Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приборы, средства индикации



А. 57. Используются ли панели для размещения прибо­ров и средств индикации?

А.58. Достаточно ли четко видны шкалы приборов?

А.59. Легко ли найти требуемый прибор?

А.60. Легко ли отличить один прибор от другого?

а) Читаемость

Б.59. Достаточно ли легко читаются показания прибо­ров?

Б.60. Правильно ли построены шкалы приборов, нельзя ли их упростить?

Б.61. Соответствуют ли буквы, цифры, деления требова­ниям четкого считывания показаний с рабочего расстояния?

Б.62. Позволяет ли стрелка легко считывать нужные цифры?

Б.63. Правильно ли сконструирована стрелка, не возни­кает ли дополнительная погрешность из-за парал­лакса?

Б.64. Имеет ли яркостный контраст между указателем, панелью и фоном оптимальное значение?

Б.65. Не препятствует ли считыванию показаний блес-кость, вызванная источниками света?

Б.66. Можно ли избежать установки козырьков над ос­ветительными устройствами?

Б.67. Удалось ли избежать теней от стрелок, а также от обрамления приборов и органов управления?

Б.68. Останется ли расстояние, на котором считывают-ся показания, в пределах ±70 см, если во время считывания показаний необходимо воздейство­вать на органы управления?

Б.69.Вызывает ли характер размещения делений на

шкале погрешности при считывании показаний?

б) Группировка

Б.70. Возможно ли размещение приборов различного вида в разных плоскостях?

Б.71. Могут ли быть разделены специфические группы приборов с помощью интервалов или цветов?

Б.72. Идентичны ли деления шкал различных приборов?

Б.73. Достаточно ли близко расположены приборы от соответствующих органов управления?

Б.74. Расположены ли наиболее важные приборы и при­боры, с которых чаще всего приходится считы­вать показания, оптимально в поле обзора?

Б.75. Сгруппированы ли наиболее часто используемые приборы вместе в оптимальной зоне поля обзора?

в) Размещение

Б.76. Правильно и одинаково ли расположены органы управления и распределительные щиты на одно­типных машинах?

Б.77. Требует ли считывание показаний прибора ненуж­ного поворота головы или тела?

Б.78. Соответствуют ли размеры приборных и сигналь­ных щитов предъявляемым к ним требованиям с точки зрения работы сидя, зоны действия рук и направления взгляда?

г) Точность и скорость

Б.79. Соответствует ли точность приборов требуемой точности показаний?

Б.80. Снижены ли ошибки до минимально возможной величины за счет правильного выбора приборов?

Б.81. Снижено ли до возможных пределов время запаз­дывания показаний приборов?

Б.82. Применяются ли приборы с десятичными шкала­ми (при непосредственном отсчете) для получе­ния требуемой точности отсчета или установки за­ранее заданных значений параметров?

Б.83. Имеется ли передвигаемая вручную стрелка для обозначения заданного значения параметра, чтобы легче было определить степень его отклоне­ния?

Б.84. Является ли прибор наиболее простым с точки зрения получения необходимой информации? Могут ли быть использованы цветные зоны на шкале вместо цифр или делений, если данная ин-

формация имеет значение только для качествен­ного контроля параметра?

Б.85. Предусмотрена ли в приборах сигнализация об их неисправности?

д) Соответствие

Б.86. Соответствует ли расположение приборов необхо­димой по технологии последовательности считыва­ния показаний?

Б.87. Имеют ли приборы в рабочем положении одина­ковые направления перемещения стрелок (гори­зонтальное или вертикальное)?

Б.88. Имеет ли направление перемещения стрелки на всех приборах одинаковый смысл?

Б.89. Одинаково ли расположены приборы на щитах и распределительных досках, служащих для анало­гичных целей?

е) Органы управления

Б.90. Можно ли избежать применения поворотных вы­ключателей, положения которых отличаются на 180 градусов?

Б.91. Можно ли по положению органов управления бы­стро определить имеющуюся ситуацию (напри­мер, включено — выключено)?

Б.92. Не закрывает ли рука при перемещении органа управления шкалу прибора?

Б.93. Возможна ли сигнализация отключенного состоя­ния посредством применения сигнала "стоп"?

Б.94. Можно ли улучшить опознание органов управле­ния, использовав различия в форме, цвете, разме­рах?

Методы работы

Физическая нагрузка

А.61. Связано ли выполнение работы с большой физи­ческой нагрузкой?

А. 62. Большое или малое количество мышц напряжено при выполнении данной работы?

