Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Комплекс лесо-других мелиоративных мероприятий на землях транспортных магистралей



В состав земель транспортных магистралей входят:

1) полоса земельного отвода для создания снегозадерживающих лесных полос - СЛП (В, м);

2) полоса земельного отвода между проезжей частью транспортной магистрали и крайним первым рядом СЛП шириной не менее 15-20м (l1, м);

3) полоса земельного отвода между границей соседнего землепользования - сельскохозяйственного (и другого) предприятия и крайним - последним рядом СЛП шириной в 3-5 м (l2, м).

Общая ширина полосы земельного отвода с обеих сторон проезжей части транспортной магистрали определяется по формуле:

Z = B+l1 + l2

Ширина полосы земельного отвода для создания СЛП или ширина СЛП рассчитывается по формуле НИИ МПС (научно-исследовательский институт Министерства путей сообщения):

, где

В - ширина полосы земельного отвода для создания СЛП или это ширина СЛП ( в м );

Р - максимальная степень снегозаносимости участка транспортной магистрали или это объем снегоприноса к транспортной магистрали ( м3/п.м., по заданию);

hp - рабочая высота СЛП – это высота накапливаемого в СЛП снежного вала-сугроба, при которой не наблюдается массовый снеголом деревьев в ней.

Количественная характеристика-оценка рабочей высоты СЛП (hp) установлена специальными многолетними наблюдениями -исследованиями и составляет от 1,5м до 3,0м в зависимости от агролесомелиоративного района и типа почвы, а именно:

– на серых лесных почвах и черноземных почвах всех типов (кроме солонцеватых) - 3,0 м;

– на солонцеватых черноземных почвах, подзолистых и темно-каштановых почвах - 2,5 м;

– на каштановых, светло-каштановых, бурых и сильносмытых почвах всех типов, а также на почвах солонцового комплекса -2,0-1,5 м.

В состав комплекса осуществляемых мелиоративных мероприятий на землях транспортных магистралей входят: организационно-хозяйственные, механические, химические и биологические (луго-траво и лесомелиоративные) мероприятия.

Система лесомелиоративных мероприятий на землях транспортных магистралей включает в себя следующие виды лесных насаждений: снегозадерживающе-снегонакапливающие, ветроломно-ветроослабляющие, оградительные, пескозащитные – противодефляционные, почвоукрепляюще – противоэрозионные, противоабразионные, водоемозащитные, водонаправляющие, декоративные, санитарно – гигиеническо – оздоровительные и другие.

В расчётно-графической работе студент проектирует только создание системы снегозадерживающих лесных полос (СЛП).

С учетом объема снегоприноса к участку транспортной магистрали (Р) по заданию (например, 300 м3/п.м.) и рабочей высоты СЛП (например, для лесостепной зоны с типичными черноземными почвами, 3,0 м) устанавливают (определяют) ширину полосы земельного отвода для создания СЛП - ширину СЛП ( в м), которая с учетом показателей,по заданию, будет составлять:

= = 100 м;

Общая же ширина полосы земельного отвода с каждой стороны проезжей части транспортной магистрали с учетом выше указанныхпридержек будет составлять:

Z = B+l1+l2= 100+20+5= 125 м

 

Затем для каждой стороны вдоль проезжей части транспортной магистрали в полосе земельного отвода проектируют снегозадерживающие ЛП с учетом ширины СЛП или в виде одной сплошной ленты (полосы), или в виде многоленточной СЛП (двух-четырех и более ленточной СЛП) с безлесными интервалами между лентами различной ширины.

Таблица 6 - Система СЛП на землях транспортных магистралей в зависимости от степени снегозаносимости (Р м3/п.м.) и ширины СЛП (В, м)

Степень снегозаносимости (Р), м3/п.м. Ширина СЛП (В), м Система СЛП (количество лент в СЛП, шт.)
Слабая - до 100 35 - 65 Одно-двухленточная
Средняя - 101-250 35 - 125 Двух-трехленточная
Сильная - 251-400 125 - 200 Трех-четырехленточная
Очень сильная -более 400 более 250 Четырехленточная и более

 

В двухленточных СЛП ленту со стороны проезжей полосы транспортной магистрали с целью полного очищения ветрового потока от метелевого снега необходимо создавать более широкими (15 - 25 м),чем со стороны поля. В трехленточных СЛП и в многоленточных СЛП все ленты, как правило, должны быть одинаковыми по ширине.

В СЛП, состоящих из нескольких лент, наиболее широким следует проектировать первый к полю межленточный безлесный интервал. Ширина межленточного интервала со стороны поля и всех других межленточных интервалов в многоленточных СЛП должна определяться с таким расчетом, чтобы в них могла отложиться основная масса приносимого метелевого снега. Ширину межленточного интервала в СЛП со стороны поля необходимо проектировать:

в двухлеточных СЛП – до 45 м,

трехленточных– до 60 м,

четырехленточных и более – 40 - 70 м.

На участках транспортных магистралей с очень сильной и сильной степенью снегозаносимости (251- 400 м3/п.м. и более) все остальные межленточные интервалы проектируются шириной до 20 - 25 м.

