Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии



Методические рекомендации по подготовке

К семинарским занятиям для студентов ОЗО

Психология. Часть 2: Возрастная психология

Педагогическое образование,

профиль подготовки:Дошкольное образование

2 курс. 3 – 4 семестр.

Преп: Т.Е. Чернокова, Т.В. Савищева

 

План занятий на 3 семестр

Семинар № 1

Тема: Проблемы психического развития ребенка философских учениях о душе и о сознании

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности, условия и этапы развития психологии в рамках философии.

2. Проблема психического развития в материалистических учениях о душе в Древней Греции (Герактит, Демокрит).

3. Проблема психического развития в идеалистических учениях о душе в Древней Греции (Сократ, Платон).

4. Естественно-научный подход к душе в теории Аристотеля.

5. Проблема психического развития в философии средневековья (Фома Аквинский, Ибн Сина).

6. Материалистические концепции развития психики в Новое Время (Т. Гоббс, Б. Спиноза,. Дж. Локк).

7. Идеалистические концепции развития психики в Новое Время (Р.Декарт, Г.Лейбниц).

8. Подход к решению проблемы психического развития в ассоциативной психологии.

Задания:

1. Выписать основные понятия по теме.

2. Выявить особенности подходов к решению проблем психологии философов античности и средневековья (психофизическая проблема, проблема познания, проблема саморегуляции, проблема развития). Представить в таблице.

Философ Психофизическая проблема Проблема познания Проблема саморегуляции Проблема развития
         

Литература:

Основная:

1. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии.- М.: Гардарики, 2004.

Дополнительная:

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1995.- с.33-83.

Семинар №2

Тема: Теории развития личности в зарубежной психологии

Вопросы для обсуждения:

1.Психоаналитические теории развития ребенка.

а) Общая характеристика психоаналитического направления: представления о природе человека, предмет и метод исследований.

б) Основные положения теории психосексуального развития ребенка 3. Фрейда:

в) Индивидуальная психология А. Адлера: представления о механизмах психического развития.

г) Представления об условиях психического развития в неопсихоанализе (К. Хорни, А. Фрейд, Э.Эриксон).

2. Проблемы психического развития в гуманистической психологии.

а) Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека, предмет и методы исследований.

б) Г. Олпорт: понятие о врожденных и приобретенных чертах личности.

в) Мотивационная теория личности А.Маслоу.

г) К. Роджерс: развитие самосознания и адекватной самооценки как основа психического здоровья личности.

Задания

1. Выписать определения понятий по теме;

2. Провести сравнительный анализ психоаналитического и гуманистического к проблеме психического развития. Продолжить таблицу

Школа Предмет исследований Методы Представления о психическом развитии
Содержание развития Механизмы и движ силы развития Ход развития Роль биологич. фактора Роль среды соотнош обучения и разв-я
Бихевиоризм                
Гештальтпсихология                
Психоанализ                
Гуманистическая психология                

Примечание: в таблице должны быть изложены не только общие для каждого подхода положения, но и специфические особенности учений его представителей; все понятия должны быть определены.

Литература

Основная:

1. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. – М., 2004.

Дополнительная

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.

 

Семинар № 3

Тема: Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского: сознание и его развитие как предмет исследования, экспериментально-генетический метод.

2. Учение о высших психических функциях, закон развития ВПФ. Натуральная и культурная линии развития.

3. Условия психического развития ребенка в концепции Л.С. Выготского.

4. Обучение как движущая сила психического развития в теории Л.С. Выготского. Критика зарубежных теорий обучения, развивающее обучение, понятие «зоны ближайшего развития».

5. Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).

6. Развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении в отечественной психологии. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова.

7. Понятие «психологический возраст» и критерии периодизации в теории Л.С. Выготского. Понятие структура возраста, ее характеристики. Стабильные и критические возрасты.

8. Деятельность как критерий периодизации психического развития. Ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев). Закон чередования ведущих типов деятельности Д.Б. Эльконина, типы кризисов, эпохи и стадии детства.

Задания:

1. Выписать предмет, метод и основные положения теории Л.С. Выготского, понятие высших психических функций и закон их развития.

2. Определить содержание натуральной и культурной линии развития, роль освоения орудий и знаков в развитии ребенка.

3. Привести примеры натуральных и высших психических функций и охарактеризовать по параметрам: опосредствованность, осознанность, произвольнось, интеллектуализированность.

4. Выписать и обосновать условия и движущие силы психического развития с точки зрения Л.С. Выготского, понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, типы обучения.

5. Выписать понятие деятельность, ее структура, ведущая деятельность и характеристики ведущей деятельности, механизмы формирования деятельности.

6. Выписать понятие учебной деятельности ее содержание и структуру (В.В. Давыдов).

7. Выявить отличия культурно-исторического и зарубежных подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.

Психологи Ход развития Условия Источники Форма развития Специфика развития Движущие силы развития
             

8. Выписать критерии периодизаций психического развития в зарубежной психологии и теории Л.С. Выготского.

9. Выписать понятия возраста, социальной ситуации развития, новообразований, особенностей кризисов.

10. Определить типы и виды ведущих деятельностей на разных стадиях онтогенеза.

11. Заполнить таблицу: «Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину»

эпоха стадия тип и вид деятельности тип кризиса
       

Литература:

Основная:

1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. Вузов. - М. : Гардарики, 2004.

Дополнительная:

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.,2008.

3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987.

4. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2008.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2008.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.

7. Психология развития: Учебник для студ. Вузов / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.