А.63. Связана ли данная работа с бессмысленной физи­ческой нагрузкой?

Б.95. Возможно ли в этом случае выполнение дополни­тельных заданий?

А.64. Выполняется ли работа сидя, стоя, требует ли она переходов с места на место или необходимости работать попеременно в нескольких положениях?

А.65. Существуют ли при выполнении данной работы моменты, когда требуется предельное напряжение?

Б.96. Если это так, то:

как часто они наступают и как долго длятся; удобно ли рабочее положение; могут ли быть эти нагрузки (степень нагрузки, длительность ее воздействия и число случаев) уменьшены посредством применения техничес­ких средств?

А.66. Требуется ли при выполнении работы поднятие

грузов или их передвижение? Б.97. Если груз должен быть поднят или передвинут, то:

каков его нормальный вес; нужно ли поднимать его с уровня пола; можно ли поднимать его в удобном положении; свободны ли пути, по которым он передвигается, от помех?

А.67. Какой характер носит физическая нагрузка — ди­намический или статический?

А.68. Какие группы мышц воспринимают основную фи­зическую нагрузку: мышцы плеч, ног, шеи, позво­ночника, мелкие мышцы рук, пальцев?

А.69. Малые или большие группы мышц воспринимают статическую нагрузку при удерживании детали (материала) или инструмента?

А.70. Большие ли группы мышц воспринимают стати­ческую нагрузку при выполнении работы?

А.71. Соответствует ли положение тела при работе на­грузке на различные группы мышц?

А.72. Возможно ли изменение положения при работе?

А.73. Предполагает ли работа правильное чередование работы и отдыха, а также динамических и стати­ческих видов нагрузки?

А.74. Требуют ли дополнительные операции, необходи­мые при выполнении работы, изменения в нагруз­ке мышц?

А.75. Правильна ли структура движений?

Ё.98. Обеспечена ли достаточная свобода движений?

Б.99. Существуют ли при данном способе работы не­нужные движения?

Б. 100. Желательно и возможно ли упрощение движе­ний?

Б. 101. Симметричны ли движения?

Б.102. Ритмичны ли движения?

Б. 103. Используются ли попеременно левая и правая рука (нога, ступня), если симметричные движе­ния невозможны?

Б. 104. Правильно ли выбраны направления движений, точки приложения усилий и величина перемеще­ния с учетом необходимой величины усилий, точ­ности, времени, координации движений и стрем­ления избежать статических нагрузок?

Б. 105. Не требуется ли при выполнении работы чрез­мерных усилий в суставах?

Б. 106. Могут ли напряженные движения быть замене­ны свободными?

Б. 107. Можно ли упростить одновременные движения правой и левой руки, если:

правильно разместить источники информации; соответствующим образом расположить органы управления?

Б. 108. Можно ли избежать резких изменений направле­ний движения?

Б.109. Рационально ли используется кинетическая энер­гия?

Б. 110. Исключена ли возможность потерь кинетичес­кой энергии?

Б.111. Укладываются ли последовательные движения в привычный стереотип?

Б. 112. Образуют ли операции точно скоординирован­ную систему движений?

Б. 113. Желательно и возможно ли более стабильного

стереотипа? Б. 114. Существует ли сочетание движений, требующее

одновременно точности и приложения большого

усилия?

А.76. Требуется ли при осуществлении движений боль­шое физическое усилие?

Б. 115. Может ли быть ограничена группа мышц, дейст­вующих при выполнении данной работы, если будут применены опоры?

Б. 116. Правильно ли выбрана последовательность сокра­щения мышц?

А.77. Можно ли исключить перемещение центра тяжес­ти и поворот тела?

А.78. Существует ли строго предписанная последова­тельность движений?

Психическая нагрузка

А.79. Существует ли соответствие между перемещени­ем органов управления и вызываемыми ими эф­фектами?

Б. 117. Всегда ли выполняемым движениям соответству­ет привычный эффект:

вперед — открытие, движение вперед, больше, + влево — закрытие, движение налево, меньше, — назад — закрытие, движение назад, меньше, — вправо — открытие, движение направо, больше, +. Б. 118. Соответствует ли расположение информацион­ных приборов размещению ручек, рукояток и т.п.?

А.80. Требует ли работа большой точности движений?

Б. 119. Если такая точность требуется но условиям тех­нологического процесса, позволяют ли органы управления ее осуществить?

Б. 120. Соответствуют ли инструменты необходимой точ­ности движений?