Конструкция СЛП - плотно-ажурная, в состав ее вводят главные, сопутствующие породы, а также кустарники. В одноленточных СЛП шириной до 25м кустарники размещают только в опушечных рядах (два ряда с путевой стороны и один - два ряда с полевой). В ленты со стороны проезжей полосы магистрали в двух-, трех- и многоленточных СЛП кустарники вводят чистыми 1-2 рядами в обе опушки. В срединных лентах СЛП (между крайними лентами со стороны поля и со стороны проезжей полосы магистрали) кустарники вводят в один - два опушечных ряда и только с заветренной стороны их.

В связи с возможностью переноса снега под углом по отношению к оси дороги, снегозадерживающие лесные полосы проектируются длиннее защищаемого участка транспортной магистрали на 50 - 100 м.

При большой длине снегозадерживающей лесной полосы, проектируемой на сельскохозяйственных угодьях, необходимо предусматривать разрывы (по 10 - 15 м) через каждые 800 - 1000 м для прохода сельскохозяйственных и других машин.

Древесно-кустарниковые породы для создания снегозадерживающих лесных полос подразделяются на следующие основные группы:

а) низкие кустарниковые породы высотой до 2 м;

б) высокие кустарниковые породы высотой более 2 м;

в) низкокронные деревья (сопутствующие породы);

г) высококронные деревья (главные породы).

Обязательным элементом лесной полосы должна быть густая двухрядовая опушка — оградительная защитная полоса из древесных и кустарниковых пород с колючками, переносящих стрижку.

Рекомендуется следующий примерный ассортимент древесных и кустарниковых пород для Европейской части России:

Низкие кустарники — смородина золотистая, шиповник, спирея рябинолистная, спирея средняя, жимолость татарская.

Высокие кустарники — акация желтая, ирга круглолистная, боярышник, облепиха, сирень обыкновенная, скумпия, клен татарский, лещина, ива пурпурная.

Низкокронные деревья — берест, вяз обыкновенный, ильм, клен полевой, акация белая.

Высококронные деревья — сосна обыкновенная, лиственница сибирская, ель обыкновенная, тополя канадский и бальзамический, дуб черешчатый, ясень ланцетный, береза повислая, клен остролистный.

При выборе деревьев и кустарников для снегозадерживающих лесных полос нужно отдавать предпочтение местным породам.

В расчётно-графической работе обосновать необходимость создания снегозадерживающих лесных полос.Привести схему размещения лесополос относительно проезжей части магистрали, указать ширину лесных полос с закрайками, величину разрывов между лентами в многоленточных СЛП. Определить видовой состав древесных и кустарниковых пород, их размещение, число рядов, ширину междурядий и расстояние между растениями в ряду.

На плане землепользования условными знаками показать расположение лесополос на землях транспортных магистралей.

Схемы снегозадерживающих лесных полос на землях транспортных магистралей приведены на рисунке 5.

 

 

Рис. 5 - Схемы снегозадерживающих лесных полос на землях транспортных магистралей

( W – объем снега, приносимого к дороге, м3/м):

а – при W до 100 м3; б – при =101 – 250 м3; в – при = 251 – 400 м3; г – при = 401 м3 и более;

1 - главные породы; 2 – сопутствующие породы; 3 – кустарники

 

 

Рекомендуемая литература

 

а) основная:

1. Ивонин В.М., Пиньковская М.Д. Лесомелиорация ландшафтов: учебник /Под редакцией В.М. Ивонина //2-е издание исправленное и дополненное. – Сочи, 2012.-173 с.

2. Родин А.Р., Калашникова Е.А., Родин С.А., Силаев Г.В. Лесные культуры: учебник /Под общ.ред. проф. А.Р. Родина //2-е издание исправленное и дополненное. – М, 2009.- 462 с.

3. Тарасенко В.П., Шошин В.И., Егорушкин В.А. Лесомелиорация ландшафтов. Учебное пособие под общей редакцией В.П. Тарасенко. – Брянск, БГИТА, 2010. – 127 с.

 

б) дополнительная:

1. Родин А.Р. Лесомелиорация ландшафтов: учебник /А.Р. Родин, С.А. Родин. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. – 165 с.

2. Справочник агролесомелиоратора. — М.: Лесная промышленность, 1984. — 248 с.

3. Тарасенко В.П., Шошин В.И. Лесная мелиорация. Материалы для самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения лесохозяйственного факультета (специальность 260400). Брянск, 1999. – 259с.

4. Тарасенко В.П., Шошин В.И. Лесная мелиорация в вопросах и ответах. Материалы для самостоятельной работы студентов лесохозяйственных факультетов по специальности 260400. Брянск, 1996. – 133с.

5. Типовые нормы выработки на лесокультурные работы, выполняемые в равнинных условиях. – М.:Экономика, 1989. – 96с.

 

Приложение 1

 

 

Продольный профиль леснойполосы продуваемой конструкции

 

 

Продольный профиль леснойполосы ажурной конструкции

Приложение 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.