Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 3 Роль и соотношение налогового и бухгалтерского учета



 

Роль и идеологию налогового учета в числе первых показал проф. Радостовец В.К., отметив необходимость введения специального налогового учета параллельно с бухгалтерским учетом и, что Налоговому Комитету необходимо иметь в своем составе отдельное специализированное подразделение по организации налогового учета. К сожалению, до сих пор это пожелание осталось без внимания. Мало того, ни Закон о Налогах , который с 1995 года изменялся и дополнялся неоднократно, ни Налоговый Кодекс так и не внесли ясности в понятие "Налоговый учет". Например, глава 12 "Правила налогового учета и отчетность" статьи с 65 по 72. распространяются только на корпоративный налог с юридических лиц. Не дано определения налоговому учету и в статье № 10 "Понятия, используемые в настоящем Кодексе", все это свидетельство того, что налоговые органы Казахстана до сих пор "закрывают глаза" и не понимают всей роли, значения и содержания нового механизма рыночной экономики как налоговый учет.

 

В условиях рыночной экономики налоговый учет мы рассматриваем как разновидность бухгалтерского учета и который в нем занимает самостоятельное место. В пользу данного утверждения служат следующие аргументы:

 

1. Реформирование налоговой системы и бухгалтерского учета в РК внесло изменения, как в теорию, так и в практику учета. Ранее существовавшие теоретические понятия должны быть пересмотрены с позиций сегодняшнего дня. Так, понятие хозяйственный учет и его три разновидности: оперативный, статистический и бухгалтерский, переросло в понятие "система бухгалтерского учета". Это связано с тем, что все учетные контрольные рычаги находятся в руках бухгалтера. Современный бухгалтер в силу профессиональных навыков и практической целесообразности выполняет многочисленные смежные функции: экономиста, менеджера, юриста, финансиста и другие. Таким образом, система бухгалтерского учета состоит из комплекса самостоятельных видов учета: финансовый, управленческий, налоговый, статистический и оперативный.

 

2. Бухгалтерская служба предприятий обобщает, обрабатывает и представляет разнообразную информацию внешним и внутренним пользователям: собственникам, инвесторам, банкам, налоговым органам и другие. Информация, предоставляемая им, различается, как по форме, так и по содержанию. Инвесторам, собственникам и другим пользователям предоставляются формы финансовой отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств. Органам статистики предоставляются специальные формы статистической отчетности, перечень которых регламентирован Министерством финансов. Для внутренних потребителей информация предоставляется в виде различных аналитических таблиц, справок, расчетов, графиков и других форм. Налоговым органам предоставляются специальные формы отчетности, которые называются декларациями. По разным видам налогов формы, объем и содержание декларации различны. Таким образом, разнообразие отчетных форм, предоставляемых бухгалтериями хозяйствующих субъектов, предполагает рассматривать бухгалтерский учет, как систему, комплекс тесно связанных между собой самостоятельных видов учета: финансового, управленческого, налогового, статистического и оперативного. Значит, различие самостоятельных специальных форм отчетности определяет и самостоятельность учета. Отсюда, налоговый учет - как разновидность бухгалтерского учета занимает свое специфическое место.

 

Переход экономики Казахстана на рыночные отношения внес кардинальные изменения в бухгалтерский учет и систему налогообложения. Так, существенно изменились социальное назначение и задачи бухгалтерского учета. Ведение бухгалтерского учета, основанного на международных стандартах, стало юридической обязанностью предпринимателя. Причем основной аспект взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов переместился в сферу налоговых отношений.

 

В связи с переориентацией основных элементов государственной системы финансов на первый план выступают принципы сосуществования национальной системы бухгалтерского учета и налогообложения. В этих условиях возникает другая точка зрения, отличная от вышеуказанной, что налоговый учет и бухгалтерский учет (с его двумя видами: финансовый и управленческий) функционируют самостоятельно, с разной степенью зависимости друг от друга. Например, российские авторы различают две модели сосуществования систем бухгалтерского учета и налогообложения (в его составе налоговый учет).

 

^ Первая модель имеет наименование "континентальной" и представляет собой положение, при котором бухгалтерский и налоговый учет фактически совпадают и первый выполняет все функционально-учетные задачи (рис. 4).

 

– сфера бухгалтерского учета

 

– сфера налогового учета

 

По континентальной модели работают учетные системы Германии, Швеции, Бельгии, Испании, Италии. К континентальной модели можно отнести систему бухгалтерского учета Казахстана до 1995 года.

 

^ Вторая модель соотношения бухгалтерского и налогового учета носит наименование "англосаксонской", к ней относятся США, Англия, Австрия, Канада и др.

 

Данная система в 2х вариантах предполагает существование и параллельное ведение как бухгалтерского, так и налогового учета (рис. 5).

 

 

1 вариант

 

 

2 вариант

 

С середины 1995 года, с начала реформирования в РК системы налогообложения и бухгалтерского учета их соотношение ближе к англосаксонской модели.