А.81. Следует ли перед началом работы получить необ­ходимые дополнительные данные?

А.82. Необходимо ли пользоваться таблицами, карточка­ми и т.п.? Дает ли их применение ожидаемые ре­зультаты ?

А. 83. Необходимо ли перед началом работ сравнивать некоторые данные?

А.84. Следует ли при выполнении данной работы стро­го придерживаться рекомендуемых действий или они могут быть произвольными?

А.85. Обязательно ли оценивать данные?

А.86.Существуют ли эталоны изделия и регулярно ли они используются для сравнения?

А.87. Доставляются ли монтируемые детали в той последо­вательности, которая необходима для их монтажа?

Б. 121. Действительно ли подбор, подгонка и монтаж де­талей могут быстро и точно выполняться с помо­щью одних только органов осязания?

А.88. Легко ли перепутать сигналы?

Б. 122. Может ли ошибка в восприятии сигналов привес­ти к серьезным последствиям?

А.89. Можно ли ошибиться при выборе оснастки и из­делия?

Б. 123. Может ли ошибка при этом иметь серьезные пос­ледствия?

А.90. Можно ли ошибиться при выполнении движений? Б. 124. Может ли ошибка при этом иметь серьезные пос­ледствия?

А.91. Означают ли сигналы всегда одно и то же?

А.92.Размещены ли органы управления в последователь­ности, соответствующей порядку выполнения ра­бочих операций?

А.93. Легко ли могут быть опознаны органы управле­ния по своей форме, размерам, обозначениям, цвету в нормальных условиях и в аварийных си­туациях?

А.94. Размещены ли органы управления как можно

ближе к соответствующим источникам информа­ции?

А.95. Пользуются ли работники своей неофициальной системой сигналов?

Б. 125. Вызывают ли эти сигналы такое же или даже

большее доверие к себе, чем официальные сигна­лы, или же работники применяют их потому, что они более понятны?

Б. 126. Если работники предпочитают более простые

для понимания сигналы, даже если они и менее достойны доверия, то не означает ли это, что официальная система сигнализации должна быть улучшена?

А.96. Достаточно ли быстро работник получает инфор­мацию (количественную и качественную), касаю­щуюся протекания производственного процесса?

А.97. Возможна ли организация перерывов в работе при проведении контрольных операций?

А, 98. Доступна ли эта работа для пожилых людей с учетом: темпа;

требований, предъявляемых к органам зрения; кратковременной памяти?

А. 99. Являются ли данные, необходимые для выполнения работы, ясными, однозначными и достоверными?

А. 100. Все ли данные необходимы при выполнении ра­боты?

А. 101. Не превышает ли количество информации воз­можностей человека, не слишком ли обременяет его?

А. 102. Если какой-либо анализатор чрезмерно перегру­жен, может ли быть нагрузка сделана более рав­номерной?

А. 103. Существует ли вероятность того, что темп по­ступления информации недостаточно загружает работника?

Б. 127. Приходится ли работнику воспринимать сигналы в то время, когда он занят контролем производст­венного процесса?

Б. 128. Различаются ли устройства сигнализации, даю­щие разную информацию, более чем одним пара­метром?

Б. 129. Не слишком ли детализирована информация?

Б. 130. Должна ли храниться полученная информация дольше нескольких секунд?

Б. 131. Не длится ли важный сигнал менее одной секун­ды? Повторяются ли сигналы? Воздействуют ли они на различные органы чувств?

Б. 132. Длится ли напряжение внимания более 20 мин, если сигнал может поступить в любое время? То же, если сигнал может поступить не чаще чем 4 раза в течение получаса?

Б. 133. Возможно ли уменьшение числа сигналов в еди­ницу времени, числа сигналов от одного источни­ка, числа источников сигналов?

А. 104. Правильно ли выбран способ восприятия сигна­лов (опасность — слух, нормальное протекание процессов — зрение, идентификация органов уп­равления — осязание) ?

Б. 134. Выдаются ли срочные сигналы в виде звуковых?

Б. 135. Желательно ли заменить оптические сигналы ка­кими-либо другими?

Б. 136. Имеют ли сигналы общепринятое значение (на­пример, красный цвет — опасность) ?

А. 105. Возможно ли одновременное появление сигна­лов от разных источников?

Б. 137. Целесообразно ли выделить (если это необходи­мо) предпочтительные (главные) сигналы?

А. 106. Имеют ли главные сигналы более высокую пред­упредительную ценность?

Б. 138. Имеет ли критическая информация предупреди­тельную ценность?

