

2. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов нац. отд-ний пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. 3-е изд., доработ. СПб., 1993. (Далее: Круглов. Хрестоматия).

3. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия: Учебн. пособие для пед. ин-тов / Сост. М.А. Вавилова, В.А. Висилен-ко, В.И. Игнатов и др.; Под ред. А.М. Новиковой. 3-е изд., испр. и доп. М., 1987. (Далее: Новикова. Хрестоматия).

4. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия для филол. фак. пед. ин-тов / Под общ. ред. проф. Н.И. Кравцова. М., 1971. (Далее: Кравцов. Хрестоматия).

5. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов / Сост. Э.В. Померанцева и С.И. Минц. М., 1959. (Далее: Померанцева, Минц. Хрестоматия).

ХРЕСТОМАТИИ ПО ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ

1. Русский фольклор: Хрестоматия исследований: Для высших учебных заведений/Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. М., 1998. (Далее: Зуева, Кирдан. Хрестоматия исследований).

2. Русское устное народное творчество: Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие/Сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. (Далее: Хрестоматия по фольклористике Кругловых—Смирновой).

3. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1986. (Далее: Хрестоматия по фольклористике Круглова).

4. Русская фольклористика: Хрестоматия/Сост. СИ. Минц, Э.В. Померанцева. 2-е изд., доп. и испр. М., 1971. (Далее: Хрестоматия по фольклористике Минц, Померанцевой).

5. Морохин В.Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики. М., 1973. (Далее: Хрестоматия по фольклористике Морохина).

СЛОВАРИ ПО ФОЛЬКЛОРУ И ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ

1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. М., 2002.

 

ЗАНЯТИЕ 1. Специфика устного народного

поэтического творчества как особого

вида словесного искусства (4 часа)

1. Когда и в связи с чем появился фольклор? Связь фольклора с действительностью.

2. Общие черты фольклора и литературы (слово как средство для создания художественного образа, родовые черты, формы распространения и т.п.).

3. Специфика фольклора (устность передачи, традиционность, изменяемость, вариантность, категория авторства, коллективность как открытая возможность сотворчества, анонимность, художественный метод и принципы создания образа, синкретизм, система жанров, особенность языка и изобразительно-выразительных средств).

4. Взаимовлияние фольклора и литературы. Фольклор и другие виды искусства.

Перед студентами стоит задача разобраться в специфике устного народного творчества, проникнуть в его сущность. Эти знания будут ключом для понимания и усвоения всего курса фольклора и отдельных его жанров. Более того, они помогут осознать проблему фольклоризма конкретных писателей или литературы в целом, проблему, с которой филолог будет постоянно сталкиваться в своей работе. Для этого нужно:

• Изучить лекцию и соответствующий раздел по одному из рекомендованных учебников (Зуева, Кирдан, с. 5 — 14; Аникин, с. 5 — 45; Новикова, с. 3 — 13; Кравцов, с. 5 — 33; Кравцов, Лазутин, с. 7 — 21, 33 — 40).

• Прочесть:

а) в хрестоматии по фольклористике Круглова раздел третий «Общетеоретические вопросы фольклористики» (с. 38 — 134), где помещены извлечения из работ В.Д. Бонч-Бруевича, Ф.И. Буслаева, А.Н. Ве-

селовского, Н.П. Андреева, Ю.М. Соколова, Б.Н. Путилова, В.П. Ани­кина, П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.М. Жирмунского и В.М. Гацака;

б) в хрестоматии по фольклористике Минц, Померанцевой (с. 195 — 205, 214 — 233) или в хрестоматии Морохина (с. 181 — 184, 292 — 308) сделать при необходимости краткие записи в рабочей тетради для практических занятий;

в) из хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана изучить фрагменты работ В.Я. Проппа, В.П. Аникина, С.Н. Азбелева и В.М. Гацака (с. 4— 17);

г) из хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой извлечения из работ Ф.И. Буслаева, Ю.М. Лотмана, В.П. Аникина, П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.М. Жирмунского, В.М. Гацака, С.Н. Азбелева (с. 7 — 60), А.Н. Веселовского (с. 545 — 559), а также разделы «Литература и фольклор» (с. 605 — 648) и «Музыка и фольклор» (с. 651 — 676).

ЗАНЯТИЕ 2. Русская народная свадьба (2 часа)

1. Свадьба. Основные ее картины и действующие лица.