 

В первой модели система бухгалтерского учета формируется и функционирует под сильным и непосредственным воздействием налогообложения. Вторая модель предполагает параллельное существование бухгалтерского и налогового учетов, как двух самостоятельных видов деятельности, преследующих различные цели. В большинстве случаев такая модель функционирует через реализацию двух вариантов:

 

I - путем определения корректировок и преобразований учетных данных для налоговых целей;

 

II - путем дополнения бухгалтерских процедур такими, которые обеспечивают в рамках системного учета формирования готовых данных для налогообложения.

 

По степени участия бухгалтерского учета в налоговом учете можно выделить три вида налогового учета.

 

^ 1) Бухгалтерский налоговый учет, когда показатели налогового учета формируются исключительно на данных бухгалтерского учета (в Казахстане такой вид учета был до 1995 года). По отдельным налогам (социальный, налог на имущество, земельный налог, налог на транспортные средства) такой вид учета до сих пор еще наблюдается.

 

2) Смешанный налоговый учет, когда показатели налогового учета формируются на основе данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения. Такой вид учета наблюдается в Казахстане с 1995 г. по таким налогам как налог на добавленную стоимость, корпоративный подоходный налог с юридических лиц.

 

^ 3) Абсолютный налоговый учет, когда показатели налогового учета формируются без участия бухгалтерского учета. В чистом виде такой учет существует только теоретически. Мнение, что таможенные пошлины, государственные пошлины, плата за воду и др. проходят без участия бухгалтерского учета, ошибочно. Никакие платежи без бухгалтера не совершаются.

 

Таким образом, действующий в настоящее время в РК налоговый учет ближе ко второму виду - к смешанному налоговому учету.

 

Мы вполне солидарны с мнением российских авторов, что исходная база бухгалтерского и налогового учета едина:- это данные первичного учета; мы солидарны и с тем, что на практике трудно, а иногда невозможно однозначно идентифицировать модель, применяемую в том или ином государстве.

 

Однако казахстанские нормативные акты не учитывали и не учитывают вышеуказанных особенностей. На протяжении 1993-1995 г. наблюдались попытки вмешательства фискальных органов в процесс регулирования бухгалтерского учета. Позже, с изданием двух Указов Президента РК "О бухгалтерском учете" и "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", имеющих силу Закона в вопросах соотношения бухгалтерского учета и системы налогообложения достигнута в определенной мере правовая равнозначность. С внедрением международных стандартов бухгалтерского учета, с реформаторскими изменениями национальной системы бухгалтерского учета, с января 1997 г., проблемы взаимодействия с налоговым учетом стали еще более актуальными.

 

Налоговый учет в системе казахстанского налогообложения получает все более динамичное развитие. Анализ нормативных актов по налогообложению, и текущие изменения действующего налогового и учетного законодательств однозначно свидетельствуют о том, что налоговый учет превращается в самостоятельный вид бухгалтерского учета и отрасль налогообложения со своими правилами и принципами.

 

Чтобы понять роль, сущность, значение налогового учета необходимо не только пересмотреть теорию и практику бухгалтерского учета, как было отмечено, выше, но, и понять, с каких позиций подходить к нему, поскольку в налоговых взаимоотношениях с государством участвуют две стороны: налоговые органы и налогоплательщики.

 

С позиции налогоплательщика, налоговый учет - составная часть бухгалтерского учета, данные которой отражают специальную информацию о налогах и налоговых платежах в отдельно предусмотренных аналитических регистрах - счетах и формах налоговой отчетности - в декларациях. В поле зрения налогового учета должна попадать информация о расчетах и платежах всех видов налогов, выплачиваемых налогоплательщиком. В учетной работе налогоплательщиков появились новые формы первичной и отчетной информации: книги регистрации счет-фактур, декларации, предварительные расчеты и т.п. Расширился объем документооборота, появилась необходимость ведения специальных учетных регистров и счетов для налогового учета.

 

^ С позиции налоговых служб налоговый учет определяет налогооблагаемую базу, ведется в соответствии с фискальной политикой государства и является инструментом налогового администрирования. Основная цель налогового учета - правильно определить момент возникновения и величину налоговых обязательств, правильно отнести доходы и вычеты к отчетным периодам и в конечном счете, получить, ту сумму налога, которая должна быть оплачена в бюджет в срок, установленный законодательством.

 

В течение нескольких лет шло разделение финансовой отчетности от налоговой отчетности. С 1996 г. налогоплательщики в налоговые органы представляют специальные формы налоговой отчетности, которые называются декларациями. Формы и содержание декларации по разным видам налогов разные. В настоящее время в Налоговом Комитете МГД РК завершена работа по организации и разработке новых форм декларации, правил по их заполнению, приложения к декларациям, разъяснения.

 

Система национального бухгалтерского учета - единый, информационный комплекс, все составные виды которого (оперативный, финансовый, налоговый, управленческий и статистический) находятся в неразрывной связи и постоянном взаимодействии. Это обуславливает необходимость совершенствования бухгалтерского учета. Совершенствование налогового учета требует приведения его категорийного аппарата в тесную связь с бухгалтерским учетом, внедрением Генерального плана счетов и КСБУ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.