Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экспертные системы, основанные на правилах(ЭС на основе цели, объяснение и прозрачность при рассуждении на основе цели, Эс на основе данных, примечание)



В ЭС основанных на правилах значение о решении задач предствляется в виде правил (если…то)

В системе, основанной на правилах, пары "условие-действие" представляются правилами "если..., то...", в которых посылка (часть если) соответствует условию, а заключение (часть то) — действию. Если условие удовлетворяется, экспертная система осуществляет действие, означающее истинность заключения. Данные частных случаев можно хранить в рабочей памяти. Механизм вывода осуществляет цикл продукционной системы "распознавание-действие". При этом управление может осуществляться либо на основе данных, либо на основе цели.

В экспертной системе на основе цели в рабочую память помещается целевое выражение. Система сопоставляет заключения правил с целевым выражением и помещает их предпосылки в рабочую память. Это соответствует декомпозиции проблемы на более простые подцели. На следующей итерации работы продукционной системы процесс продолжается, эти предпосылки становятся новыми подцелями, которые сопоставляются с заключениями правил. Система работает до тех пор, пока все подцели в рабочей памяти не станут истинными, подтверждая гипотезу. Таким образом, обратный поиск в экспертной системе приближенно соответствует процессу проверки гипотез при решении проблем человеком. В экспертной системе, чтобы достичь подцели, следует запросить информацию у пользователя. В некоторых экспертных системах разработчики определяют, какие подцели могут достигаться путем запроса к пользователю. Другие системы обращаются к пользователю, если не могут вывести истинность подцели на основе правил из базы знаний. В качестве примера решения задач на основе цели с запросами к пользователю рассмотрим небольшую экспертную систему диагностики автомобиля. Это не полная система диагностики, так как она содержит всего четыре очень простых правила. Она приводится как пример, демонстрирующий образование цепочек правил, интеграцию новых данных и использование возможностей объяснения.

Правило 1: если топливо поступает в двигатель и двигатель вращается, То проблема в свечах зажигания. Правило 2: если двигатель не вращается и фары не горят, То проблема в аккумуляторе или проводке. Правило 3: если двигатель не вращается и фары горят, То проблема в стартере. Правило 4: если в баке есть топливо и топливо поступает в карбюратор, То топливо поступает в двигатель. Для работы с этой базой знаний цель верхнего уровня проблема в X помещается в рабочую память, как показано на рис. 5.3.

 

Здесь X— переменная, которая может сопоставляться с любой фразой, например, проблема в аккумуляторе или проводке. В процессе решения задачи она будет связана с некоторым значением. С выражением в рабочей памяти сопоставляются три правила: правило 1, правило 2 и правило 3. Если мы разрешаем конфликты, предпочитая правила с наименьшим номером, будет активизироваться правило 1. При этом X связывается со значением свечи зажигания, и предпосылки правила 1 помещаются в рабочую память. Таким образом, система выбирает для исследования гипотезу о неисправности свечей зажигания. Это можно рассматривать как выбор системой ветви ИЛИ на графе И/ИЛИ. Отметим, что для истинности заключения правила 1 должны быть удовлетворены две предпосылки.

Они являются ветвями И графа поиска, представляющего декомпозицию задачи (действительно ли проблема в свечах зажигания) на две подзадачи (топливо поступает в двигатель и двигатель вращается). Затем можно активизировать правило 4, заключение которого сопоставляется с целевым утверждением топливо поступает в двигатель, и его предпосылки помещаются в рабочую память (рис. 5.5).

Теперь в рабочей памяти существуют три элемента, которые не соответствуют ни одному из заключений в наборе правил. В подобной ситуации экспертная система будет запрашивать пользователя. Если пользователь подтвердит истинность всех трех подцелей, экспертная система успешно определит, что автомобиль не заводится из-за неисправности свечей зажигания. При поиске этого решения система исследовала крайнюю слева ветвь графа И/ИЛИ, показанного на рис. 5.6.

При обнаружении решения реальная экспертная система сообщит пользователю свой диагноз. Необходимо также поддерживать достаточно длинную историю рассуждений, чтобы в случае необходимости возвратиться назад. Если вывод о неисправности свечей зажигания окажется неудачным, нужно иметь возможность возвратиться на второй уровень и проверить правило 2. Заметим, что информация по упорядочению подцелей в рабочей памяти на рис. 5.5 и на графе, представленном на рис. 5.6, явно не выражена. Однако, несмотря на простоту, этот пример подчеркивает важность поиска на основе продукционной системы и его представления графом И/ИЛИ в экспертных системах, основанных на правилах. Ранее мы подчеркивали, что экспертная система должна быть открытой для инспектирования, легко модифицируемой и эвристической по природе. Архитектура продукционной системы является важным фактором для каждого из этих требований. Легкость модификации, например, определяется синтаксической независимостью продукционных правил: каждое правило является "глыбой" знаний, которая может модифицироваться независимо. Однако существуют семантические ограничения, поскольку индивидуальные правила связаны по смыслу. Значит, они должны быть согласованы в любом процессе редактирования или модификации

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.