2. Хозяйственно-бытовые и магические элементы старинного свадебного сюжета.

3. Драматическая и игровая сущность свадьбы.

4. Жанры свадебного фольклора, их органическая связь с обрядовыми ситуациями.

5. Функциональная многозначность свадебных песен. Их художественное своеобразие.

6. Современное состояние свадьбы.

При подготовке к занятию необходимо проработать лекцию, соответствующий раздел в одном из названных выше учебников (Зуева, Кирдан, с. 86 — 113; Аникин, с. 163 — 203; Новикова, с. 67 — 86, 90 — 93; Кравцов, с. 52 — 64; Кравцов, Лазутин, с. 56 — 67), хрестоматий по фольклору (Круглов, с 27 — 55; Новикова, с. 17 — 36, 44 — 46; Кравцов, с. 22 — 37; Померанцева, Минц, с. 137 — 161; Зуева, Кирдан, с. 60 — 100). Ознакомиться с типами публикаций свадебного фольклора. Используя исследования Ю.Г. Круглова и др., составить схему традиционной и современной свадьбы, выявить жанровый состав свадебного фольклора и приуроченность свадебных песен и причитаний к определенным моментам свадебного действа; уметь объяснить тенденции в развитии свадьбы, знать не менее двух текстов каждого жанра свадебного фольклора и уметь их анализировать.

Для анализа взять песни из данного пособия, а для сравнения из хрестоматий по фольклору следующие произведения:

а) величальные жениху «Как у светлого у месяца...» (Круглов, № 49, с. 27), «Чтоу месяца золоты рога» (Зуева, Кирдан, с. 88 — 89), дружке «Друженька хорошенький...» (Круглов, № 53, с. 28 — 29 или Кравцов, с. 29 — 30, или Зуева, Кирдан, с. 93 — 94, 97);

б) корильные жениху «Ты, невеста, перед кем стоишь?..» (Круглов, № 62, с. 32) и дружке «Во саду не лук ли?..» (Круглов № 64, с. 32 — 33) или «Друженька хорошенький...» (Новикова, № 22, с. 28; Зуева, Кирдан, с. 97);

в) свадебные лирические песни «Не в трубушку трубили рано на заре...» (Круглов, № 70, с. 35 — 36; Зуева, Кирдан, с. 64 или «Недолго веночку на стеночке висеть...», Новикова, № 9, с. 21; Зуева, Кирдан, с. 69), «Маменька, разлучники едут...» (Круглов, № 72, с. 36 — 37 или Новикова «Матушка, что не пыль-то во поле...», № 16, с. 24 — 25, или Зуева, Кирдан, с. 74 — 75);

г) причитания «Тебе спасибо, тепла баенька...» или «Ты про-сти-ко, краса-девичья!..» (Круглов, № 103 — 104, с. 50 — 52).

При анализе обратить внимание на тесную связь произведений с обрядовой ситуацией, на их идейное содержание, эстетическую установку, композиционные формы и на изобразительно-выразительные средства.

ЗАНЯТИЕ 3. Монография В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» (2 часа)

1. История написания монографииВ.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки».

2. Принципы подхода к анализу волшебной сказки

3. Функции действующих лиц.

4. Достоинство и недостатки «Морфология волшебной сказки» В.Я. Проппа.

Литература

Учебники Т.В. Зуевой, Б.П. Кирдана; В.П.Аникина, материалы лекции по сказкам.

Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки». –М, 1968. Или любое другое издание. Желательно: Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки». Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа.) Коммент. Е.М. Мелетинского, А.В. Рафаевой. Сост., научн. Редакция, текстол. Коммент. И.В. Пешкова. — Издательство «Лабиринт», М., 1998.; Уорнер Э.Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика / Вступ. С. С.Б. Адоньевой. СПб.: Филологический факультет СпбГУ, 2005.

 

ЗАНЯТИЕ 4. Волшебные сказки (2 часа)

1. Сказки, их жанровое своеобразие.

2. Виды сказок.

3. Жанровые свойства волшебной сказки. Ее происхождение.

4. Анализ сказок «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» по схеме: сюжет, тема, идея (идейно-тематическое богатство), композиция, система персонажей по функциям, художественно-изобразительные средства и приемы с определением их конкретных функций в тексте.

