Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

 

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

В г.Великом Новгороде

Кафедра Экономики и управления

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Для студентов

Направления 080200.62 «Менеджмент»

 

Великий Новгород

 

Одобрено на заседании кафедры экономики и управления, протокол № ___ от_______________ 2015 г.

Рекомендовано Учебно-методическим советом по направлению 080200.62, протокол №___от_______________ 2015г.

 

Методические указания по организации производственной (преддипломной) практики для студентов направления 080200.62 «Менеджмент», Великий Новгород: СПбГЭУ, 2015г.

 

Методические указания предназначены для студентов направления 080200.62 «Менеджмент» дневной и заочной формы обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................................................................... 4

2. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ............................................................ 6

 

4. ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................ 9

Приложение 1 (Титульный лист)................................................................................................... 11

Приложение 2 (Индивидуальное задание, Личный листок, Перечень заданий, подлежащих разработке на практике)………………………………………………………………………..…12

Приложение 3 (Характеристика)…………………………………………………………………15

 

Приложение 4 (Дневник прохождения практики)……………………………….……/………..16

 

Приложение 5 (Схема анализа первичных данных предприятия 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ 9для раздела 1 отчета по

практике)…………………. ……………………………………………………………………. 17

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В соответствии с Положением об организации проведения практики студентов СПбГЭУ и учебным планом направления 080200.62 «Менеджмент»студенты, обучающиеся по данному направлению, проходят производственную (преддипломную) практику (4-й курс).

 

Студент при прохождении практики обязан:

- полностью выполнить задание, предусмотренные программой практики;

- подчиняться действующим на предприятии (организации) правилам внутреннего трудового распорядка;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- участвовать в рационализаторской работе по заданию кафедры;

- предоставить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и защитить отчет по практике.

 

Руководитель практики от университета обязан:

- до начала практики выехать на предприятие для организации необходимой подготовки к приезду студентов-практикантов;

- обеспечить проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (ознакомление с порядком прохождения практики), инструктаж по технике безопасности;

- обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебным планам и программам;

- осуществить контроль за обеспечением предприятием нормальных условий труда студентов, контролировать проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности;

- контролировать выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка;

- принимать участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам практики;

- рассматривать отчеты студентов по практике, давать отзывы по их работе и представлять заведующему кафедры письменный отчет по проведению практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;

- всю работу осуществлять в тесном контакте с соответствующим руководителем практики от предприятия.

 

Руководитель практики студентов от предприятия, осуществляющий общее руководство практикой, обязан:

- подбирать опытных специалистов в качестве руководителей практики студентов;

- совместно с вузовским руководителем организовывать и контролировать организацию практики студентов в соответствии с программой и утвержденными графиками прохождения практики;

- обеспечивать качественное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;

- вовлекать студентов в научно-исследовательскую и рационализаторскую работу;

- организовывать совместно с руководителем практики от вуза чтение лекций, докладов, проведение семинаров и консультаций ведущими работниками предприятия (организации) по новейшим направлениям в науке и технике, проводить встречи студентов с передовиками и новаторами производства, а также экскурсии внутри предприятия и на другие объекты;

- контролировать соблюдение практикантами дисциплины и сообщать в вуз о всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка;

- осуществлять учет работы студентов-практикантов;

- организовывать совместно с руководителем практики от вуза перемещение студентов по рабочим местам;

- отчитываться перед руководителем предприятия (организации) за организацию проведения практики.

 

Руководитель практики студентов в отделе (службе, бюро, лаборатории), осуществляющий непосредственное руководство практикой, обязан:

- организовывать прохождение преддипломной практикой закрепленных за ним студентов в тесном контакте с вузовским руководителем;

- знакомить студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, с управлением технологическим процессом, оборудованием, технологическими средствами его эксплуатации, экономикой и организацией производства услуг, организацией обслуживания населения, охраной труда и т.д.;

- осуществлять постоянный контроль за учебной и производственной практикой студентов, помогать им правильно выполнять задания на рабочем месте, знакомить с передовыми методами работы и консультировать по производственным вопросам;

- обучать студентов безопасным методам работы;

- контролировать ведение дневников, подготовку отчетов студентов-практикантов и составлять на них производственные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий.

 

Структурное содержание отчета по производственной практике должно включать введение и заключение, три главы, список литературы и приложения. В таблице 1 представлены типовая структура основных частей отчета по производственной практике и рекомендуемое соотношение их объемов.