Б. 139. Имеются ли редко возникающие сигналы, несу­щие весьма важную информацию? Имеют ли они более высокую ценность по сравнению с другими сигналами?

Б. 140. Складывается ли информация, воспринимаемая одновременно, более чем из пяти одинарных эле­ментов?

А. 107. В течение какого времени поступают идентич­ные и подобные им сигналы и как часто они по­вторяются?

А. 108. Возможны ли различные реакции при появлении одного и того же сигнала, когда наиболее вероят­на лишь одна из них?

Б. 141. Может ли работник сразу же проинформирован о результатах неправильной реакции на сигнал?

Б. 142. Насколько существенны последствия неправиль­ной реакции?

А. 109. Все ли факторы, необходимые для правильного принятия решения, сообщаются работнику в со­ответствующее время и в правильной последова­тельности?

Б. 143. Может ли быть выдана неоднозначная или при­водящая к ошибкам информация?

А. ПО. Предусмотрено ли в рабочем цикле время, необ­ходимое для принятия решения, и время для вы­полнения этого решения?

А. 111. Предусмотрена ли возможность быстрой обрат­ной связи между корректирующим воздействи­ем и обслуживаемой системой?

Рабочая среда

1. Микроклимат

А. 112. Протекает ли работа в условиях теплового ком­форта?

А. 113. Если работа протекает в условиях теплового дис­комфорта, то чем это вызвано: температурой воз­духа, влажностью, движением воздуха, тепловым излучением?

Б. 144. Выполняется ли работа при граничных темпера­турах (предельно высокая или предельно низкая температура) ?

Б. 145.Если'работа выполняется вне области комфорта, соответствует ли время работы и перерывов до­пустимому времени работы в горячей или холод­ной зонах?

Б. 146. Гарантирует ли система отопления большую или меньшую стабильность температуры на рабочем месте ?

Б. 147. Какова предельная температура воздуха в произ­водственном помещении зимой и летом?

Б. 148. Какова предельная влажность воздухе в произ­водственном помещении зимой и летом?

Б. 149. Существует ли тепловое излучение, влияющее

на работника, и может ли оно быть причиной не­приятного или опасного перегрева?

Б. 150. Расположено ли рабочее место вблизи от горя­чих или холодных поверхностей?

Б. 151. Если существует охлаждающий эффект в резуль­тате движения воздуха, не является ли он непри­ятным или чрезмерным?

Б. 152. Существуют ли средства защиты против диском­форта, возникающего как следствие климатичес­ких условий?

Б. 153. Не препятствуют ли эти предохранительные средства выполнению работы?

А. 114.Не подвержен ли работник в течение рабочего

дня влиянию быстрых изменений климатических условий?

Б. 154. Являются ли быстрые изменения климатических условий следствием производственных процес­сов?

2. Шум

А. 115. Является ли шум на рабочем месте вредным для работника и влияет ли он на протекание рабоче­го процесса?

А. 116. Существует ли вероятность потери слуха вследст­вие воздействия шума?

Б. 156. Каковы уровень громкости и спектр шума?

Б.157. Существует ли какая-то определенная высота звуков или эта величина изменяется?

Б. 158. Постоянны или переменны интенсивность и спектр шума?

Б. 159. Где находится источник шума: за пределами заво­да, на заводе, в соседних цехах, в данном цехе?

Б. 160. Является ли источником шума работа с материа­лом, производят ли его инструменты или источ­ником шума является машина?

Б. 161. Используются ли соответствующие звукоизоля­ционные или звукопоглощающие материалы?

Б. 162. Имеют ли источники шума соответствующую звукоизоляцию ?

Б. 163. Использованы ли у источника шума соответст­вующие шумоглушащие технические средства?

Б. 164. Расположены ли машины, создающие наиболь­ший уровень шума, как можно дальше от работ­ника?

3. Другие вредные факторы

А. 117. Связано ли производство с выделением неприят­ных или вредных для работника видов энергии (ультракоротковолновое излучение, ионизирую­щее излучение и т.п.)?

А. 118. Существует ли вероятность вредного воздейст­вия химических веществ или пыли?

Б. 165. Являются ли они только неприятными или пред­ставляют опасность для здоровья?

Б. 166. Обязательно ли использование технических

средств защиты против вредного воздействия хи­мических веществ и пыли и применяются ли они?

А. 119. Является ли обязательным применение индивиду­альных средств защиты на данном рабочем месте?

Фактографическое приложение №2 (к гл. VII)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.