ЗАНЯТИЕ 5. Бытовые новеллистические сказки

(2 часа)

1. Время появления бытовых новеллистических сказок (по срав­нению со сказками о животных и волшебными).

2. Жанровые свойства бытовых новеллистических сказок.

3. Сюжетный состав и классификация бытовых новеллистических сказок.

4. Анализ сказок «Наговорная водица», «Как поп даровым хлебом кормился», «Шемякин суд», «Барин и плотник» по схеме: тема, идея сказки и роль сказочного вымысла в ее утверждении, система обра­зов, композиция, средства комического, особенности языка и стиля. Тексты и дополнительную информацию смотри в разделах VI, VII, а тесты — в разделе VIII данного пособия.

При подготовке к занятиям 3 и 4 следует изучить лекцию и соответствующую главу одного из учебников (Зуева, Кирдан, с. 133 — 168; Аникин, с. 445 — 495; Аникин, Круглов, с. 134 — 176; Новикова, с. 135 — 160; Кравцов, с. 101 — 128; Кравцов, Лазутин, с. 96 — 121), прочесть по одной из хрестоматий по фольклору все сказки и знать их (Круглов, с. 82 — 178; Новикова, с. 73 — 134; Кравцов, с. 90 — 133; Померанцева, Минц, с. 181 — 247; Прозаические жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. М., 1977. С. 5 — 155; Зуева, Кирдан, с. 134 — 156).

Изучить раздел «Сказки» (с. 168 — 252) из хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой, где помещены сокращенные варианты статей А.Н. Веселовского, Ф.И. Буслаева, Н.Е. Ончукова, Б. и Ю. Соколовых, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина, А.И. Никифорова, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, В.П. Аникина.

К 4-му занятию дополнительно рекомендуется вариантный анализ сказок по хрестоматиям для вузов. См.: «Похороны козла» (Круглов, с. 188 — 190; Новикова, с. 133 — 134; Кравцов, с. 129 — 131; Померанцева, Минц, с. 234 — 236); «Шемякин суд» (Круглов, с. 186 — 187; Померанцева, Минц, с. 246 — 247); «Барин и плотник» или «Мужик и барин»(Круглов, с. 182 — 183; Новикова,с. 127 — 128; Померанцева, Минц, с. 241 — 242); «Жена спорщица» (Круглов, с. 201; Померанцева, Минц, с. 229); «Жена-доказчица» (Померанцева, Минц, с. 228 — 229).

Студент должен познакомиться с основными сборниками русских сказок, с принципами размещения в них материала, охарактеризовать один из них.

По теме «Русская народная сказка» выполняется дома самостоятельная работа (письменно).

Задание: Определить жанровую принадлежность 10 сказок. Переписывать сказки в тетрадь или подробно передавать их сюжет не нужно. В тетради назвать сказку (к примеру, «Как барина сожгли»). Ниже указать ее жанровую принадлежность. Далее перечислить жанровые признаки: объем сказки, место действия в ней, система персонажей, конфликт и его сущность, тема (для бытовых новеллистических сказок еще и тематическая группа), идея, композиция, особенности изображения сказочного пространства, времени, специфика языка и стиля, другие признаки. При этом следует помнить, что встречаются сказки, в которых смешиваются мотивы разных жанровых разновидностей сказок.

При работе над текстами обратить внимание на комментарии к ним и использовать результаты 3-го и 4-го занятий.

 

ЗАНЯТИЕ 6. НАРОДНАЯ НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА (2 часа)

1. Общие признаки несказочной прозы. Собирание и изучение ее.

2. Предания. Жанровые признаки их. Отличия от сказки. Тематические группы. Поэтика и стиль.

3. Бывальщины как жанр. Тематика и стиль.

4. Былички. Определение жанра. Виды быличек. Идейно-тематическая характеристика. Художественное своеобразие.

5. Легенды. Определение жанра. Отличия от преданий. Историческая судьба.

Тексты произведений несказочной прозы смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 157 — 178; Круглов, с. 204 — 211; Новикова, с. 428 — 440; Кравцов, с. 134 — 146; Прозаические жанры русского фольклора. 2-е изд., доп. / Сост. В.Н. Морохин. М., 1983. С. 156 — 294) и в данном пособии.

Наиболее полно несказочная проза представлена в книге:

Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С.Н. Азбелева. М.> 1992 (Б-ка русского фольклора; Т. 12).

