Тема: Проблемы психического развития ребенка философских учениях о душе и о сознании
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности, условия и этапы развития психологии в рамках философии.
2. Проблема психического развития в материалистических учениях о душе в Древней Греции (Герактит, Демокрит).
3. Проблема психического развития в идеалистических учениях о душе в Древней Греции (Сократ, Платон).
4. Естественно-научный подход к душе в теории Аристотеля.
5. Проблема психического развития в философии средневековья (Фома Аквинский, Ибн Сина).
6. Материалистические концепции развития психики в Новое Время (Т. Гоббс, Б. Спиноза,. Дж. Локк).
7. Идеалистические концепции развития психики в Новое Время (Р.Декарт, Г.Лейбниц).
8. Подход к решению проблемы психического развития в ассоциативной психологии.
Задания:
1. Выписать основные понятия по теме.
2. Выявить особенности подходов к решению проблем психологии философов античности и средневековья (психофизическая проблема, проблема познания, проблема саморегуляции, проблема развития). Представить в таблице.
Философ
Психофизическая проблема
Проблема познания
Проблема саморегуляции
Проблема развития
Литература:
Основная:
1. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии.- М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная:
2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1995.- с.33-83.
Семинар №2
Тема: Теории развития личности в зарубежной психологии
Вопросы для обсуждения:
1.Психоаналитические теории развития ребенка.
а) Общая характеристика психоаналитического направления: представления о природе человека, предмет и метод исследований.
б) Основные положения теории психосексуального развития ребенка 3. Фрейда:
в) Индивидуальная психология А. Адлера: представления о механизмах психического развития.
г) Представления об условиях психического развития в неопсихоанализе (К. Хорни, А. Фрейд, Э.Эриксон).
2. Проблемы психического развития в гуманистической психологии.
а) Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека, предмет и методы исследований.
б) Г. Олпорт: понятие о врожденных и приобретенных чертах личности.
в) Мотивационная теория личности А.Маслоу.
г) К. Роджерс: развитие самосознания и адекватной самооценки как основа психического здоровья личности.
Задания
1. Выписать определения понятий по теме;
2. Провести сравнительный анализ психоаналитического и гуманистического к проблеме психического развития. Продолжить таблицу
Школа
Предмет исследований
Методы
Представления о психическом развитии
Содержание развития
Механизмы и движ силы развития
Ход развития
Роль биологич. фактора
Роль
среды
соотнош обучения и разв-я
Бихевиоризм
Гештальтпсихология
Психоанализ
Гуманистическая психология
Примечание: в таблице должны быть изложены не только общие для каждого подхода положения, но и специфические особенности учений его представителей; все понятия должны быть определены.
Литература
Основная:
1. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. – М., 2004.
Дополнительная
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.
Семинар № 3
Тема: Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского: сознание и его развитие как предмет исследования, экспериментально-генетический метод.
2. Учение о высших психических функциях, закон развития ВПФ. Натуральная и культурная линии развития.
3. Условия психического развития ребенка в концепции Л.С. Выготского.
4. Обучение как движущая сила психического развития в теории Л.С. Выготского. Критика зарубежных теорий обучения, развивающее обучение, понятие «зоны ближайшего развития».
5. Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).
6. Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в отечественной психологии. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова.
7. Понятие «психологический возраст» и критерии периодизации в теории Л.С. Выготского. Понятие структура возраста, ее характеристики. Стабильные и критические возрасты.
8. Деятельность как критерий периодизации психического развития. Ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев). Закон чередования ведущих типов деятельности Д.Б. Эльконина, типы кризисов, эпохи и стадии детства.
Задания:
1. Выписать предмет, метод и основные положения теории Л.С. Выготского, понятие высших психических функций и закон их развития.
2. Определить содержание натуральной и культурной линии развития, роль освоения орудий и знаков в развитии ребенка.
3. Привести примеры натуральных и высших психических функций и охарактеризовать по параметрам: опосредствованность, осознанность, произвольнось, интеллектуализированность.
4. Выписать и обосновать условия и движущие силы психического развития с точки зрения Л.С. Выготского, понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, типы обучения.
5. Выписать понятие деятельность, ее структура, ведущая деятельность и характеристики ведущей деятельности, механизмы формирования деятельности.
6. Выписать понятие учебной деятельности ее содержание и структуру (В.В. Давыдов).
7. Выявить отличия культурно-исторического и зарубежных подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.
Психологи
Ход развития
Условия
Источники
Форма развития
Специфика развития
Движущие силы развития
8. Выписать критерии периодизаций психического развития в зарубежной психологии и теории Л.С. Выготского.
9. Выписать понятия возраста, социальной ситуации развития, новообразований, особенностей кризисов.
10. Определить типы и виды ведущих деятельностей на разных стадиях онтогенеза.
11. Заполнить таблицу: «Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину»
эпоха
стадия
тип и вид деятельности
тип кризиса
Литература:
Основная:
1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. Вузов. - М. : Гардарики, 2004.
Дополнительная:
2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.,2008.
3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987.
4. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2008.
5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2008.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.
7. Психология развития: Учебник для студ. Вузов / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005.