Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фактографическое приложение №1



Первые практические шаги на поприще эргономики

Проведите первый самостоятельный эргономичес­кий анализ выбранной вами рабочей системы или ее компонентов — производственного оборудования, рабо­чих мест, органов управления и средств отображения информации, рабочей среды на производстве, в институ­те, учреждении или другом каком-либо месте, где трудо­вая деятельность связана с техническими средствами. Отдельные вопросы, несущественные при выполнении конкретных видов работ, можно пропустить. Все вопросы разделены на общие (с индексом А) и частные (с индек­сом Б). На последние следует отвечать только в тех случаях, когда в этом возникает необходимость после ответа на вопросы группы А. По результатам проведен­ного вами эргономического анализа сформулируйте предложения по совершенствованию технических объек­тов, организации рабочих мест, улучшению рабочей среды.

Эргономические контрольные карты' Рабочее место

Физическая нагрузка

А. 1. Является ли рабочее место достаточно простор­ным?

Б.1. Что является причиной недостатка производствен­ной площади:

использование этой площади другими работника­ми (хотя бы временно);

малое расстояние до других машин; выступаю­щие части машин?

А.2. Обеспечивает ли расположение приборов, предме­тов обработки и органов управления удобное поло­жение человека при работе?

А.З. Допускает ли размещение перечисленных объек­тов работу сидя?

А.4. Находится ли рабочая плоскость на удобной высо­те с учетом рабочей позы и расстояния до глаз?

Б.2. Если работа выполняется сидя, есть ли место для ног?

Б.З. От чего зависит неудобное положение при работе: от машины, обрабатываемых предметов, инстру­ментов или органов управления?

Б.4. Нет ли какого-либо другого удобного для работы положения?

А.5. Соответствует ли рабочая поверхность предъявляе­мым требованиям по твердости, цвету, гладкости и т.п.?

А.6. Позволяет ли размещение приборов, обрабатывае­мых предметов (деталей), органов управления осу­ществлять управление машиной с помощью рук или ног?

Б.5. Не возникают ли статические напряжения из-за не­удобного расположения органов управления?

Б.6. Размещены ли инструменты и детали в пределах оптимального радиуса действия?

Б.7. Размещены ли органы управления в пределах дося­гаемости с учетом положения тела при работе?

Сокращенный вариант схемы под названием "Эргономические контрольные карты", разработанной группой экспертов под руководством Г.Бюргера и предложенной Международной эргономической ассоциации. Ставилась задача создать объектив­ную и простую схему, понятную как для людей с техническим образованием, так и для физиологов, психологов, врачей.

Б.8. Правильно ли размещены ручки и рукоятки с уче­том требуемых для их перемещения усилий и дви­жений?

Б.9. Соответствует ли расположение приборов, дета­лей, органов управления последовательности и час­тоте выполнения операций?

А.7. Обязательно или желательно управление машиной с помощью педалей?

Б. 10. Удобны ли конструкция, расположение и размер педалей?

Б. 11. Удалось ли исключить из конструкции машины пе­дали, если работа выполняется стоя, и не превы­шает ли их количество двух при работе сидя?

Б. 12. Если работа выполняется стоя и обязательно ис­пользование педалей, должен ли работник при этом стоять все время на той же ноге? Возможно ли управление машиной поочередно с помощью обеих ног?

Б. 13. Могут ли использоваться педали при работе сидя? Можно ли нажимать на педаль поочередно то одной, то другой ногой?

Б. 14. Можно ли изменить положение или отдохнуть при работе сидя при пользовании одной или не­сколькими педалями?

Б. 15. Соответствует ли тип педалей требуемой силе на­жатия, их расположению и числу движений?

Б. 16. Правильно ли подобрано требуемое усилие нажа­тия на педаль?

А.8. Обязательно ли управление машиной с помощью ножных кнопок?

Б. 17. Правильно ли подобрано требуемое усилие нажа­тия на ножные кнопки?

Б. 18. Может ли быть применено нажатие на кнопку носком обуви вместо пятки?

А. 9. Обязательно или желательно использование кла­виш (кнопок) при ручном управлении?

Б. 19. Достаточна ли поверхность клавиш (кнопок) (соот­ветствует ли она размерам пальцев) ? Не слишком ли глубоко следует вдавливать клавиши (кнопки) ? Не слишком ли гладкую поверхность имеют кнопки?

Б.20. Не слишком ли мало требуемое усилие нажатия на клавишу (кнопку), чтобы избежать ошибки? Не слишком ли велико требуемое усилие в ава­рийной ситуации?