Легенды. Предания. Бывальщины / Сост., подгот. текста, вступ. ст. Н. А. Криничной. М., 1989.

Былички и бывальщины: старозаветные рассказы, записанные в Прикамье / Сост. К. Шумов. Пермь, 1991.

Петр I. Предания, легенды, сказки и анекдоты: Сб. / Сост. И. Райков. М., 1993.

Мифологические рассказы и легенды Русского Севера /Сост., коммент. О. А. Черепановой. СПб., 1996.

Петр Великий в преданиях, легендах, анекдотах, сказках, песнях I Сост., подг. текста, вступ. ст. и прим. Б.Н. Путилова. СПб., 2000.

Изучить раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 169 — 186; Аникин, с. 271 — 300; Аникин, Круглов, с. 176 — 197; Новико­ва, с. 160 -■- 171; Кравцов, с. 128 — 142; Кравцов, Лазутин, с. 122 — 136) и извлечения из работ К.В. Чистова, В.К. Соколовой, Э.В. Померанцевой и С.Н. Азбелева, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 261 — 291) или раздел «Несказочная проза» в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 253 — 296).

Из исследований рекомендуются работы:

Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII — XIX в. М., 1967.

Соколова В.К. Русские исторические предания. М., 1970.

Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление. Челябинск, 1970.

Кругляшова В.П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора. Свердловск, 1974.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988.

Ефимова Е.С. Основные мотивы русских быличек (Опыт классификации)// Сказка и несказочная проза. М., 1992. С.52 — 63.

Разумов а И. А. Сказка и быличка (Мифологический персонаж в системе жанра). Петрозаводск, 1993.

Самоделова Е.А. Былички о колдунах и домашних духах в сопоставлении со свадебной магией // Сказка и несказочная проза. М., 1992. С. 63 —82.

 

ЗАНЯТИЕ 7. МАЛЫЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ (2 часа)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. Гипотезы о происхождении пословиц и поговорок.

2. Сходство и отличия пословиц и поговорок. Их тематика.

3. Художественное своеобразие пословиц и поговорок. Их судьба. Значение. Тексты пословиц и поговорок смотри в хрестоматиях: Круглов, с. 91 — 100; Новикова, с. 46 — 56, 419 — 423, 495 — 496; Зуева, Кирдан, с. 145 — 193; Кравцов, с. 60 — 74; Померанцева, Минц, с. 170 — 176; Малые жанры русского фольклора: Учеб. пособие для филол. спец. вузов/ Сост. В.Н. Морохин. 2-е изд., испр. и доп. М., 1986. С. 35 — 298.

Необходимо ознакомиться и уметь охарактеризовать один из указанных ниже сборников:

Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1957 или Пословицы русского народа / Сб. В.И. Даля: В 2 т. М., 1984. Т. 1; Т.2.

Русские пословицы и поговорки / Сост. М.А. Рыбникова. М., 1961.

Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII Xxвеков / Подгот. М.Я. Мельц, В.В. Митрофанова, ГГ. Шаповалова. М.; Л., 1961. С. 23 — 185.

Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны / Сост. П.Ф. Лебедев. М., 1962.

Русские народные пословицы и поговорки / Сост. А.М. Жигулев. М., 1965.

Пословицы, поговорки, загадки / Сост., авторы предислов. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. М., 1986 (Классическая б-ка «Современника»).

Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.П. Аникина; Предисл. В.П. Аникина; Сост. Ф.М. Селиванов; Б.П. Кирдан; В.П. Аникин. М., 1988.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов. Ю.Г. Круглов. М., 1990. С. 100 — 335 (Б-ка словесника).

• ДальВ. И. Пословицы и поговорки русского народа. СПб., 1998. Для сравнения см.:

Пермяков Г.Л. Пословицы и поговорки народов Востока. Систематизированное собрание изречений двухсот народов. М., 1979.

Запомнить не менее 15 — 20 пословиц и поговорок и уметь применять их в устной речи.

Прочесть по одному из учебников нужный раздел (Аникин, с. 237— 270; Аникин, Круглов, с. 116—134; Новикова, с. 93—108; Кравцов, с. 75 — 90; Зуева, Кирдан, с. 113—123; Кравцов, Лазутин с. 75—85), а в хрестоматиях по фольклористике Круглова и Морохина соответственно извлечения из работ В.И. Даля, А.А. Потебни (с. 185—203) и А.Н. Добролюбова (с. 127—132) или В.И. Даля в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 49—54), или И.М. Снегирева, В.И. Даля, СП. Шевырева, А.А. Потебни, М.А. Рыбниковой и М.А. Шолохова в хрестоматии по фольклористике Кругловых— Смирновой (с. 133—167).

