1 РАЗРАБОТАН Институтом охраны труда и экологии Академии труда и социальных отношений совместно с Управлением охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД»
2 ВНЕСЕН Управлением охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением вице-президента ОАО «РЖД» от 2005 г. №
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Учетный регистрационный номер _____________________
@ ОАО «Российские железные дороги»
Воспроизведение и/или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями осуществляется в порядке, установленном ОАО «РЖД»
Содержание
1 Область применения……………………………………………………………1
2 Нормативные ссылки …………………………………………………………. 1
3 Термины, определения и сокращения………………………….… . ………. .2
4 Общие положения …………………………………………………………… 4
5 Порядок проведения анализа рисков……………………………………….…5
5.1 Основные этапы анализа рисков…………………………………………..5
5.2 Планирование и организация работ……………………………………….6
5.3 Идентификация опасностей…………………………..……………………6
5.4 Этапы оценки рисков………………………………..…………………… 7
5.5 Оценка рисков по базовым показателям……………..…………………. 9
5.6 Порядок ранжирования и расчет суммарного рейтинга.……………….11
5.9 Информированность и обучение……………..…………………………..17
5.10 Управление рисками………………………..………………………….. 17
6 Ответственные за осуществление мероприятий по оценке рисков…………18
Приложение А (рекомендуемое) Сведения об аттестации рабочих мест..…...19
Приложение Б (рекомендуемое) Сведение об уровне потенциальной
опасности структурных подразделений………..……..…..……..20
Приложение В (рекомендуемое) Сведения об авариях и инцидентах………. 21
Приложение Г (рекомендуемое) Сведения о производственном
травматизме и профзаболеваниях……………………….……….22
Приложение Д (рекомендуемое) Частота появления нежелательных
событий………………..………………………..…….……………25
Приложение Е (рекомендуемое) Комплексный риск…………………………..26
Приложение Ж (рекомендуемое) Сводная таблица для ранжирования
структурных подразделений…….…………………….………….27
Приложение И (рекомендуемое) Сведения для уточненной оценки
рисков………………………………………………….….…….….28
Приложение К (рекомендуемое) Результаты уточненной оценки рисков……29
Библиография………………………………………………………………..…….30
С т а н д а р т ОАО «Р ЖД»
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РИСКОВ
Дата введения - 2006-01-01
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок оценки профессиональных рисков в ОАО «РЖД» по уровню опасности и планирование мероприятий, направленных на снижение выявленных рисков, обосновывает методические принципы анализа рисков, а также представляет типовой метод анализа опасностей и рисков опасных производственных объектов в филиалах ОАО «РЖД», отделениях железных дорог, в структурных подразделениях открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»).
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 12.0.006-02 Системы стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации
ГОСТ Р 51898-02 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты
ГОСТ Р 51344-99. Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска БЗ 8-99/161
Проект стандарта МЭК «Руководство по анализу риска технологических систем» (Guidelines for the Risk Analysis of Technological Systems. Committee Draft, IEC/TC 56, 27.1, 1993-09-30)
Руководство по Системам управления охраной здоровья и безопасностью на производстве. Британский стандарт BS 8800: 1996 г.
OHSAS 18001: 1999 Спецификация систем управления охраной труда
Project risk management - CEI/IEC 62198-2001
СТО РЖД 1.01.001-2005 «Корпоративная система стандартизации открытого акционерного общества «Российские железные дороги».Основные положения»
СТО РЖД «1.01.002-2005 «Корпоративная система стандартизации открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Стандарты ОАО «РЖД». Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»
СТО РЖД «1.01.003-2005 «Корпоративная система стандартизации открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Стандарты ОАО «РЖД». Требования к обозначению
СТО РЖД «1.01.004-2005 «Корпоративная система стандартизации открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Стандарты ОАО «РЖД». Правила учетной регистрации стандартов и изменений к ним»
Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
3.1 риск: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
3.2 приемлемый риск: Риск эксплуатации опасного производственного объекта - железнодорожного транспорта, является приемлемым, так как ОАО «РЖД» готово пойти на этот риск из-за необходимости перевозок грузов, пассажиров и получения прибыли от эксплуатации этого объекта.