А. 10. Соответствует ли форма, величина и материал ор­ганов ручного управления прилагаемому усилию?

А. 11. Допустимы ли прилагаемые усилия с точки зре­ния физиологии?

Б.21. Можно ли уменьшить прилагаемое усилие посред­ством:

уменьшения веса предметов, с которыми произ­водятся манипуляции;

применения противовесов; применения вспомога­тельных электрических, гидравлических или пневматических устройств;

применения подъемников; применения кранов, тележек, тачек?

Б.22. Можно ли уменьшить прилагаемое усилие посред­ством:

изменения направления усилий; использования более развитых групп мышц;

ограничения времени приложения усилия?

Б.23. Применяются ли рукоятки достаточно часто?

Б.24. Правильно ли организована транспортировка

предметов обработки (деталей) с точки зрения их движения и остановки (используются ли гравита­ционные питатели, желоба и т.п.)?

Б.25. Допустимы ли с точки зрения физиологии движе­ний усилия, требуемые для перемещения органов управления?

Б.26. Действительно ли необходимо приложение значи­тельного усилия? Размещены ли органы управле­ния таким образом, чтобы действия с ними исклю­чали напрасное расходование сил и ненужное ста­тическое напряжение?

А. 12. Имеются ли соответствующие сиденья и опоры,

исключающие необходимость работы стоя? Б.27. Отвечает ли опора или сиденье:

размерам работника; требованиям гигиены к оби­вочным материалам; удобному положению спины; высоте рабочей плоскости; возможности регулирования; возможности работы стоя; изменениям положе­ний тела при работе?

Б.28. Необходимо ли сиденье, позволяющее регулиро­вать его высоту?

Б.29. Желательно ли использование стола с одной цент­ральной опорой?

А. 13. Обязательна ли подставка для ног?

Б.30. Имеется ли соответствующая опора для ног?

Б.31. Имеется ли место, чтобы установить опору для ног?

Б.32. Удобна ли опора для ног с точки зрения положе­ния, размеров, наклона площади?

А. 14. Обязательны ли опоры для локтей, предплечий, рук и спины?

Б.33. Соответствуют ли эти опоры положению при ра­боте: размерам человека, потребностям регулиро­вания, требуемой площади?

А. 15. Насколько соответствует предъявляемым требова­ниям пол производственного помещения? Б.34. Соответствует ли пол следующим требованиям:

достаточно ли трение между полом, с одной сто­роны, и опорами, подошвами, инструментами, де­талями — с другой;

имеет ли он требуемый наклон; достаточно ли он ровный;

достаточно ли он твердый, упругий? А. 16. Применяются ли ручные инструменты? Б.35. Правильно ли выбран вес инструментов? Не

слишком ли они тяжелые или легкие? Б.36. Обеспечивают ли инструменты для точных работ достаточную поверхность соприкосновения с рукой?

Б.37. Имеет ли рабочая часть инструмента необходи­мые размеры и форму?

Б.38. Соответствует ли длина рукоятки требованиям вы­полняемой работы в предусмотренном рабочем положении? Б.39. Достаточно ли удобна рукоятка?

Б.40. Правильно ли выбрана поверхность инструмента с точки зрения трения между инструментом и рукой?

Б.41. Правильно ли она выбрана с точки зрения теплоо-твода?

Б.42. Можно ли объединить различные инструменты в один универсальный?

Б.43. Исключает ли длина инструмента дрожание руки или хотя бы его снижает (при точных ручных ра­ботах) ?

Б.44. Предусмотрено ли для инструментов строго опре­деленное место?

А. 17. Используются ли бункеры, кассеты и т.п. соответ­ствующего веса и размера; соответствуют ли они требованиям техники безопасности и т.п.?

А. 18. Может ли скорость машины регулироваться в за­висимости от возможностей исполнителя?

А. 19. Учитывается ли время выполнения работы?

А.20. Обеспечивает ли конструкция машины удобство обслуживания и ремонт (доступность, степень риска, освещение и т.п.)?

А.21. Существует ли опасность ожогов?

А.22. Приложено ли какое-либо постоянное или перио­дическое усилие к какой-либо части тела?

А.23. Требуется ли по условиям работы применение ин­дивидуальных средств защиты (спецодежда, спе­цобувь, рукавицы, очки защитные, защитные щитки, каски, шлемы, наушники, каски противо­шумные) ?

Б.45. Мешают ли средства индивидуальной защиты вы­полнению движений или работе?