Для более глубокого изучения пословиц и поговорок необходимо обратиться к вступительным статьям в названных сборниках текстов, а также к исследованиям:

Снегирев И. Опыт рассуждения о русских пословицах. М., 1823.

Буслаев Ф.И. Пословицы и поговорки. М., 1859.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. С. 9 — 53.

Митропольская Н. Русские пословицы как малый жанр фольклора. Вильнюс, 1973.

Малые формы фольклора: Сб. статьей памяти ГЛ. Пермякова. М., 1995.

Благова Г.Ф. Пословица и жизнь: Личный фонд русских пословиц в историко-фольклористической ретроспективе. М, 2000.

ЗАГАДКИ

1. Определение жанра.

2. Происхождение и типы загадок.

3. Поэтика загадок. Их судьба.

Тексты загадок смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 123 — 133; Круглов, с. 69 — 90; Новикова, с. 56 — 65,497 — 799; Кравцов, с. 75 — 89; Померанцева, Минц, с. 178 — 180; Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. М., 1986. С. 299 — 397, данном пособии или в сборниках:

Загадки русского народа / Сост. Д.Н. Садовников; Вступ. ст., ред. и примеч. В.П. Аникина. М., 1960.

Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII XXвеков / Подгот. М.Я. Мельц, В.В. Митрофанова, ГГ. Шаповалова. М.; Л., 1961. С. 187 — 246.

Загадки / Изд. подгот. В.В. Митрофанова. Л., 1968 (Памятники русского фольклора).

Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов. Ю.Г. Круглов. М., 1990. С. 3 — 98.

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство: Отрочество / Сост., подгот. текстов, вступ. статья и коммент. В.П. Аникина; Подбор илл. В. Жегулевой. М., 1994. С. 401 — 464.

Изучить нужный раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 123 — 133; Аникин, с. 496 — 509; Аникин, Круглов, с. 102 — 115; Новикова, с. 108 — 120; Кравцов, с. 91 — 97; Кравцов, Лазутин, с. 86 — 95), статью М.А. Рыбниковой «Загадка, ее жизнь и природа» в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 176 — 185), статью А. Маркова «О методе изучения загадок» в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 54 — 57) и статьи Д.Н. Садовникова, А.В. Маркова и М.А. Рыбниковой в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 118 — 132).

Знать 10 — 15 загадок.

Дополнительно сведения о загадках можно получить из работ:

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. М., 1957. С. 54 — 86, 162 — 196.

Митрофанова В.В. Историческая действительность в загадках // Славянский фольклор и историческая действительность. М.; Л., 1965. С. 284 - 299.

Митрофанова В.В. Современное состояние русских народных загадок//Современный русский фольклор. М., 1966. С. 199 — 208.

Митрофанова В.В. Художественный образ в загадках // Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971. С. 141 — 151.

Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978.

 

ЗАНЯТИЕ 8. Былины (2 часа)

1. Определение жанра. Специфические черты былин. Отличия былин от других эпических жанров фольклора (от сказки, историче­ской песни и т.п.).

2. Географическое распространение былин.

3. Подробный анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбой­ник» (сюжет, характер конфликта, особенности изображения героя и его противника, тема, идея, композиция, изобразительно-выразительные средства и их функции в тексте, ритм, особенности стиха и музыкального оформления).

4. Аналогичный анализ изучаемой в школе былины «Вольга и Микула» студенты делают к очередному занятию дома в тетрадях.

 

ЗАНЯТИЕ 9. Новгородские былины (2 часа)

1. Вопрос о происхождении былин. Классификация былин.

2. Историзм былин (на примерах былин новгородского цикла).

3. Анализ былины «Садко» по указанной в занятии 5 схеме.

4. Былина и другие виды искусства.