3.3 технический риск: Вероятность отказа технических устройств с последствиями определенного уровня за определенный период функционирования опасного производственного объекта.
3.4 индивидуальный риск: Частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности.
3.5 безопасность: Защищенность от влияния риска.
3.6 профессиональный риск: Вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанного с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в других установленных Федеральным законом случаях.
3.7 класс профессионального риска: Уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики.
3.8 анализ риска: Составная часть декларирования безопасности опасных производственных объектов, экспертизы безопасности, экономического анализа безопасности по критериям "стоимость - безопасность - выгода", страхования и других видов оценки состояния безопасности структурных подразделений.
3.9 оценка рисков: Процесс, используемый для определения величины риска анализируемой опасности для здоровья человека, имущества и окружающей природной среды. Оценка рисков включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание.
3.10 идентификация опасностей аварии: Процесс выявления и признания, что опасности аварии на опасном производственном объекте существуют, и определения их характеристик.
3.11 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
3.12 опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
3.13 рабочее место: Все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
3.14 структурное подразделение железной дороги:Отделение железной дороги – филиала ОАО «РЖД», дирекция, центр, а также другие структурные
подразделения в составе железной дороги- филиала ОАО «РЖД».
3.15 отделение железной дороги: Структурное подразделение железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
3.16 структурное подразделение отделения железной дороги: Дистанция, депо, железнодорожная станция, а также другие структурные подразделения в составе отделения железной дороги- филиала ОАО «РЖД».
3.17 функциональный филиал: Завод, строительно-монтажный трест, проектно-изыскательский, проектный институт, а также другие функциональные филиалы, входящие в состав ОАО «РЖД».
3.18 страховщик: Фонд социального страхования Российской Федерации.
3.19 страховой тариф: Ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.
3.20 железная дорога: Филиал ОАО «РЖД».
3.21 управление железной дороги: Орган управления железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
3.22 ЦБТ:Управление охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД».
3.23 НБТ:Служба охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД».
3.24ОТ и ПБ:Охрана труда и промышленная безопасность
Общие положения
4.1 Железнодорожный транспорт является объектом повышенной опасности. Работники железнодорожного транспорта в процессе трудовой деятельности подвергаются воздействию вредных и опасных производственных факторов, их деятельность связана с определенной тяжестью и напряженностью труда. Эксплуатация подвижного состава, путевых машин, технологического оборудования сопровождаются повышенным уровнем шума, вибрацией, выделением различных химических веществ, психоэмоциональными перегрузками. Поэтому безопасность перевозимых пассажиров и грузов определяется как состоянием технических средств подвижного состава, так и психофизиологическим состоянием людей, работающих на железных дорогах. Все это является источником потенциальной опасности повреждения здоровья или преждевременной смерти в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания и определяет природу профессионального риска для работников конкретного вида деятельности.
4.2 Актуальность оценки профессионального риска обусловлена введением в действие Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который предусматривает разработку страховщиком дифференцированных страховых платежей, исходя из уровня профессионального риска. В основу установления класса профессионального риска положен уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в конкретных отраслях (подотраслях) и видах производств.
4.3 Риски, признанные неприемлемыми на железнодорожном транспорте, должны использоваться как статистическая база для разработки целей и задач в области охраны труда на железнодорожном транспорте по снижению профессионального риска для железнодорожников, уровень которого характеризуется:
- вероятностью наступления страховых случаев, приводящих к потере заработков из-за несчастных случаев на производстве;
- видом и продолжительностью повреждения здоровья;
- набором компенсационных выплат, медицинских и реабилитационных услуг.
4.4 Для создания безопасных условий труда и определения уровня профессионального риска необходимо выявить факторы риска (техника, технология и вид производства, организация труда, профессиональная подготовка персонала и проведение профилактической работы), влияющие на уровень производственного травматизма.
4.5 Уровень профессиональной заболеваемости определяется путем сравнения степени распространения тех или иных заболеваний по определенным профессиональным группам, работающим в конкретных условиях.
4.6 Настоящая методика является типовой для структурных подразделений и организаций по оценке рисков и может быть применена в отношении любого структурного подразделения, цеха, участка (объекта) при соответствующей корректировке, включающей фактические условия труда и дополнительные опасности.