Б.46. Препятствует ли применение индивидуальных средств защиты восприятию информации?

А.24. Являются ли машины причиной значительной виб­рации?

Б.47. Насколько ощутима вибрация?

Б.48. Влияет ли вибрация на выполнение работ?

Б.49. Существуют ли неудобства в связи с постоянной или периодической вибрацией?

Психическая нагрузка

Органы зрения

А.25. Предъявляет ли данный вид работы высокие тре­бования к органам зрения?

А.26. Требуется ли для выполнения данной работы вы­сокая освещенность?

А.27. Обязательно ли наличие общего искусственного освещения?

А.28. Обязательно ли наличие местного искусственного освещения?

А. 29. Требует ли выполняемая работа попеременного пребывания в местах с различной степенью осве­щенности?

А.ЗО. Достаточно ли четко можно распознать предметы, учитывая непостоянство дневного освещения, блики и т.п.?

Б.50. Каков уровень освещенности при:

естественном освещении:

хороший,

удовлетворительный,

неудовлетворительный;

при искусственном освещении:

хороший,

удовлетворительный,

неудовлетворительный ?

Б.51. Не приводит ли искусственное освещение к неже­лательным последствиям: мерцанию, стробоскопи­ческому эффекту?

А.31. Каково различие в яркости (контрастность)

между объектом и фоном (окружением): боль­шое, среднее, незначительное?

Б.52. Отвечают ли требованиям контрастности цвет, по­верхность, расположение предметов, машин, дета­лей?

Б.53. Каково различие яркостей при естественном и ис­кусственном освещении: малое, среднее, большое? А.32. Существует ли возможность ослепления на рабо­чем месте или вблизи него?

Б.54. Что может являться причиной ослепления: открытые источники света; отражение света от поверхности или деталей машин; окна; другие предметы?

А.ЗЗ. Существуют ли какие-либо специальные требова­ния к цвету предметов?

Б.55. Соответствуют ли цвета при естественном и ис­кусственном освещении: выполняемой работе; желаемой контрастности; аварийной сигнализации; цвету источника света?

А.34. Каков размер предметов, которые следует разли­чать: очень мелкие, мелкие, крупные?

А.35. Перемещаются ли (и если перемещаются, то

как — медленно или быстро) различаемые пред­меты?

А.36. Соответствует ли расположение приборов, пред­метов обработки, органов управления и т.п. требо­ваниям хорошей обзорности?

А.37. Требуется ли при этом аккомодация? А.38. Размещены ли органы управления на оптималь­ном расстоянии в поле зрения?

А.39. Размещены ли аварийные сигналы в центре поля зрения и обращают ли они на себя внимание?

А.40.Может ли работник видеть одновременно саму об­рабатываемую деталь и ближайшие к ней окру­жающие предметы?

А.41. Достаточно ли расстояние от глаз до предметов?

А.42. Обязательно ли наблюдение за предметами одно­временно обоими глазами?

А.43. Желательно ли применение вспомогательных оп­тических устройств?

Б.56. Соответствуют ли вспомогательные оптические устройства требованиям в отношении поля зре-

ния, собственных размеров, фокусного расстоя­ния, степени увеличения?

Органы слуха

А.44. Предъявляет ли данная работа высокие требова­ния к органам слуха?

Б.57. Какого типа звуковые сигналы применяются на данном производстве?

А.45. Требуется ли речевая связь между людьми при выполнении данной работы?

А.46. Затруднена ли речевая связь из-за высокого уров­ня шумов в рабочем помещении?

А. 47. Могут-ли быть звуковые сигналы легко обнаруже­ны при обычном шуме в помещении?

А.48. Требует ли работа пониженного уровня шума?

А.49. Легко ли различить звуковые сигналы, несущие различную информацию?

А.50. Как звуковые сигналы физиологически воздейст­вуют на человека? Б.58. Можно ли различить звуковые сигналы по:

времени действия;

частоте;

уровню громкости;

последовательности звуков?

Другие органы чувств

А.51. Предъявляет ли данная работа высокие требова­ния к органам осязания?

А.52. Легко ли отличить различные детали, ручки и ин­струменты друг от друга с помощью органов ося­зания?

А.53. Можно ли распознать детали, ручки и инструмен­ты по их положению?

А.54. Предъявляет ли данная работа высокие требова­ния к органам равновесия?

А.55. Предъявляет ли данная работа высокие требова­ния к способности определять удаление (глубину) предметов?

А.56. Предъявляет ли данная работа высокие требова­ния к органам обоняния?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.