При подготовке к 5 и 6-му занятиям использовать результаты работы над литературой к лекции. Изучить:

а) лекцию и раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 186 — 249; Аникин, с. 301 — 366; Аникин, Круглов, с. 197 — 249; Новикова, с. 172 — 209; Кравцов, с. 143 — 173; Кравцов, Лазутин, с. 137— 171);

б) извлечения из работ А.Ф. Гильфердинга, В.Ф. Миллера, А.П. Скафтымова, А.М. Астаховой, В.Я. Проппа, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева и Ф.М.Селиванова, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 292 — 364), или из хрестоматии по фольклористике Минц, Померанцевой соответственно А.Ф. Гильфердинга (с. 102 — 112), В.Ф. Миллера (с. 130 — 154), Д.С. Лихачева (с. 249 — 252), А.П. Скафтымова (с. 256 — 273), П.Д. Ухова (с. 274 — 281) и А.М. Астаховой (с. 282 — 291), или из хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 90 — 120), или раздел «Былины» из хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 297 — 399).

Ознакомиться и уметь охарактеризовать классические собрания былин Кирши Данилова, П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга.

Прочитать и знать содержание всех былин, напечатанных в одной из хрестоматий (Зуева, Кирдан, с. 179—256; Круглов, с. 212—313; Новикова, с. 151—239; Кравцов, с. 147—230; Померанцева, Минц, с. 248—363).

Используя результаты работы 5-го и 6-го практических занятий, проанализировать дома самостоятельно былины «Добрыня и Змей», «Святогор и Илья Муромец», «Бой Ильи Муромца с сыном», «Василий Буслаев».

При работе над литературой можно делать необходимые (на усмотрение студента) записи в предназначенной для этих целей тетради. По желанию студент может подготовить сообщение на 7 — 10 минут на одну из тем: «Былина и литература», «Былина и живопись», «Былина и музыка», «Былина и кино».

 

ЗАНЯТИЕ 10. НАРОДНЫЕ БАЛЛАДЫ(2 часа)

1. Определение баллады. Происхождение и развитие. Классификация.

2. Принципы художественного отражения действительности в балладах. Своеобразие изображения героев. Судьба балладных песен.

Тексты баллад смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 286 — 306; Круглов, с. 369 — 378; Новикова, с. 327 — 334; Кравцов, с. 258 — 273), в изданиях:

Народные баллады / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д.М. Балашова; Общ. ред. А.М. Астаховой. 2-е изд. М.; Л., 1963 (Б-ка поэта. Большая серия).

Русские народные баллады / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д.М. Балашова; Худож. С. Харламов. М., 1983.

Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и примеч. С.Н. Азбелева. М., 1986 (Классическая б-ка «Современника»).

Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., коммент. С.Н. Азбелева; Худож. Б.А. Лавров. М., 1991 (Сокровища русского фольклора).

Изучить соответствующий раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 267 — 277; Аникин, с. 510 — 525; Аникин, Круглов, с. 249 — 256; Новикова, с. 250 — 252; Кравцов, с. 190 — 204; Кравцов, Лазутин, с. 193 — 203), статью Д.М. Балашова «Поэтика баллады» в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой, с. 429 — 435, ознакомиться со вступительными статьями к указанным публикациям и с исследованиями:

ПутиловБ.Н. Славянская историческая баллада. М.; Л., 1965.

•Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. Петрозаводск, 1966.

Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции: Проблемы эволюции. М., 1974.

Кулагина А.В. Русская народная баллада: Учеб.-метод. пособие по спецкурсу. М., 1977.

Смирнов Ю.И. Восточнославянские баллады и близкие им формы: Опыт указателя сюжетов и версий. М., 1998.

 

ЗАНЯТИЕ 11. Народные лирические песни (необрядовые) (2 часа)

1. Определение понятия «народная лирика». Специфика народной лирики.

2. Проблема классификации лирических необрядовых песен.

3. Основные композиционные формы, принципы и приемы построения лирических песен.

4. Образ лирического героя в песнях.

5. Проанализировать помещенные ниже (раздел VI, № 1 — 15) песни, обратив особое внимание на тексты «Ветры мои, ветры вы, буйные ветры» (№ 9), «Ах, пал туман на сине море» (№ 10), «Не шуми ты, мати зелёная дубравушка» (№ 11), «Калинушку с малинушкой вода залила» (№ 12) по схеме: тема, тематическая группа, идейное содержание, характер исполнения, композиция, функциональная роль различных изобразительно-выразительных средств и приемов, особенности стиха и ритма.