Таблица 1

Содержание и структурное соотношение основных частей Отчета

Типовая структура Отчета по производственной практике Рекомендуемый объем, стр.
Титульный лист (подпись руководителя практики и печать с места прохождения практики)(Прил.1)
Направление на практику (обе стороны заверены подписями руководителя практики и печатью предприятия)
Индивидуальное задание; перечень заданий, подлежащих разработке на практике; личный листок с фотографией студента (на индивидуальном задании подпись руководителя практики и печать с места прохождения практики)(Прил.2)
Характеристика (оценка, подпись руководителя практики и печать с места прохождения практики)(Прил.3)
Дневник прохождения практики (подписи руководителя практики и печать с места прохождения практики) (Прил.4)
Содержание
Введение (подпись руководителя практики и печать с места прохождения практики)
Раздел 1. Комплексный анализ деятельности предприятия (организации) (Общая характеристика предприятия (местонахождение предприятия, год основания, схема организационной структуры, штатное расписание с ФОТ за последний год), анализ ассортимента и объема производства/продаж/реализации продукции/работ/услуг за 2 года, анализ себестоимости продукции/работ/услуг за 2 года, анализ прибыли и рентабельности за 2 года)(Схема анализа первичных данных - Прил.5)
Раздел 2. Анализ маркетинговой ситуации предприятия (анализ внешней среды). (позиция предприятия на рынке относительно внешней среды: влияние конкурентов, поставщиков, потребителей; рассматриваются политические, экономические и социокультурные факторы, влияющие на деятельность предприятия)
Раздел 3. Анализ деятельности организации в области, определенной темой выпускной квалификационной работы.
Заключение
Список литературы (не менее 15 шт., издания последних 5 лет)
Приложения  

 

 

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Производственная практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных бакалавров и проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности согласно учебному плану и графику.

Целью производственной практики является сбор, обобщения и анализ материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной работы. До начала производственной практики студент обязан выбрать тему выпускной квалификационной работы.

В результате прохождения практики студент должен предоставить к защите отчет, состоящий из трех разделов.

Раздел 1. Комплексный анализ деятельности предприятия (организации).

В данном разделе целесообразно отразить название и организационно-правовую форму предприятия (организации), на материалах которого выполняется выпускная квалификационная работа.

Обязательным является анализ организационной структуры управления предприятием, функциональных связей и зависимостей между структурными подразделениями. Выделение основных иерархических уровней управления следует дополнить анализом прав и функциональных обязанностей менеджеров - руководителей.

Основные организационно-экономические характеристики предприятия (организации) должны сопровождаться комплексной оценкой ресурсного потенциала предприятия, включая специализацию производства, технический уровень и качество продукции (услуг), количественные характеристики результатов деятельности и т.д.

Анализ рекомендуется проводить по следующим направлениям, используя данные за два и более отчётных периода:

- общая характеристика предприятия

- анализ труда и заработной платы;

- анализ объемов продаж и ассортимента продукции, работ, услуг и т.д.;

- анализ себестоимости и затрат на производство;

- анализ прибыли и рентабельности.

Анализируя различные показатели, необходимо по возможности просчитывать уровень потерь с тем, чтобы в проектной части, планируя и реализуя конкретные мероприятия, выявленные потери ликвидировать или же сократить их размер.

Раздел 2. Анализ маркетинговой ситуации предприятия (анализ внешней среды).

Ванализе внешней среды предприятиярассматривается позиция предприятия на рынке относительно внешней среды: влияние конкурентов, поставщиков, потребителей; рассматриваются политические, экономические и социокультурные факторы, влияющие на деятельность предприятия. Целесообразно проводить данный анализ с применением матрицы БКГ, РЕSТ-анализа, SWOT-анализа и т.д. Выбор конкретных методов определяется дипломником по согласованию с руководителем, исходя из темы проекта и имеющейся информации.

РЕSТ-анализ - данный инструмент направлен на анализ внешней макросреды. В его основе лежит оценка факторов (политико-правовых, экономических социальных, технологических), которые могут оказывать потенциальное влияние на деятельность организации. В данном случае указываются только те факторы, которые свойственны отрасли, в которой осуществляется деятельность рассматриваемого предприятия. После проведения РЕSТ-анализа необходимо осуществить прогноз влияния факторов внешней макросреды на деятельность организации (факторы берутся из матрицы РЕSТ-анализа).

Может быть проведен анализ внешней микросреды (отрасли) с использованием следующего инструментария анализа:

· пять сил Портера;

· матрица БКГ;

· опытная кривая;

· определение движущих сил отрасли;

· ситуационный анализ.

Пять сил Потера - данный инструмент анализа позволяет выявить степень влияния конкурентных сил (конкуренция между фирмами в отрасли; товары заменители; рыночная власть потребителей и поставщиков; новые конкуренты) на деятельность организации. Проведение данного анализа позволит определить эффективность осуществляемого бизнеса. Оценка конкурентных сил производится в относительных величинах.

Матрица БКГ - данный инструмент позволяет определить рыночные позиции рассматриваемой организации по отношению к позициям лидера отрасли. Матрица БКГ состоит из четырех квадрантов (звезды; дойные коровы; вопросительные знаки; собаки). По горизонтальной оси откладывается относительная доля рынка (отношение доли рынка компании к доле рынка компании-лидера). По вертикальной оси откладываются показатели темпов роста рынка (рост потребительского спроса, характеризующий привлекательность рынка).

Опытная кривая - характеризует положение организации (по отношению к основным конкурентам) с точки зрения масштаба производства и реального уровня его издержек. По вертикальной оси откладываются удельные издержки, по горизонтальной оси - объем производства. Значения по осям приводятся в абсолютных величинах.

Движущие силы отрасли - это те силы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие отрасли, в которой функционирует рассматриваемое предприятие.

Ситуационный анализ – определение взаимоотношений фирмы с внешним миром. При выполнении такого анализа необходимо ответить на ряд вопросов.

Рынки. На каких рынках действует ваша фирма? Какие из них являются для нее основными? Каковы основные сегменты этих рынков? Каковы емкости каждого сегмента в настоящее время и в перспективе?

Потребители. Принадлежат ли они к каким-то отраслям, или это индивидуальные покупатели? Их отношение к вашей фирме? Что влияет на их решения об объеме потребления продукции вашей фирмы? Какие есть у вас возможности влиять на изменение этих решений?

Конкуренты. Кого можно считать основными конкурентами? Какова их численность, мощь, стратегия и методы ведения конкурентной борьбы? Какую долю рынка они занимают и смогут занять в перспективе? Возможно ли сотрудничество с ними?

Товарная продукция. Какова основная продукция фирмы? Какова конкурентоспособность каждого вида продукции? Следует ли расширять, сокращать производство или менять ассортимент выпускаемой продукции?

Цены. Насколько цены соответствуют издержкам, спросу, конкурентоспособности товара? Какова вероятная реакция потребителей на повышение или понижение цен? Используется ли политика цен, стимулирующих увеличение продаж?

Поставщики. Кто основные поставщики? Можно ли считать их перспективными партнерами? Имеются ли альтернативные партнеры и что необходимо сделать для укрепления отношений с ними? Каков прогноз изменения цен на продукцию поставщиков и как изменение цен отразится на экономике фирмы? Какие меры в связи с этим можно принять?

Имидж фирмы. Как рекламируется фирма и ее продукция? Сколько средств выделяется на рекламу? Имеет ли фирма отличительные особенности при оформлении рекламных материалов? Достаточно ли часто привлекается пресса, телевидение и другие средства массовой информации для популяризации успехов и замыслов фирмы?

Конъюнктура. Как складывается экономическая, научно-техническая и политическая конъюнктура? Какие тенденции преобладают? В какой мере эти тенденции будут угрожать или благоприятствовать вашей фирме? Может ли фирма влиять на негативные тенденции, и что для этого конкретно надо предпринять?

Раздел 3. Анализ деятельности организации в области, определенной темой выпускной квалификационной работы.

Например, если тема выпускной квалификационной работы определена как «Разработка мероприятий по повышению мотивации персонала (на примере ООО «Омега»)», то раздел 3 отчета по практике может называться «Анализ системы мотивации и стимулирования персонала ООО «Омега». Содержание данного раздела определяется студентом самостоятельно.

Аналитическая часть должна заканчиваться выводами, в которых сформулированы основные проблемы и узкие места в деятельности предприятия (организации). Их должно быть выявлено не менее трех, и они должны быть связаны с темой выпускной квалификационной работы.

Студенты, проявившие в течение обучения склонности к научно-исследовательской работе, по рекомендации кафедры могут быть направлены для прохождения производственной практики на кафедру и привлекаться для выполнения научно-исследовательской и научно-методической работы кафедры. В их отчете должны содержаться конкретные результаты в данных областях (научно-исследовательских, учебно-методических или научно-методических разработках).

Кроме отчета студенты представляют дневник практики (см. приложение) и характеристику (см. приложение) с места прохождения практики с оценкой руководителя практики от предприятия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.