При подготовке к занятию использовать результаты работы над источниками к лекции 8. Кроме того, студенты должны изучить лекцию и соответствующий раздел одного из учебников (Зуева, Кирдан, с. 288 — 313; Аникин, с. 526 — 555; Аникин, Круглое, с. 256 — 271; Новикова, с. 234 — 270; Кравцов, с. 205 — 231; Кравцов, Лазутин, с. 204 — 228), а также отрывки из статей А.Н. Веселовского, Б.М. Соколова, С.Г. Лазутина, А.М. Новиковой и Т.М. Акимовой, помещен­ные в хрестоматии по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 364— 395), или раздел «Песни» (с. 400 — 457) в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой. Частичную информацию можно почерпнуть в хрестоматии по фольклористике Минц, Померанцевой, изучив работы Н.Г. Чернышевского (с. 42 — 47), А.Н. Веселовского (с. 155 — 168), Б. и Ю. Соколовых (с. 175 — 182), Б.М. Соколова (с. 343 — 355), И.Н. Розанова (с. 356 — 364) и Н.П. Колпаковой (с. 386 — 397), а также в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана статьи Ап. Григорьева, А.Н. Веселовского, Б.М. Соколова, И.Н. Розанова.

Прочесть все песни по одной из хрестоматий (Зуева, Кирдан, с. 337 — 384; Круглов, с. 379 — 419; Новикова, с. 268 — 334; Кравцов, с. 274 — 314; Померанцева, Минц, с. 408 — 456) и знать не менее одного текста (по выбору студента) на каждую тематическую группу и жанровую разновидность, проанализировать их по указанной

выше схеме.

Ознакомиться и уметь охарактеризовать 2 — 3 сборника русских народных песен.

ЗАНЯТИЕ 12 Русские частушки (2 часа)

1. Определение частушек. Отличительные черты жанра.

2. Возникновение и развитие частушек, их поэтические источники.

3. Тематика частушек досоветского, советского и постсоветского времени.

4. Художественное своеобразие частушек (анализ конкретных частушек)

5. Судьба частушек.

Внимательно изучить лекцию, соответствующий раздел в одном из учебников (Аникин, с. 674 — 701; Аникин, Круглое, с. 321 — 333; Зуева, Кирдан, с. 358 — 368; Новикова, с. 300 — 312; Кравцов, с. 232 — 248; Кравцов, Лазутин, с. 229 — 239), извлечения из работ Н.П. Колпаковой и И. В. Зырянова, помещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (раздел IV, с. 395 — 406) и в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 175 — 179), раздел «Частушки» в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 458 — 475).

Прочесть все тексты частушек по одной из хрестоматий (Круглов, с. 420 — 441; Новикова, с. 423 — 428; Кравцов, с. 315 — 328; Померанцева, Минц, с. 495 — 504, 550 — 551, 567 — 569; Зуева, Кирдан, с. 385 — 390), знать наизусть не менее десятка частушек и уметь их анализировать. Проанализировать помещенные в данном пособии частушки по схеме: жанровая разновидность, тема, идея, особенность изображения человека, композиция, наличие изобразительно-выразительных средств и их функции в тексте, рифмы, способы рифмовки, звукопись и т. п.

Ознакомиться с 2 — 3 сборниками частушек (по выбору студента) и уметь охарактеризовать их.

 

ЗАНЯТИЕ 13. НАРОДНЫЙ ТЕАТР (2 часа)

1. Виды народного театра (кукольный театр, раёк, народная драма).

2. Зарождение, развитие и исторические судьбы народного театра. Его значение.

3. Основные сюжеты и художественное своеобразие народной драмы.

4. Драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан».

Изучить нужный раздел в одном из учебников (Зуева, Кирдан, с. 314 — 337; Аникин, с. 596 — 641; Аникин, Круглов, с. 282 — 299; Новикова, с. 270 — 286; Кравцов, с. 249 — 264; Кравцов, Лазутин, с. 240 — 256) и извлечения из работ В.Ю. Крупянской, Н.И. Савушкиной и П.Г. Богатырева в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 406 — 435), или В.Ю. Крупянской, Н.И. Савушкиной, А.Ф. Некрыловой и П.Г. Богатырева в хрестоматии по фольклористике Кругловых — Смирновой (с. 476 — 526), или в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана (с. 180 — 193). При необходимости сделать записи в рабочих тетрадях.

Тексты смотри в любой из хрестоматий (Круглов, с. 442 — 500; Новикова, с. 334 — 362; Кравцов, с. 329 — 353; Померанцева, Минц, с. 457 — 494; Зуева, Кирдан, с. 391 — 408).

Наиболее полно произведения народного театра, высказывания писателей и деятелей культуры о народном театре даны в книгах:

Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. М., 1988 (Классическая б-ка «Современника»).

Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной. М., 1991 (Б-ка русского фольклора; Т. 10).

Для более глубокого изучения темы рекомендуются следующие работы:

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная драма. М., 1959.

Велецкая Н.Н. Принципы драматургии русского народного театра. М., 1964.

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Народный театр: Сборник статей / Под ред. В.Е. Гусева. Л., 1974.

Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.

Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976.

Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII — начала XX века. Л., 1980.

Некрылова А. Ф., Гусев В. Е. Русский народный кукольный театр. Л., 1983.

Савушкина Н.И. Традиционная система персонажей в народной драме//Традиции русского фольклора. М., 1986. С. 102 — 126.

Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988.

Савушкина Н.И. Русская народная драма: Художественное своеобразие. М., 1988.

 

ЗАНЯТИЕ 14.ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР(2 часа)

1. Определение понятия «детский фольклор».

2. Жанровый состав детского фольклора (колыбельные песни, пестушки и потешки, перевертыши, заклички и приговорки, считалки, жеребьевки, дразнилки, скороговорки, молчанки).

3. Характеристика детского фольклора по жанровым и функциональным признакам.

4. Собирание, изучение и судьба детского фольклора.

Тексты произведений детского фольклора смотри в хрестоматиях (Зуева, Кирдан, с. 409 — 426; Круглое, с. 501 — 514; Новикова, с. 65 — 72; Кравцов, с. 354 — 362), в данном пособии или в книге: Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. С. 197 — 237.

Изучить нужный раздел в учебниках (Зуева, Кирдан, с. 338 — 354; Аникин, с. 556 — 595; Аникин, Круглов, с. 299 — 312; Новикова, с. 120 — 135, 382 — 386) и работу Г.С. Виноградова «Детский фольклор» в хрестоматии по фольклористике Круглова (с. 435 — 449) или Кругловых—Смирновой (с. 527 — 542), или в хрестоматии исследований Зуевой, Кирдана, с. 194 — 207 (в последней смотри статью М. П. Чередниковой «Определение понятия «Современная детская мифология», с. 208 — 210).

Для более глубокого ознакомления с темой рекомендуются следующие публикации текстов и исследования:

Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Л., 1928.

Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930. Кн. 1.

Детский быт и фольклор / Под ред. О.И. Капицы. Л., 1930. Сб. 1.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. С. 87 — 125.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

Потешки, считалки, небылицы / Сост., автор вступ. ст. и примеч. А.Н. Мартынова. М., 1989. (Классическая б-ка «Современника»).

Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. — Вып. 1: Младенчество. Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В.П. Аникина. М., 1991.

Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А.Н. Мартынова. СПб., 1997.

Этнография детства /Запись, составление и фотографии Г.М. Науменко. М., 1998.

Виноградов Г.С. «Страна детей»: Избранные труды по этногра­фии детства. СПб., 1999.

ГЛОССАРИЙ

Агиография – церковно-житийная литература.

Анахронизм – пережиток старины.

Анимизм – свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; анимизм является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом всех современных верований.

Апокриф – произведение на библейскую тему, не признанное церковью.

Аполог –притча, краткая иносказательно-нравоучительная повесть.

Архаизм– устаревшее слово или оборот речи; пережиток старины.

Архетип – прообраз, идея; первоначальный вид произведения фольклора, литературы, восстанавливаемый по поздним записям или рукописям.

Генезис – происхождение, история зарождения.

Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи.

Калика –в русском народном эпосе: бродячие, обычно слепые певцы.

Компаративизм– сравнительно-историческое литературоведение, изучающие международные литературные связи и отношения, сходства и различия между литературно-художественными явлениями разных стран.

Контаминация – возникновение нового текста путем соединения текстов двух или более разных редакций.

Мифология– форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Предпосылками мифологической «логики» служили неспособность первобытного человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной, аффективной сферы.

Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние какого-либо явления.

Типология – классификация, представляющая соотношения между разными типами предметов, явлений.

Тотем – животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания; каждый род носил имя своего тотема; герб племени с изображением тотема.

Тотемизм – древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается не божеством, а родичем и другом.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.